Большой театр продолжают сотрясать скандалы. Наталья Осипова и Иван Васильев – прима-балерина и премьер труппы – написали заявления об увольнении в связи с переходом на постоянную работу в Михайловский театр.
С незапамятных времен ведущие танцоры Большого театра покидали его только в связи с выходом на пенсию или из-за того, что их увольняли. Времена, когда из России уезжали Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Наталья Макарова, Александр Годунов, остались в советском прошлом. Более того, в новом сезоне на работу в Большой театр перешел американский танцор Дэвид Холберг, звезда American Ballet Theatre. Кстати, в Нью-Йорке он танцевал вместе с Натальей Осиповой.
Наталье Осиповой 25 лет, в 2004 году она закончила Московскую государственную Академию хореографии, завоевала бронзовую медаль на 10-м международном конкурсе артистов балета в Москве, тут же была принята в Большой театр, с января 2012 года станет примой American Ballet Theatre. Ивану Васильеву – 22 года, он – из Большого театра Белоруссии, был принят в труппу ГАБТа в 2006 году, после "золота" на конкурсе.
Оба танцора плотно заняты в репертуаре. Осипова танцевала главные партии в "Сильфиде", "Жизели", "Коппелии", "Эсмеральде", "Дон Кихоте", в балетах Алексея Ратманского ("Утраченные иллюзии", "Болеро", "Вываливающиеся старухи"), Джорджа Баланчина и Уильяма Форсайта. Иван Васильев занят в "Спартаке" , "Корсаре", "Пламени Парижа", "Баядерке", "Щелкунчике", "Раймонде", "Жизели", танцует в "Утраченных иллюзиях", первый исполнитель роли Юноши в балете Ролана Пети "Юноша и смерть" .
Большой театр во многом связывал с именами Осиповой и Васильева планы нового сезона. Например, возобновление балета Юрия Григоровича "Иван Грозный" рассчитано на Ивана Васильева. И вот приходит новость о том, что 27 ноября Осипова и Васильев выйдут на сцену Большого театра в "Дон Кихоте", а уже 20 января представят того же "Дон Кихота" в Михайловском театре, с которым подписали контракт на пять лет. И художественный руководитель Михайловского театра Начо Дуато собирается сделать специально для них новый спектакль. О причинах столь необычного решения молодой пары Радио Свобода рассказал премьер Большого балета Николай Цискаридзе.
– Москва – музыкальная, балетная, театральная – поражена внезапной новостью о том, что Наталья Осипова и Иван Васильев покидают Большой театр ради Михайловского. Разные версии обсуждаются театральной общественностью: и материальные интересы, и то, что Юрий Григорович не видит Наталью Осипову в классических балетах, которые идут в театре в его редакциях, и проблемы с расписанием. Говорят, что в Большом театре не составляют расписание на год вперед, и танцоры не имеют возможности подписать контракты с другими театрами мира, в которых хотели бы выступать. Как вы воспринимаете всю эту ситуацию, как ее объясняете?
– Перемена в творческой жизни – это выбор каждого артиста. А мне просто очень горько и обидно, потому что и Наташа, и Ваня–- очень одаренные люди и очень яркие артисты. И мне жалко, что они покинули театр. А в театре абсурдная ситуация сложилась уже давно, об этом много лет назад заявила на пресс-конференции в Лондоне Светлана Лунькина, после чего ее уже не ставят на гастролях на первые спектакли. Много интервью давала Мария Александрова, она рассказывала правду. Доведен был до такого состояния, чтобы написать заявление об уходе, Андрей Уваров. Он после открытия Большого театра сразу подал заявление и ушел, что оказалось, к сожалению, не замеченным СМИ. Об этом тоже надо говорить. Почитайте, что пишет Соткилава, какие страшные творческие проблемы в Большом театре. Вот сегодня я нахожусь в Мариинском театре, готовлю спектакль "Бриллианты", который должен танцевать на днях. Допустим, Елена Образцова, которая отказалась от участия в спектакле "Руслане и Людмиле" - он абсолютно жутко воспринят нормальными людьми, - 18-го поет в том же Михайловском театре "Пиковую даму". Не просто так это все происходит. Может быть, уже пора обратить внимание на хаос, творящийся в театре. Я понимаю Наташу и Ваню, ведь они – очень молодые, действующие артисты, им многие вещи хочется еще совершить. Конечно, артист не может быть голодным, и заработать нужно, и так далее.
