''Книжное обозрение'' Марины Ефимовой

Осама бин Ладен


Александр Генис: Первая годовщина смерти Бин Ладена прошла в очень специфической атмосфере предвыборной кампании. В конце концов, для многих сторонников Обамы – это его если не самый большой, то самый очевидный успех за годы, проведенные в Белом Доме. Пожалуй, лучше, во всяком случае, короче всех им, годам у власти, подвел итог вице-президент США.
- ''General Motor's'' жив, - сказал Байден, - а Бин Ладен мертв''.
Под этим лозунгом у Обамы и в самом деле есть все шансы победить соперника. В обоих случаях именно решение президента радикально изменило ситуацию. В результате американский автомобиль восстал из мертвых (и даже учится ездить на электричестве), а Бин Ладен, наконец, получил по заслугам. Чего, заметят противники республиканцев, американцы почти восемь лет напрасно ждали от Буша-младшего.
Операция по ликвидации Бин Ладена бесспорно войдет в историю, наряду, скажем, с легендой Энтеббе. Не удивительно, что каждая подробность этого рейда вызывает огромный интерес, который еще больше подгорела вышедшая к годовщине события книга тележурналиста, эксперта по Аль-Каиде Питера Бергена с лаконичным и драматичным называнием ''Охота''.
У микрофона – ведущая ''Книжного обозрения'' ''Американского часа'' Марина Ефимова.

Peter L. Bergen. ''MANHUNT. The Ten-Year Search for Bin Laden From 9\11 to Abbottabad''.
Питер Л. Берген. ''ОХОТА. Десятилетняя погоня за Бин Ладеном - от 9\11 до Абботтабада''. ''Crown Publishers'', 2012

Марина Ефимова: Новая книга журналиста Питера Бергена называется ''Охота'', с подзаголовком ''Десятилетняя погоня за Бин Ладеном – от nine/eleven до Абботтабада''. Питер Берген – сотрудник новостной телекомпании CNN, который много лет специализировался на проблемах национальной безопасности. ''Охота'' - его четвертая книга об Аль-Каиде.
В середине декабря 2001 года террористу № 1 удалось ускользнуть из подземной крепости в горах Тора Бора после штурма, предпринятого афганским Северным альянсом, американской авиацией и британским спецназом. С этого момента, собственно, и начинается десятилетняя ''охота'':

Диктор: ''Охотники за Бин Ладеном пользовались методом исключения. Довольно быстро было решено, что искать его надо в Афганистане и Пакистане, исходя из того расчета, что он вряд ли оставит свои тамошние базы, чтобы обосноваться в одной из стран, готовых его приютить, например, в Йемене. Дело в том, что Бин Ладен был очень легко узнаваем, и такое путешествие оказалось бы для него слишком рискованным. После обследования многих предположительных мест его нахождения, в 2006 году было окончательно отвергнуто распространенное мнение, что Бин Ладен скрывается в пещерах. Такое заключение было сделано, когда секретные службы убедились в том, что ни один из пойманных и допрошенных членов Аль-Каиды не встречался с Бин Ладеном. Это означало, что он живет в одном, строго засекреченном месте, никуда не выходит и ни с кем не встречается. Еще через три года, в 2009-м, была принята гипотеза, что террорист номер один живет в городе. А внимательное прочтение биографий Бин Ладена убедило агентов секретных служб в том, что его жильё, скорей всего, - просторный дом, который вмещает много домочадцев. Такой вывод был сделан потому, что все биографы подчеркивали преданность Бин Ладена его женам и детям''.

Питер Л. Берген. ''ОХОТА. Десятилетняя погоня за Бин Ладеном - от 9\11 до Абботтабада''

