Указ № 1500, или спасибо

Игорь Сутягин, Лондон

Вообще-то за державу становится невероятно обидно, когда осознаёшь, до чего же много всего замешано в сегодняшней нашей России на лжи и обмане. Причём — лжи и обмане государственном. Трудно гордиться государством и уважать его, когда оно, государство, врёт буквально на каждом шагу. Ну да ладно, не будем о грустном. Потому что главное, что я хочу сказать сегодня — это: "Спасибо!" Огромное спасибо Дмитрию Анатольевичу Медведеву. Спасибо за то, что помиловал Сергея Мохнаткина. И ещё раз спасибо — за это же самое, но совсем по другим причинам.

С первым "Спасибо!" всё более или менее ясно само по себе: ну как не поблагодарить главу государства за то, что он позволил вернуться на свободу хотя бы одному человеку! Тем более что человек этот уж точно в "зазаборье", как там же и говорят, "случайный пассажир" - вот уж буквально "- Ты за что сидишь-то?" - Да я так, мимо проходил". Невесёлая, конечно, иллюстрация состояния умов нынешних наших властей предержащих — шёл человек, увидел — женщину бьют, вступился за неё — его за это посадили на пять лет. Когда потом эти же люди "учат нас Родину любить", как-то уже не очень верится в их патриотизм. Ну в самом деле, трудно быть патриотом России, если на деле ты вот так относишься к российским женщинам и тем, кто российских женщин защищает. Ну да ладно, это — не моя сегодня тема. Выпустили Мохнаткина — и огромное за то спасибо, просто из чувства солидарности от того, который знает, что это такое — сидеть в "зазаборье" ни за что.

Второе моё "Спасибо!" Дмитрию Анатольевичу требует некоторого юридического разъяснения. Понимаете, порядок помилования у нас в стране регулируется указом номер 1500, который тогдашний президент России Владимир Владимирович Путин подписал ещё 28 декабря 2001-го года. Этот указ утвердил и ввёл в действие Положение о порядке рассмотрение ходатайств о помиловании – ну, то есть основной документ, по которому в нашей стране милуют. И что ведь интересно – не требует этот документ, чтобы осуждённый свою вину признавал! Совсем не требует! Единственное место, где в нём вообще хоть что-то о вине говорится, это пункт 5, подпункт "з" Положения – там написано, что тюремная администрация должна приложить к ходатайству человека о помиловании свою характеристику, в которой среди прочего нужно рассказать, как человек относится к совершённому деянию. (Ну, или к тому, что, как говорят, он совершил — ведь не всегда то, за что человека сажают, он в самом деле делал — см., например, "Каждый пятый сидит безвинно"). И всё!

В указ № 1500 потом два раза вносили изменения – в 2007 году Путин (указ № 359 от 16 марта 2007 ) и в 2009-м - Медведев (указ № 567 от 19 мая 2009) – но ни в один из этих разов ничего, касающееся "отношения к совершённому деянию", они в Положении о помиловании не меняли.

То есть, это как как в разговоре с сыном-подростком: "- Па-ап, мне эти штаны не нравятся! Я лучше в школу буду в джинсах ходить!" И справку подаёт: "Все мои друзья ходят в джинсах". Справка сыном представлена — но это вовсе не значит, что для ежедневных походов в школу ему купят именно джинсы, а не намеченные родителями брюки.

Что-то подобное и с указом № 1500. О том, как осуждённый относится к инкриминируемому ему деянию, администрация тюремного учреждения пишет. Но, как следует из самой конструции текста указа 1500 и Положения о помиловании, безусловно решающей роли эта информация — не играет. Всего лишь один из фактов, прилагаемых к ходатайству о помилованию. Не больше.
Правда, один крупный отечественный чиновник — по случайности именно его подпись стоит под указом 1500 — много уже лет при каждом удобном, а чаще неудобном случае публично уверяет всех, что "без признания осуждённым своей вины его помилование по нашим законам (то есть по указу 1500) невозможно". И по этой причине отказывается даже обсуждать возможность освобождения многих других почтенных людей, живущих сейчас в российском "зазаборье".

Но вот Сергей Мохнаткин своей вины не признавал! В том числе и в своём прошении о помиловании. О чём честно администрация исправительного учреждения президента и проинформировала. И тем не менее Дмитрий Анатольевич Медведев осуждённого Мохнаткина — помиловал. Чем очень убедительно доказал — и показал всему свету, - что отсутствие признания осуждённым своей вины по нашим законом НЕ ЯВЛЯЕТСЯ-таки препятствием для того, чтобы осуждённого помиловали. (И другой крупный российский чиновник — чья подпись, по случайности, стоит под указом 1500, - натурально говорит неправду, утверждая обратное). Вот за это, за неопровержимое доказательство того, что некоторые говорят неправду — и за практическую демонтстрацию истинного значения формулировок российских законов (а также подзаконных актов в лице указа 1500 и Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании) - за это я хочу сказать Дмитрию Анатольевичу Медведеву моё второе большое "Спасибо!".

Потому что за державу обидно, когда державные люди нахально и довольно неубедительно врут. Как будто не допускают даже мысли, что другие россияне могут подписанные ими указы взять да и просто прочитать. Так бы уж и говорили прямо - "Это Я не хочу!». Потому что надо всё-таки свои решения отстаивать. А не за законы прятаться, мол, это они не позволяют. Позволяют. Спасибо, Дмитрий Анатольевич.