– Можно ли обозначить проблемы – в той части, которая касается балетных людей?
– Вы почитайте, как мой коллега, многолетний мой товарищ, друг и сосед по раздевалке Сергей Филин, теперь художественный руководитель балета, в "Комсомольской правде" пишет обо мне, предлагая мне уйти. Нам было заявлено: "Кто не с нами, тот против нас". Типа того, что вы не имеете права голоса. Если вы хоть как-то возмущаетесь, вы должны уйти. Как это может быть? Может, Ване и Наташе тоже было сказано: "не хотите – уходите". Меня много раз подводили к тому, чтобы я ушел, но меня, в свое время, Марина Тимофеевна Семенова научила никогда в жизни не писать заявлений об уходе. И потом для меня Большой театр всегда был, есть и будет номер 1. Я давно сказал, что для меня быть артистом Большого театра – самое важное в жизни было и есть.
– А для молодых артистов Большой театр – уже не номер 1?
– Ну, если не дают работать, если ты месяцами сидишь и ждешь спектаклей, если у тебя один спектакль в месяц, и непонятно, что будет дальше, если берут людей со стороны, и тебе говорят, что танцевать будут они... Я в этом месяце должен был танцевать "Жизель", но я ее танцевал в абсолютно другой день, потому что тот день, на который я намечался, был отдан вновь пришедшим артистам. Все-таки, я человек уже взрослый, много лет отдавший не только Большому театру, но и российскому искусству. И, наверное, я заслужил, чтобы число выбрал я, а не девочка, которую только что приняли в труппу? И так происходит с каждым человеком. Если уж у нас Наташа и Ваня работают премьерами, значит, надо прислушиваться к их мнению - потому что, когда ты достигаешь определенного положения, тебя не должны постоянно унижать. И мне очень бы хотелось, чтобы вспомнили, что это государственный театр, а не частная лавочка, как ее рассматривают многие наши администраторы.
– А в Михайловском театре обстановка, с вашей точки зрения, лучше?
– Я не знаю, я там никогда не работал. С финансовой точки зрения в Михайловском гораздо лучше. Это я знаю точно, и это знает весь театральный мир. В последнее время в Большом театре стали сокращать нам выплаты из президентского гранта, и вся труппа возмутилась, но нам было сказано: "Мы взяли много новых артистов и администраторов, которым мы должны платить зарплату". Мы возмутились все, сказали: "Они нам не нужны!" Никакой реакции не последовало. В Большом театре уже давно нужна очень серьезная реорганизация и смена всего. Об этом говорят все великие артисты, и говорят не первый год. Но никто не хочет нас слышать. Большой театр открывает балетный сезон "Спящей красавицей" с Дэвидом Холбергом . Я его очень люблю и уважаю, мы с ним много лет знакомы, но то, что сезон открывает американский танцор, такого не должно быть, это плевок всему русскому балету!
– Но это же балет Юрия Николаевича Григоровича, его идея.
– Нет, это не его идея. Холберга взяли в труппу раньше.
– Но Григорович мог назначить другого танцора на эту роль, это же – зона его ответственности.
– Ну, я не знаю. Просто говорю: если такие вещи происходят, значит, надо что-то менять. На открытии Большого театра что было? Приглашенные вокалисты. Почему Образцова сидела в ложе, а не вышла, не спела ничего? Почему Соткилаве не дали хотя бы половину романса спеть? Все-таки эти люди не один год отдали этой сцене, правда?