Марина Ефимова: Теоретически возможен и другой вариант – Бин Ладен мог бояться разлучиться с женами, чтобы они его не выдали.
Пользуясь информацией, полученной на допросах членов аль-Каиды, ЦРУ сосредоточилось, наконец, на одном человеке – на курьере: стало известно, что некий Абу Ахмед аль-Кувейти доставляет письма Бин Ладена и его компьютерные флэш-драйвы. Эта фигура особенно заинтересовала ЦРУ после того, как организатор теракта 9/11 Халид шейх Мухамед и другой находящийся под стражей лидер Аль-Каиды на допросах явно пытались принизить роль аль-Кувейти в их организации. Началась пристальная слежка за всеми, кто мог знать курьера. ЦРУ удалось засечь аль-Кувейти благодаря всего лишь одному телефонному звонку – от друга, из района Персидского Залива. После этого уже появилась возможность выследить самого курьера. Именно аль-Кувейти и привел секретные службы к окруженному высокой стеной дому в Абботтабаде.
Другой важный процесс, описанный в книге ''Охота'', - выбор способа нападения на жилище Бин Ладена. Во-первых, дом находился в жилом пригороде сравнительно большого города - с населением в 900 000 человек, в полутора километрах от военной академии – пакистанского Вест-Пойнта. А во-вторых, по расчетам ЦРУ, было лишь 50% уверенности в том, что Бин Ладен живет именно там. За два месяца до штурма на рассмотрение американского президента было представлено три варианта.
Первый – бомба, сброшенная с американского стратегического бомбардировщика Б-2. В этом случае, однако, неизбежны жертвы среди населения, а кроме того, после взрыва бомбы невозможно иметь никаких доказательств того, что Бин Ладен, действительно, убит. Генерал Джеймс Картрайт предложил так называемый drone strike – точечный удар беспилотной радиоуправляемой ракетой. Третьим вариантом была атака взвода ''морских котиков'' - американского спецназа. Президент выбрал ''котиков''. С его выбором согласилось большинство советников, но именно президент настоял на поддержке наземной команды дополнительным вертолетом. Это решение оказалось спасительным, поскольку, как известно, вертолет ''черный ястреб'', на котором прибыли ''котики'', задел крышу дома Бин Ладена и сломался при посадке, так что вывозил командос после рейда именно второй вертолет – ''чинук''.

Диктор: ''Последние слова Бин Ладен сказал своей младшей жене Амали, находившейся с ним в спальне: ''Не включай свет''. Он не знал, что кто-то (до сих пор неясно, кто) уже отключил свет во всем квартале – что дало ''котикам'' большое преимущество в ночном рейде. Бин Ладен ждал в темноте почти 15 минут, пока ''котики'' штурмовали дом. Похоже, что безнадежность или страх парализовали его. Вход в его спальню на втором этаже блокировала металлическая дверь. Он, наконец, открыл ее и высунул голову, чтобы узнать, что происходит внизу. Увидев бегущего по коридору командос, он бросился обратно в спальню, но металлическую дверь не запер''.

Марина Ефимова: Другие детали этого рейда 1 мая 2011 года описаны в новой книге ''Котики. Миссия Джеронимо''. Ее автор Чак Пфаррер – хроникер спецназа – пишет: ''Когда двое коммандос ворвались в спальню через незапертую дверь, младшая жена Бин Ладена Амаль пыталась одеялом заслонить его и кричала что-то по-арабски. За одеялом коммандос увидели Бин Ладена, который тянулся за пистолетом. Первая пуля прошила матрас за его спиной, а двумя следующими он был убит. Убит был и старший сын Бин Ладена. Амаль была ранена – единственная из трех жен, четверых детей и пяти внуков Бин Ладена, находившихся в доме''. Всего ''котики'' выпустили 12 пуль, и вся операция продолжалась 38 минут.
Бин Ладен провел в Абботтабаде безвылазно 6 лет, и автор книги ''Охота'' Питер Берген считает, что психологически за эти годы он постепенно превращался из лидера террористов в пораженного депрессией пенсионера, который в своих писаниях упрекал Америку в засорении окружающей среды и в легкомысленном отношении к изменению климата.

Диктор: ''Бин Ладен мнил себя поэтом и когда-то описал свою смерть ''в горном гнезде под небесами, в окружении орлов''. Вместо этого он умер в убогом пригородном доме (где в уборной не было даже унитаза, а просто дыра в полу), в окружении женщин и детей, посреди осколков стекла и сломанных детских игрушек – оставленных стремительным налётом ''котиков''.

Марина Ефимова: Роль ''котиков'' в охоте за Бин Ладеном так афишировали, что со стороны террористов последовала месть: 6 августа 2011 года вертолет с их командой сбили афганские боевики, и все, кто был в вертолете, погибли. Правда, это была не та команда, которая участвовала в рейде на дом в Аббаттобаде.
История ''охоты'' на Усаму Бин Ладена будет, вероятно, еще долго дополняться новой информацией. Есть подозрения, например, что в деле его выслеживания ЦРУ тайно помогли те, кто стремился занять место Бин Ладена в руководстве Аль Каидой. Есть даже вариант, что его предал нынешний глава Аль Каиды Айман аль-Завахири, за голову которого сейчас назначена награда в 25 миллионов долларов. Аль-Завахири – врач, но он явно не лечил Бин Ладена от изнуряющей ''болезни Аддисона'', диагнозированной американскими медиками при вскрытии его тела на борту авианосца ''Карл Винсон''. Однако по поводу всех этих подозрений пока можно лишь повторить знаменитую формулу британского министерства иностранных дел: ''Это очень интересно, если это правда''.