Эксперты - о перспективах межгосударственной нефтяной сделки

Российская компания "Роснефть" и американская Exxon Mobil подписали пакет соглашений о реализации совместных проектов на территории России, Соединенных Штатов и Канады. Какие выгоды получат партнеры от участия в партнерстве, созданном ими в конце прошлого лета?

Крупнейшая в мире частная нефтяная компания – американская Exxon Mobil – договорилась о стратегическом партнерстве с российской госкомпанией "Роснефть" еще в конце августа 2011 года. Сейчас же они подписали ряд соглашений, конкретизирующих тот предварительный договор.

Сообщается, что стороны создают две совместные компании для проведения геологоразведочных работ на шельфе Карского и Черного морей, доля участия "Роснефти" в каждой из них составит почти 67 процентов, оставшиеся трети отойдут Exxon Mobil. Взамен же американская компания только на первом этапе инвестирует в эти проекты более 3 миллиардов долларов, а также допустит "Роснефть" в свои активы в Канаде, в Мексиканском заливе, а также в американском штате Техас. Детали этих сделок, как ожидается, будут обнародованы 18 апреля.

– Сделка представляется обоюдовыгодной, – полагает аналитик "Номос-банка" Денис Борисов. – Для "Роснефти" она означает возможность диверсифицировать специфические риски, которые сопутствуют новым геологическим проектам – особенно на шельфе морей. Кроме того, это позволяет компании диверсифицировать и источники финансирования, поскольку на первом этапе инвестиции Exxon Mobil в шельф, как ожидается, превысят 3 миллиарда долларов.

Что касается Exxon Mobil, то главное преимущество для нее – это доступ к сырьевой базе. Да, пока шельф Карского и Черного морей не отличаются высокой степенью геологической изученности. Тем не менее, ряд геологов полагают, что в этих регионах есть существенная ресурсная база...

Схожее мнение и у руководителя аналитического отдела инвестиционной компании "Универ Капитал" Дмитрия Александрова. Он также считает выгодными для обеих сторон заявленную сделку – несмотря на кажущиеся преимущества, получаемые Exxon Mobil:

– Если просто сопоставлять активы, доступ к которым получают "Роснефть" и Exxon Mobil, то для американской компании они гораздо более интересны – как с точки зрения объемов, так и с точки зрения перспектив их развития. Но надо понимать, что Exxon Mobil берет на себя основные риски и расходы на первой стадии геологоразведки.

Поэтому для "Роснефти" здесь тоже есть интерес. С одной стороны, она фактически привлекает инвестора, обладающего финансовыми ресурсами и технологиями, а с другой – она получает доступ к его же проектам, связанным с эксплуатацией различных видов источников углеводородного сырья...

Специально к подписанию соглашения между "Роснефтью" и Exxon Mobil правительство России выпустило постановление, предоставляющее налоговые льготы участникам шельфовых нефтяных проектов на территории страны. Новые правила, продолжает Дмитрий Александров, позволят обеспечить прибыльность такой добычи – но не в случае падения цен на нефть:

– При принятии решений правительство использует целевой ориентир – сформировать такие условия хозяйствования, при которых внутренняя норма рентабельности составит 15-16 процентов. На мой взгляд, этот довольно универсальный показатель будет применяться и здесь. Но эти проекты будут очень чувствительны к ухудшению конъюнктуры на рынке нефти, что в этом случае приведет к существенному снижению рентабельности.

Тем не менее, у экспертов пока нет единого мнения, какую пользу "Роснефть" может принести американским и канадским проектам Exxon Mobil. Аналитик "Номос-банка" Денис Борисов, например, отмечает, что российская нефтяная компания не имеет для этого ни опыта, ни технологий:

– Вхождение "Роснефти" в проекты на территории США – это, скорее, плата за присутствие Exxon Mobil в России. Понятно, что "Роснефть" не имеет такого гигантского опыта, каким обладает Exxon Mobil, особенно в работе в шельфовых проектах. Поэтому "Роснефть" входит не как уже состоявшийся игрок, а как начинающий участник – именно она, скорее, может здесь получить некий опыт, нежели Exxon Mobil почерпнет что-то от "Роснефти"

Дмитрий Александров из инвестиционной компании "Универ Капитал" согласен, что вхождение "Роснефти" в североамериканские активы Exxon Mobil будет весьма полезным для российской нефтяной компании. В частности, по его словам, это позволит ей научиться работать на месторождениях с так называемой "тяжелой" нефтью:

– С одной стороны, это опыт работы на месторождениях с такими видами ресурсами. А с другой – это опыт работы с крупными консорциумами участников, которые занимаются эксплуатацией таких месторождений.

Очень яркий пример - канадская провинция Альберта, где есть очень интересные технологии, которые в дальнейшем могут быть применены и на территории России. Здесь также есть очень крупные ресурсы битумной нефти, на сегодня практически неиспользуемые.

До создания альянса с Exxon Mobil "Роснефть" уже пыталась привлечь к совместной работе на российском континентальном шельфе британскую компанию ВР, причем тот проект предполагал обмен акциями между партнерами. Может ли сотрудничество "Роснефти" и Exxon Mobil продолжиться подобной сделкой?

– На мой взгляд, раз обмен акциями не вошел в параметры первичной сделки, то крайне мала вероятность того, что это произойдет в будущем, - уверен аналитик "Номос-банка" Денис Борисов, – особенно с учетом сохраняющейся на мировых финансовых рынках неопределенности и высокой волатильности. Поэтому в этой конкретной сделки более целесообразным выглядит обмен активами и денежными средствами, а не акциями…

Эксперты пока затрудняются прогнозировать, как быстро новые проекты "Роснефти" и Exxon Mobil на территории России смогут начать реальную добычу углеводородов. По оценке Дмитрия Александрова из "Универ Капитала", это может произойти не ранее чем через пять или шесть лет.