С незапамятных времен ведущие танцоры Большого театра покидали его только в связи с выходом на пенсию или из-за того, что их увольняли. Времена, когда из России уезжали Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Наталья Макарова, Александр Годунов, остались в советском прошлом. Более того, в новом сезоне на работу в Большой театр перешел американский танцор Дэвид Холберг, звезда American Ballet Theatre. Кстати, в Нью-Йорке он танцевал вместе с Натальей Осиповой.
Наталье Осиповой 25 лет, в 2004 году она закончила Московскую государственную Академию хореографии, завоевала бронзовую медаль на 10-м международном конкурсе артистов балета в Москве, тут же была принята в Большой театр, с января 2012 года станет примой American Ballet Theatre. Ивану Васильеву – 22 года, он – из Большого театра Белоруссии, был принят в труппу ГАБТа в 2006 году, после "золота" на конкурсе.
Оба танцора плотно заняты в репертуаре. Осипова танцевала главные партии в "Сильфиде", "Жизели", "Коппелии", "Эсмеральде", "Дон Кихоте", в балетах Алексея Ратманского ("Утраченные иллюзии", "Болеро", "Вываливающиеся старухи"), Джорджа Баланчина и Уильяма Форсайта. Иван Васильев занят в "Спартаке" , "Корсаре", "Пламени Парижа", "Баядерке", "Щелкунчике", "Раймонде", "Жизели", танцует в "Утраченных иллюзиях", первый исполнитель роли Юноши в балете Ролана Пети "Юноша и смерть" .
Большой театр во многом связывал с именами Осиповой и Васильева планы нового сезона. Например, возобновление балета Юрия Григоровича "Иван Грозный" рассчитано на Ивана Васильева. И вот приходит новость о том, что 27 ноября Осипова и Васильев выйдут на сцену Большого театра в "Дон Кихоте", а уже 20 января представят того же "Дон Кихота" в Михайловском театре, с которым подписали контракт на пять лет. И художественный руководитель Михайловского театра Начо Дуато собирается сделать специально для них новый спектакль. О причинах столь необычного решения молодой пары Радио Свобода рассказал премьер Большого балета Николай Цискаридзе.
– Москва – музыкальная, балетная, театральная – поражена внезапной новостью о том, что Наталья Осипова и Иван Васильев покидают Большой театр ради Михайловского. Разные версии обсуждаются театральной общественностью: и материальные интересы, и то, что Юрий Григорович не видит Наталью Осипову в классических балетах, которые идут в театре в его редакциях, и проблемы с расписанием. Говорят, что в Большом театре не составляют расписание на год вперед, и танцоры не имеют возможности подписать контракты с другими театрами мира, в которых хотели бы выступать. Как вы воспринимаете всю эту ситуацию, как ее объясняете?
– Перемена в творческой жизни – это выбор каждого артиста. А мне просто очень горько и обидно, потому что и Наташа, и Ваня–- очень одаренные люди и очень яркие артисты. И мне жалко, что они покинули театр. А в театре абсурдная ситуация сложилась уже давно, об этом много лет назад заявила на пресс-конференции в Лондоне Светлана Лунькина, после чего ее уже не ставят на гастролях на первые спектакли. Много интервью давала Мария Александрова, она рассказывала правду. Доведен был до такого состояния, чтобы написать заявление об уходе, Андрей Уваров. Он после открытия Большого театра сразу подал заявление и ушел, что оказалось, к сожалению, не замеченным СМИ. Об этом тоже надо говорить. Почитайте, что пишет Соткилава, какие страшные творческие проблемы в Большом театре. Вот сегодня я нахожусь в Мариинском театре, готовлю спектакль "Бриллианты", который должен танцевать на днях. Допустим, Елена Образцова, которая отказалась от участия в спектакле "Руслане и Людмиле" - он абсолютно жутко воспринят нормальными людьми, - 18-го поет в том же Михайловском театре "Пиковую даму". Не просто так это все происходит. Может быть, уже пора обратить внимание на хаос, творящийся в театре. Я понимаю Наташу и Ваню, ведь они – очень молодые, действующие артисты, им многие вещи хочется еще совершить. Конечно, артист не может быть голодным, и заработать нужно, и так далее.
