Блогер Антон Носик - о небезопасном интернете

Антон Носик

В России 31 января начинается Неделя безопасного рунета. Цель проводимых в более чем 40 российских регионах мероприятий – "формирование безопасной он-лайн среды для детей и взрослых и создание культуры ответственного этичного и безопасного использования новых технологий". В Москве пройдет конференция на тему "Преступления и контент в Интернете". Эксперты отмечают, что в последние несколько лет, особенно в период предвыборных кампаний, актуальность этой темы возросла: в России увеличилось число хакерских атак на сайты оппозиционных изданий и газет, взломов ЖЖ и почты известных оппозиционных лидеров. В инициировании "хакерских войн" обвиняют кремлевскую администрацию.

Начинающая неделя безопасного рунета проходит на фоне активно обсуждающейся в российской сети темы хакерских атак на Живой Журнал, на сайты ряда оппозиционных изданий и взлома личной посты Алексея Навального. Популярный блогер и медиадиректор компании SUP Антон Носик в интервью изданию "Газета.ру" обвинил в DDoS атаках на Живой журнал экс-депутата Госдумы, владельца нескольких интернет-ресурсов, Константина Рыкова, а позднее уточнил, что "в крышевании всей криминальной активности, направленной против Живого журнала, сайтов Коммерсанта, Газеты.ру, Новой газеты. Эха Москвы" он обвиняет первого вице-премьера Владислава Суркова. "А все прочие рыковы, якименки, потупчики. политрэши, лобановы и Ко, – написал Антон Носик в своем ЖЖ, – всего лишь шестерки, которым Владислав Юрьевич подгоняет финансирование из государственного бюджета и сундуков подконтрольных олигархов".

О том, для чего кремлевская администрация инициирует хакерские атаки на оппозиционные издания и взламывает почту оппозиционеров, Антон Носик рассказал в интервью РС:

– Люди, которые занимаются политикой в нашей стране – точнее не политикой, а кремлевским администрированием – живут в историческом контексте. Самым главным источником их вдохновения является немецкий фашизм. Они многое оттуда заимствуют: они переписывают речи Геббельса полным текстом, они изучают историю, в частности, оттуда они почерпнули идею создания боевых молодежных организаций с целью борьбы с истинными и воображаемыми врагами. Именно для этого братья Якеменко в 2005 году учредили молодежную антифашистскую организацию, которая позже стала называться "Наши". Своей основной целью они объявили силовую борьбу с противниками режима. Владислав Юрьевич Сурков с первого дня являлся "крышей" этой организации. По мере того, как актуализируется интернет, та же самая программа – силовые методы борьбы с врагом – переносится в интернет.

Первым, кого стали подавлять, был ресурс НБП – в 2007 году для того, чтобы стало недоступно сообщество НБП, DDoS атаке подвергся Живой Журнал. Потом была проведена массированная атака на "Коммерсант" за то, что он опубликовал цитату своей бывшей сотрудницы, пресс-секретаря президента Медведева Натальи Тимаковой о том, что с приходом Медведева "закончилось время ликующей гопоты" – так она назвала членов движения "Наши".

Вы спросите, в каком месте появляется Константин Игоревич Рыков – сам по себе весьма крупный игрок в русском интернете, создатель большого количества успешных проектов, процветающий издатель, создатель телеканала Russia Today и так далее? Ответ таков: он работал параллельно по всем тем темам, по которым работали нашистские пропагандисты. Принцип их работы очень простой: кто-то назначается врагом, и его начинают безжалостно мочить. Про него начинают писать гадости в рыковских СМИ, в нашистских ЖЖ, к нему приходят сотни и тысячи нашистов, которые оставляют оскорбительного содержания комментарии в его ЖЖ, и наконец, у человека, который назначен врагом, оказывается взломан аккаунт.

– Интернет-войны будут продолжаться, обостряться, как вы считаете? Володин, который занял место Суркова, возьмет эту практику на вооружение?

– Я ничего знаю про Володина, он еще в моем представлении никак себя не проявил. Но, безусловно, с уходом Суркова все равно остались люди, которые много лет подряд организовывают DDoS атаки и взломы ЖЖ. Этим людям, безусловно, нужно доказать новой администрации свою полезность и эффективность своей деятельности, они ведь ничем другим не умеют заниматься. Поэтому эту работу они продолжают. Но надо заметить, что со времени прихода Володина не было ни крупных взломов, ни крупных DDoS атак.

– А сколько может стоить DDoS атака, хотя бы приблизительно?

– Сколько стоит убить человека? Сколько стоит заказать уголовное дело? Сколько стоит ограбить чужую квартиру? Исполнителем подобных заказов может стать как пьянчужка с фомкой, так и квалифицированный киллер, и у них будет явно разный прейскурант. Кроме того, некоторые деятели киберпреступности попадают в поле зрения правоохранительных органов и, соответственно, у них возникает проблема с личной свободой. В такой момент им можно поручить выполнение каких-то работ просто за "отмазку", за обещание, что их будут крышевать и не дадут им сесть.