Фальсификация выборов началась задолго до выборов

На сайт "Карта нарушений" стекаются все данные о нарушениях как предвыборной кампании-2011, так и самого процесса голосования

Уже сейчас, еще до начала активной фазы избирательной кампании, журналисты и правозащитники Петербурга обнаруживают многочисленные нарушения буквы закона, причем, в основном со стороны кандидатов в депутаты от "Единой России".

Если судить по сайту "Карта нарушений. Выборы 2011" то сообщений о явных нарушениях предвыборного законодательства из Петербурга пока поступало немного – всего 20. Однако обращает внимание на себя то, что большинство зафиксированных наблюдателями нарушений связано с проводящимся в этом городе экспериментом – голосованием по почте. В среднем звонков, которые раздаются в эти дни в штаб-квартире правозащитной организации "Лига избирательниц", по словам ее председателя Татьяны Дорутиной, немного – по четыре-пять в день. Однако надо учитывать, что "горячая линия" этой организации еще не разрекламирована. Люди сами ищут, куда сообщить о нарушениях. На сайте "Карта нарушений. Выборы 2011" сообщается, например, о том, что в 23-м округе в местной территориальной избирательной комиссии уже подано более шести тысяч заявлений от избирателей на голосование по почте.

Политический обозреватель интернет-издания "ЗАКС.ру" Олег Мухин провел расследование ситуации, которая сложилась в округе депутата-единоросса Алексея Белоусова. Мухину стало известно, что местные председатели ТСЖ платят избирателям за удаленное, через почту, голосование по 500 рублей, и решил проверить этот факт:

– Читатели "ЗАКСа" сообщили, что в доме номер 5 по улице Блохина якобы проводится голосование за депутата Белоусова от "Единой России". Я туда поехал и обнаружил, что там находится жилконтора и отдел по работе с несовершеннолетними. В жилконторе я ничего не такого не увидел, но в отделе по работе с несовершеннолетними мне сказали: сейчас мы голоса не покупаем и денег никому не даем, но ближе к выборам будем. Там была какая-то женщина, которая уверяла, что имеет отношение к выборам. Из беседы с ней стало ясно, что она – член участковой избирательной комиссии.

В тот же день другая читательница сообщила, что к ней приходил управдом и за 100 рублей предлагал проголосовать прямо здесь и сейчас, однако каким образом это можно сделать, она не выяснила, потому что ее такой подход возмутил, и она не стала общаться с управдомом. Я этому управдому позвонил, и он мне рассказал, что все происходит следующим образом: человек заполняет заявление, в котором изъявляет желание голосовать по почте. Сразу после этого ему дают 100 рублей, а потом, когда бюллетени будут готовы (где-то после 10 ноября), ему дадут еще 400 рублей и прямо на глазах у управдома в бюллетене поставят галочку за Белоусова.

Мы провели небольшое расследование. От имени одного из избирателей я поехал уже к другому управдому (потому что дом, где живет этот избиратель, относится к другому управдому), управдом меня пригласила на Блохина, 5, то есть туда же, откуда мы начинали наше маленькое расследование. Там я сделал все необходимое – написал заявление, мне дали 100 рублей, при этом паспорт у меня вообще не спрашивали, и обещали дать еще 400, когда будут бюллетени.

По мнению журналиста Олега Мухина, трудно понять, как может работать эта схема фальсификации на выборах – ведь подать заявление можно только через местную территориальную комиссию и при наличии паспорта или нотариально заверенной доверенности. После этого территориальная комиссия отправляет бюллетень по почте заказным письмом на адрес, указанный избирателем. Он его получает, голосует и отправляет обратно таким же заказным письмом. Причем при отправлении опять надо предоставить либо паспорт, либо доверенность. Каким образом председатели ТСЖ намерены ходить с пачками бюллетеней по избирателям – непонятно. Однако председатель петербургской правозащитной организации "Лига избирательниц" Татьяна Дорутина имеет свое объяснение того, как устроен механизм этих фальсификаций:

– По всему городу все административные и социальные службы – могу это сказать с полной ответственностью – участвуют в фальсификации выборов, раздавая заявления о голосовании по почте практически на местах своей работы. То есть в поликлиниках, в больницах, в различных социальных службах. К нам зашел молодой человек, который работает системным администратором в администрации муниципального округа "Черная речка", который рассказал нам, что своими глазами видел, как вся администрация сидит и пишет эти заявления. Женщина, чей ребенок состоит на учете в психоневрологическом диспансере в Адмиралтейском районе, рассказала мне, что социальная служба дала это заявление и ей, и ее ребенку, которому уже исполнилось 18 лет.

Ели учесть, что такие массовые нарушения фиксируются уже сейчас, за полтора месяца до выборов, а первые сообщения о них стали поступать еще две недели назад, то несложно себе представить, что будет твориться ближе ко дню голосования.