Формула 1: безосновательные прогнозы и неубедительные спекуляции.

Формула 1

Пока команды Формулы 1 спешно дорабатывают и совершенствуют свои машины после двух первых этапов сезона, у всех любителей этого вида спорта есть время на неторопливые размышления над тем, каким будет начавшийся сезон.

Гонки в Австралии и Малайзии не дали ясного представления о раскладе сил, и поскольку на имеющихся данных невозможно построить хоть сколько-нибудь убедительный прогноз, у каждого желающего появляется чудесная возможность неубедительно поспекулировать на эту тему, пока не состоялись апрельские этапы в Китае и Бахрейне, а еще лучше – майские гонки по возвращении в Европу.

Итак – поверхностные наблюдения и необоснованные выводы.

Первое: McLaren, как уже все отметили, – самая быстрая машина пелотона, лидер, первая цель для других команд. О том, что McLaren выиграет в этом году титул, можно было бы сказать сразу после презентаций машин, исходя из чувства прекрасного – у нее нет ужасной ступеньки на носу, а гармония – важная вещь в Ф1, не говоря уж о том, что, как писал классик, "красота спасет мир". (Впрочем, поклонником команды Marussia я бы не советовал строить прогнозы на успех, исходя лишь из этой посылки).

Однако, несмотря на кажущийся неизбежным успех McLaren в командном чемпионате, вопрос о первенстве пилотов далеко не столь очевиден. Без сомнения, это лучший шанс Льюиса Хэмилтона на второй титул за все последние годы, к вящему утешению его исстрадавшихся в прошлом году поклонников. Однако – как бы не постигло их новое, еще более тяжелое разочарование. На одном квалификационном круге, на самой быстрой машине он, с чем согласны многие, практически неуязвим, и, вероятно, в этом году побьет рекорд Феттеля/Мэнселла по числу поул-позиций в сезоне. Однако вполне очевидна и опасность – стать чемпионом мира по заездам в субботу, то есть по победам в квалификации. Два раза из двух в этом году мы уже видели такой расклад: первое место на старте, третье – в гонке.

Дело здесь не в случае и не в дожде. Главный вызов нынешней Формулы не изменился с прошлого года, и это – быстроизнашивающиеся шины Pirelli. Скорость на одном круге в квалификации несравнимо менее важна, чем способность дольше сохранять резину в гонке, особенно, учитывая упростившиеся обгоны. Порывистые же действия на дистанции обходятся гонщику невероятно дорого, в чем Хэмилтон убедился в прошлом году. А ведь с тех пор ничего не изменилось! Увы, нынешние правила будто нарочно работают против него, сковывая в самом главном его умении – отчаянно рисковать, используя машину на пределе. Нынешняя Формула любит сбалансированных, гармоничных, “гладких” гонщиков, и тут очень велики шансы у напарника Хэмилтона – Дженсона Баттона. Он не случайно вчистую обыграл Хэмилтона в чемпионате в прошлом году и в первой гонке нынешнего.

И, что не очень хорошо для шансов обоих пилотов, McLaren, по крайней мере, пока – единственная из топ-команд с двумя действительно равноправными пилотами. Значит, победные очки команды с самыми быстрыми машинами будут делиться между гонщиками, что оставляет шансы пилотам других команд.

Это, наконец, приводит нас к разговору о Red Bull Racing – о злая насмешка судьбы! – только в середине текста, посвященного сезону 2012. Несмотря на то, что изменения в техническом регламенте словно специально преследовали цель подорвать преимущество RBR (ужесточение норм для переднего крыла привело к нехватке прижимной силы в передней части машины, а запрет “выдувного” диффузора – к ее нехватке сзади), команда, кажется, не ожидала такого удара.

