Элиту "Уралмаша" довели до суда

Один из судов над членами группировки "Ураламаш" в 2004 году

В Свердловской области передано в суд дело об организации одного из крупнейших в России преступных сообществ, действовавших в начале двухтысячных годов.

Эту группу неофициально называют "экономическим" крылом преступной группировки "Уралмаш". Материалы дела составили 600 томов, слушание обещает продлиться не одну неделю. Но на скамье подсудимых лишь шестеро из примерно 25 членов группировки. Ее лидер Владислав Костарев числится в международном розыске. Вовлеченными в незаконную деятельность оказались крупные чиновники и сотрудники правоохранительных органов.

Расследование проводили следственная часть управления МВД по Уральскому федеральному округу, аналогичная структура управления МВД по Свердловской области и региональное управление ФСБ. В пресс-службе Главного управления МВД России по Свердловской области сообщили, что к сегодняшнему дню по делам, связанным с деятельностью разоблаченной преступной группировки уже осуждены 14 человек, они получили от четырех с половиной до девяти лет лишения свободы. Руководитель пресс-службы Валерий Горелых говорит, что преступное сообщество "специализировалось" на рейдерских захватах промышленных предприятий:

– ОПГ действовала в период с 1999 по 2007 годы. Такой преступной группы, чтобы действовала на территории не только Свердловской области, с таким размахом, с таким количеством организаций, которые были вовлечены в этот незаконный процесс, я, честно говоря, не припоминаю. По ходу расследования было заведено много уголовных дел, но в итоге они были объединены в одно. Всего к уголовной ответственности за преступления, совершенные в составе межрегиональной рейдерской преступной организации, было привлечено 25 человек. В их числе три депутата муниципальных представительных органов, помощник судьи Федерального арбитражного суда Уральского округа, 4 арбитражных управляющих, 3 руководителя и члена советов директоров банков, проректор одного из известных вузов, два руководителя следственных подразделений, 13 генеральных, финансовых и коммерческих директоров различных промышленных предприятий, а также аудиторских и оценочных фирм, которые помогали преступникам. Более 60 лжепредприятий были задействованы в этой криминальной цепочке, в том числе "Атомэнергомаш" в Омске, коммерческая компания "Стройтрансинвест" в Калининграде, ЗАО "Энергогаз" в Москве, даже корпорация, зарегистрированная на Вирджинских островах, – говорит Валерий Горелых.

По неофициальной информации именно за сотрудничество с этими рейдерами несколько лет назад поплатился своей должностью глава службы судебных приставов Свердловской области. Глава пресс-службы свердловского управления МВД Валерий Горелых не назвал имени лидера группировки и на прямой вопрос о связи подследственных с организованным преступным сообществом "Уралмаш" ответил:

– Когда суд начнется, будут подробно рассмотрены все представленные следствием и обвинением материалы, тогда и будет установлено, что к кому и чему имеет отношение...

Тех, чье дело передано в суд, в Екатеринбурге неофициально называют "экономическим" крылом группировки "Уралмаш". Возглавлял его Владислав Костарев – имя на Урале весьма известное. Это подтвердил свердловский журналист, специализирующийся на криминальных расследованиях, эксперт Центра экстремальной журналистики Сергей Плотников:

– События во второй половине девяностых и отчасти в начале двухтысячных годов еще не назывались рейдерскими захватами. Те действия сопровождались приездом на место самого Александра Хабарова (был такой лидер ОПГ "Уралмаш", он был найден повешенным в камере СИЗО в январе 2005 года). Но на самом деле это были фигуры устрашения. А для проведения рейдерских схем потребовались люди другого плана. Тоже нахрапистые, тоже с менталитетом братков, но уже сведущие в мире бизнеса, экономики и уж, конечно, в юридических вопросах. Потому что нужны были хотя бы неправосудные, но решения судов - дабы, опираясь на них, входить на предприятия. И вот тогда впервые в моих досье появилась фамилия – Костарев. Очень долго я не мог отследить его участия во многих громких рейдерских захватах первой половины двухтысячных годов. Потому что, в отличие от традиционных лидеров ОПГ "Уралмаш", он себя не афишировал. Но прошло время, снова эта фамилия появилась на горизонте, и сразу же заговорили, что не надо трогать этого человека – он отличается от братков, это не рэкетир. Наверное, журналисты старшего поколения помнят знаменитое высказывание губернатора Росселя о том, что в Екатеринбурге нет преступных группировок, есть рыночная экономика. Вот примерно под этим девизом и шла бурная деятельность господина Костарева.

Люди находились на легальном положении, имели статус предпринимателей, у Костарева была своя фирма. В моем досье есть групповые фотографии каких-то корпоративных мероприятий, застолий, и они уже не похожи на фотографии тех времен, когда собиралось сообщество "Уралмаш" или Общественно-политический союз "Уралмаш". Там все было понятно: братки и есть братки. А здесь – юристы, люди в галстуках, в пиджаках, совсем приличная публика. Эта мимикрия была такой достоверной, что вводила в заблуждение многих и рядовых граждан, и тех, чьи предприятия захватывали. Кстати, хочу сказать, что началось все не с них. Напомню, что за северные гидролизные заводы в Свердловской области боролись такие известные сообщества как "Уралмаш" и местный уральский олигарх Павел Федулёв. Сейчас большинство уралмашевцев в местах не столь отдаленных, а их шефы за границей. Павел Федулёв за решеткой, набирает от судебного процесса к процессу дополнительные сроки. А вот преступные группы более поздние – у них судьба пока иная, – говорит Сергей Плотников.

И независимый эксперт Сергей Плотников, и официальные представители правоохранительных органов сходятся в том, что само расследование дела уникально еще и тем, что представляет собой целую систему взаимосвязанных судебных дел и следственных процессов, где упоминаются многие имена, отмеченные в криминальной истории Урала, начиная с девяностых годов. Упомянутого Павла Федулева в связи с делом группировки рейдеров вспомнил и Валерий Горелых:

– Расследование громких уголовных дел, относящихся к этому блоку, в немалой степени способствовало раскрытию преступлений, в том числе ряда заказных убийств предпринимателей, за совершение которых Свердловским областным судом осужден небезызвестный бизнесмен Павел Федулёв и члены его команды.