"Золотая маска" пострадала от цензуры

"Золотая маска" вернулась в Большой театр

"Золотая Маска" вернулась на сцену Большого театра. Именно здесь 16 апреля прошла торжественная церемония награждения лауреатов российской национальной театральной премией. Телеверсия церемонии уже вызвала скандальную реакцию в сети.


Трудно даже подсчитать, сколько скандалов можно было учинить на самой торжественной церемонии. На премию претендовали: Чулпан Хаматова (спектакль "Враги. История любви"), Евгений Миронов ("Калигула"), Валерий Фокин ("Ваш Гоголь"), Василий Бархатов ("Мертвые души" Мариинки) – актеры и режиссеры, поддержавшие на выборах Владимира Путина. Но обошлось без конфликтов.

Никакой особой режиссуры в самой церемонии заметно не было, если не считать того, что хор Минина закрывал ее исполнением "Боже, Царя храни". Раздали 42 "Золотые Маски". Перечислим основные.

"За вклад в театральное искусство" – Эдуард Кочергин (сценограф, соавтор спектаклей Георгия Товстоногова и Льва Додина, писатель), актер из Калуги Михаил Пахоменко и Петр Фоменко. Петр Наумович приехать не смог. Ирина Пегова говорила о нем, как о великом режиссере и бунтаре, сказала, что "перед ним трепещут не только другие режиссеры, актеры и критики, но даже его собственные усы".

Лучшие драматические спектакли на большой и малой сценах: "Счастье" Александринского театра и "Отморозки" "Седьмой Студии".

Лучший оперный и балетный спектакли: "Сказки Гофмана" и "За вас приемлю смерть" (Московский академический музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко).

Лучший кукольный спектакль – "Вероятно чаепитие состоится " (Karlsson Haus).

Лучший композитор – Леонид Десятников (балет "Утраченные иллюзии" Большого театра).

Лучшая женская и мужская роли в драме: Кручинина Светланы Замараевой (Екатеринбургский ТЮЗ) и Евгений Миронов – Калигула (Театр Наций). В опере: Альбина Шагимуратова ("Лючия ди Ламмермур", Казань) и Уиллард Уайт ("Сон в летнюю ночь" Мариинки). В балете: Денис Савин ("Herman Shmerman" Большого театра) и Анна Хамзина ( "Русалочка" МАМТ).

За режиссуру в драме награжден Юрий Бутусов ("Чайка" "Сатирикон"), в опере – Георгий Исаакян ( "Любовь к трем апельсинам" Детского музыкального театра имени Сац), в балете – хореограф Мауро Бигонцетти ("Cinque" Большого театра). Лучшим дирижером стал Евгений Бражник ("Сказки Гофмана").

В номинации "Эксперимент" победил спектакль "Зажги мой огонь" "Театра.док".

Спецприз жюри получили балет "Видеть музыку" Пермского театра и спектакль "Современника" "Враги. История любви". Критики отметили своей наградой "Chroma" Большого балета.

Обязательно нужно сказать, что в четырех разных спектаклях на "Маску" номинировался художник по свету Дамир Исмагилов, и две "Маски" (в драме и в музыкальном театре) достались ему.

"Маски" за "оперетту-мюзикл" музыкальное жюри вообще решило не присуждать, и Олег Кулик, вручавший одну из премий, сказал, что их можно было отдать Pussy Riot.

Результаты в основных драматических номинациях комментировать сложно. Конкуренция была очень высока. И все же совершенно очевидно, что жюри в этом году покровительствовало спектаклям авангардным (таким как "Счастье" или "Чайка") и "обнесло наградами" живые, современные, но куда более понятные спектакли – "Враги. История любви" (только спецприз) и "Будденброки" (РАМТа).

Ну, а в номинации "драматический спектакль малой формы" "Пяти вечерам" театра Петра Фоменко и "Брату Ивану Федоровичу" СТИ жюри предпочло "Отморозков".

Получая награду за спектакль "Отморозки", режиссер Кирилл Серебренников произнес со сцены Большого театра небольшую речь, частично переписав награду на тех, "кто борется сейчас в России за справедливость: которые делают это на площадях, сидят за нее в тюрьме, которые за нее голодают..." и поблагодарил жюри за то, что оно "рискнуло наградить" его спектакль.

Уже с выдвижением на премию была странность: обычно студенческие спектакли не номинируются, но тут нашли формальную зацепку (постановку играют постоянно, на нее продают билеты). На Кирилла Серебренникова часто не распространяются общие правила, причем, вне зависимости от того, ставит он "Околоноля" или ходит на оппозиционные митинги. Многие отчего-то "рискуют" и не только награждают его премиями, но еще и выделяют значительные суммы из госбюджета на содержание его проектов. В фейсбуке тут же кто-то прокомментировал: "Официально разрешенная свобода".

PS. Телезрители услышали речь далеко не в полном объеме: канал "Культура", транслировавший церемонию, "прервал" Серебренникова на слове "справедливость". Узнав об этом, режиссер выложил на своей странице в "Фэйсбуке" полный вариант своей речи, отметив: "Ведь ничего страшного, никаких неудобных вопросов и политических лозунгов..." Тем не менее, трансляция "Золотой Маски" активно обсуждается в сетевых дневниках - как очередной образец цензуры на российском государственном телевидении.