Голоса и лица "ипатьевского дома"

Царь Николай II с семьей. Фото 1910 г

В Выставочном зале федеральных архивов открылась новая экспозиция. Она посвящена гибели семьи императора Николая II в Екатеринбурге и Алапаевске. Еще никогда прежде это событие русской истории не было представлено столь исчерпывающе. Подавляющее большинство материалов экспонируются впервые

Казалось бы, выставка под названием "Следствие длиною в век" уже не может быть актуальной. Все сложные научные экспертизы по идентификации останков последнего русского царя и его близких проведены. Все, что можно было исследовать, исследовано и заархивировано. Но вот на открытии выставки начальник Следственного отдела криминалистики РФ генерал-лейтенант юстиции Юрий Леканов напомнил – останки царевича и царевны до сих пор не погребены, поскольку РПЦ сомневается в результатах генетической экспертизы. Значит, точка в деле не поставлена:

– Вот уже несколько лет мы не можем Алексея и Марию на покой отправить к своим родителям в Петропавловскую крепость. Почему, если есть сомнения, собраться, поговорить, отсеять ненужное и принять какое-то решение. Я думаю, уже пришло времечко задуматься о том, что по православному обычаю детей надо подзахоронить к родителям, – считает Юрий Леканов.

Наряду с полными драматизма документами, наряду со страшными находками на месте расстрела и захоронения – пулями и осколками керамических сосудов, в которых была кислота – на выставке экспонируются личные вещи, обнаруженные в Ипатьевском доме после того, как не стало его обитателей. Иконки, рукоделье, одежду, фотографии и многое другое привезли в Москву из США, из Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Говорит протоиерей Русской православной церкви за рубежом Владимир Цуриков:

– Эти экспонаты прошли уникальный путь – с места убиения царской семьи, затем в Европу через Дальний Восток и оттуда уже они были переданы великой княгиней Ксенией Александровной представителям Зарубежной церкви – сперва в Калифорнию, а затем уже в 60-х годах они были переданы на хранение в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, – рассказал Владимир Цуриков.

Первым в 1918 году расследовал злодеяния большевиков Николай Соколов. Его архив, прежде чем попасть на выставку, а до того просто в Россию, проделал извилистый путь. Заместитель руководителя Федерального архивного агентства России Владимир Тарасов напоминает: "Эти материалы мы получили во время передачи Лихтенштейну документов лихтенштейнского происхождения. Тогда князь этого государства купил на аукционе документы Соколова и передал их в Россию на государственное хранение".

В последнем зале выставки показывают кадры кинохроники из жизни царской семьи и звучат редкие фонозаписи с рассказами тех, кто лично принимал участие в расстреле.