Разные дочери на "Кинотавре"

Церемония открытия XXIII российского кинофестиваля "Кинотавр" у Зимнего театра в Сочи. 3 июня 2012 года

На четвертый день фестиваля "Кинотавр" в его конкурсе появился настоящий полнометражный фильм. А до этого были сплошные альманахи – фильмы, составленные кинорассказами и новеллами.

Фильм "Искупление" по прозе Фридриха Горенштейна – это лента большого стиля. В нынешнем году Фридриху Горенштейну исполнилось бы 80 лет. И, представляя свою работу, режиссер Александр Прошкин сказал, что "Кинотавр" – фестиваль для молодых, "он ищет имена, а я их возвращаю".

Действие фильма происходит в первые послевоенные годы в небольшом поселке. По версии сценариста Эльги Лындиной, действие начинается в канун светского Нового года, а заканчивается в Прощеное воскресение. Девушка Саша доносит на собственную мать – причиной тому не только советское воспитание, но и обида: отец ее погиб на войне, а у матери роман с другим мужчиной. Тем временем в поселок возвращается молодой военный, Август. Он еврей, всех его родных зверски убили соседи в годы войны. Август выполняет свой сыновний долг, перезахоранивает тела родных. Любовь двух юных героев оказывается для них спасительной.

Август, отслужив, собирается вернуться к своей возлюбленной, но не судьба. Судя по всему, его арестовали по обвинению в антисоветской агитации. Саша будет воспитывать ребенка сама, без отца. Картина заканчивается как будто бы даже идиллически – три женщины, двое мужчин и трое младенцев. Старшие люди садятся за праздничный стол, простив друг друга за все прегрешения. Говорят они о светлом будущем – но вот она, сила визуального изображения: в этот момент в доме гаснет свет. И такой финал свидетельствует, пожалуй, о том, что мрак еще очень долго не рассеется, и много-много лет еще не наступит время окончательного искупления, когда на земле воцарится справедливость, о которой все время мечтают герои фильмы, да не они одни.

С одной стороны, это фильм, конечно, о целебной силе любви, очищающей и спасающей душу. С другой – это как будто бы продолжение некоторых тем "Покаяния" Тенгиза Абуладзе. С третьей – тематически, эстетически – "Искупление", конечно, связано с фильмами самого Александра Прошкина: с "Живи и помни" по роману Распутина и с "Чудом" по сценарию Арабова. Единственное, в чем, пожалуй, можно обвинить новую картину – это некоторое навязывание прозе Фридриха Горенштейна христианской морали.

Снят фильм очень красиво, в основном, монохромно, будто на выцветшей черно-белой пленке. В любовных сценах как будто пленка чуть засвечена. Это создает ощущение нереальности происходящего. Очень подробно воссоздана предметная, вечная среда. И память взрослого зрителя, зацепившись за любую деталь, начинает показывать еще одно – и для каждого человека свое – кино. Это действительно очень важно.

"Искупление" называют одним из фаворитов этого фестиваля. На мой взгляд, другим фаворитом может быть еще один фильм конкурса, который носит вызывающее название "За Маркса". Действие происходит в 2010 году на заводе. Технологи, работники литейного цеха создают независимый профсоюз и пытаются отстоять свои права, которые моложавый владелец завода, абсолютный мерзавец, за ними не признает. Со времен "Магнитных бурь" Абдрашитова это первый фильм, в котором главные действующие лица – рабочий класс. Это единственный откровенно социальный фильм конкурсной программы. В пору было бы говорить о режиссере Светлане Басковой как о русском Кене Лоуче, если бы не одно обстоятельство. Обсуждая социальные вопросы, европейские режиссеры очень серьезны, а российские, кажется, в какой-то момент сами начинают побаиваться прямого, откровенного высказывания и начинают маскировать его под стеб или черную комедию. Вообще-то жаль, потому что могло получиться действительно актуальное кино о том, каким братоубийственным кровопролитием способен разрешиться социальный протест и пробуждение в народе чувства собственного достоинства.

Кстати, характерно, что именно в фильме про рабочих нет ни единого матерного слова. И это впервые - без преувеличения - за пять дней конкурса.

В картине режиссеров Натальи Назаровой (она же сценарист) и Александра Касаткина "Дочь" таких слов тоже нет, но здесь это намного естественнее, потому что Назарова и Касаткин снимали фильм для зрителей, не пренебрегали ими. В этом фильме много лишнего. Хочется что-то отсечь, но все равно это очень крепко сбитая картина с детективной интригой (в поселке маньяк убивает девушек) и с трогательной любовной историей. Образы героев объемны. Отношения построены подробно, убедительно. Этические дилеммы, с которыми сталкиваются персонажи, практически неразрешимы. Но в итоге добро побеждает зло, что совсем нехарактерно для современного российского кино. Примечательно, что в фильме нет ни одной звезды, а роли сыграны просто замечательно. Особенно хороша молоденькая-молоденькая Мария Смольникова, что называется – глаз не оторвать.

Думаю, фильм "Дочь", скорее всего, наград не получит: "Кинотавр" обычно награждает всякие экспериментальные, формальные изыскания. Но зрителям этот фильм рекомендовать можно с чистой совестью.