– Можно ли обозначить проблемы – в той части, которая касается балетных людей?
– Вы почитайте, как мой коллега, многолетний мой товарищ, друг и сосед по раздевалке Сергей Филин, теперь художественный руководитель балета, в "Комсомольской правде" пишет обо мне, предлагая мне уйти. Нам было заявлено: "Кто не с нами, тот против нас". Типа того, что вы не имеете права голоса. Если вы хоть как-то возмущаетесь, вы должны уйти. Как это может быть? Может, Ване и Наташе тоже было сказано: "не хотите – уходите". Меня много раз подводили к тому, чтобы я ушел, но меня, в свое время, Марина Тимофеевна Семенова научила никогда в жизни не писать заявлений об уходе. И потом для меня Большой театр всегда был, есть и будет номер 1. Я давно сказал, что для меня быть артистом Большого театра – самое важное в жизни было и есть.
– А для молодых артистов Большой театр – уже не номер 1?
– Ну, если не дают работать, если ты месяцами сидишь и ждешь спектаклей, если у тебя один спектакль в месяц, и непонятно, что будет дальше, если берут людей со стороны, и тебе говорят, что танцевать будут они... Я в этом месяце должен был танцевать "Жизель", но я ее танцевал в абсолютно другой день, потому что тот день, на который я намечался, был отдан вновь пришедшим артистам. Все-таки, я человек уже взрослый, много лет отдавший не только Большому театру, но и российскому искусству. И, наверное, я заслужил, чтобы число выбрал я, а не девочка, которую только что приняли в труппу? И так происходит с каждым человеком. Если уж у нас Наташа и Ваня работают премьерами, значит, надо прислушиваться к их мнению - потому что, когда ты достигаешь определенного положения, тебя не должны постоянно унижать. И мне очень бы хотелось, чтобы вспомнили, что это государственный театр, а не частная лавочка, как ее рассматривают многие наши администраторы.
– А в Михайловском театре обстановка, с вашей точки зрения, лучше?
– Я не знаю, я там никогда не работал. С финансовой точки зрения в Михайловском гораздо лучше. Это я знаю точно, и это знает весь театральный мир. В последнее время в Большом театре стали сокращать нам выплаты из президентского гранта, и вся труппа возмутилась, но нам было сказано: "Мы взяли много новых артистов и администраторов, которым мы должны платить зарплату". Мы возмутились все, сказали: "Они нам не нужны!" Никакой реакции не последовало. В Большом театре уже давно нужна очень серьезная реорганизация и смена всего. Об этом говорят все великие артисты, и говорят не первый год. Но никто не хочет нас слышать. Большой театр открывает балетный сезон "Спящей красавицей" с Дэвидом Холбергом . Я его очень люблю и уважаю, мы с ним много лет знакомы, но то, что сезон открывает американский танцор, такого не должно быть, это плевок всему русскому балету!
– Но это же балет Юрия Николаевича Григоровича, его идея.
– Нет, это не его идея. Холберга взяли в труппу раньше.
– Но Григорович мог назначить другого танцора на эту роль, это же – зона его ответственности.
– Ну, я не знаю. Просто говорю: если такие вещи происходят, значит, надо что-то менять. На открытии Большого театра что было? Приглашенные вокалисты. Почему Образцова сидела в ложе, а не вышла, не спела ничего? Почему Соткилаве не дали хотя бы половину романса спеть? Все-таки эти люди не один год отдали этой сцене, правда?