Теперь Red Bull предстоит подлинный тест на звание "большой" команды Ф1. Догнать соперника технически по ходу сезона в условиях неизменного регламента обычно удается лишь "грандам". Кажется, что в RBR пока к такому не готовы, напротив, последние два года команда постепенно сдавала позиции своим главным конкурентам, но изначальное техническое преимущество позволяло ей оставаться впереди. Дело здесь не в техническом гении конструктора RBR Эдриана Ньюи – чтобы догонять, нужны огромные ресурсы и опыт. Red Bull – очень эффективная, гибкая и относительно небольшая команда, но насколько эта структура подойдет для погони, а не для лидерства – занятный вопрос. Сейчас команда уверяет, что у машины есть потенциал, готовятся новинки. Тут прогнозы находятся за гранью самых безответственных спекуляций.

В плюсы же Red Bull Racing стоит записать, – по крайней мере, пока, – то, что она зеркально повторяет расклад с McLaren прошлого года, выступая в гонках лучше, чем в квалификациях, и может, вероятно, при определенных условиях противостоять своим главным конкурентам на гоночных дистанциях. Как полагают, именно эти две команды наилучшим образом работают с резиной, и именно тут заложена главная возможность для драматического развития сезона.

Здесь очень многое зависит от лидера RBR Себастьяна Феттеля. Последние годы он вместе с командой неизменно поднимался вверх, теперь же ему предстоит понять, каково быть на другом склоне горы – за вершиной. Трудно сказать, сколько продлится спад – вдруг, о чудо, самые первые усовершенствования дадут результат. Но в противном случае, весьма молодому еще гонщику предстоит пронести бремя лидерства через немалые трудности и поддерживать мотивированность себя и команды в отсутствие успеха.

После столкновения в Малайзии уже можно было услышать традиционную песню о том, что Феттель ошибается под прессингом (хотя, правда, другого мотива – о том, что он не умеет обгонять, более не слышно). И ему действительно, чтобы сохранять надежды на титул, нельзя допускать не то, что ошибок, но даже, по возможности, ситуаций, где к потерям приводят ошибки других.

Если же в Red Bull Racing возобновится противостояние между гонщиками, столь памятное по позапрошлому сезону, команде будет сложно на что-то рассчитывать. Предпосылки для этого есть – пока Феттель не может найти баланс в работе с новой машиной, результаты Марка Уэббера выглядят неплохо и дают ему один из последних шансов в гоночной карьере проявить себя – если не в борьбе за титул, то за лидерство в команде. Впрочем, в гонке Феттель по-прежнему выглядит уверенней Уэббера, и, кажется, по-прежнему превосходит его в искусстве обращения с резиной.

Кому не грозит соперничество в команде, и кто способен использовать самый минимальный шанс для побед – это лидер Ferrari Фернандо Алонсо, герой малазийской гонки. Однако Ferrari с ее самой уродливой носовой ступенькой, видимо, находятся далее всего от идеала среди топ-команд, и автоспортивные издания полны темных слухов о полном переделывании шасси к европейским этапам. Зато это команда умеет отыгрываться, что добавляет возможной интриги, как и присутствие в самом верху еще двух топ-команд. Mercedes и Lotus обладают очень быстрой, по крайней мере, в квалификациях, техникой и потрясающими наборами пилотов – молодых талантов и прославленных чемпионов.

Чтобы окончательно раскрасить в яркие цвета начинающийся сезон, необходимо упомянуть о существовании еще нескольких "крепких середняков", которые могут "выстрелить", таких, как Серхио Перес на Sauber в Малайзии. Стоит добавить, что Виталий Петров превосходно акклиматизировался в новой команде Caterham, и, кажется, чувствует себя там прекрасно, поскольку впервые может отнестись к команде несколько свысока – как более опытный. Тут, правда, есть опасность остаться в хвосте пелотона навсегда, да и спонсорские деньги могут иссякнуть, ведь Caterham – не Lotus. Но это еще одна область, не поддающаяся даже самым безответственным прогнозам.

Вывод же из всех этих спекуляций – неожиданно основательный и твердый. Впереди – один из самых ярких, конкурентных и захватывающих сезонов в Формуле 1. Сезон, когда скорости ведущих команд близки, обгоны часты, а на стартовом поле – невероятное количество чемпионов мира и просто очень быстрых гонщиков, пока не имеющих титулов. Продолжение этого великого сериала – через полторы недели, в Китае.