Знаменитому британскому поп-музыканту, одному из участников группы "Битлз" Полу Маккартни исполняется 70 лет. Никаких всенародных торжеств по поводу этого юбилея в Великобритании не устраивают. Сам Маккартни отмечает праздник с семьей и друзьями в домашней обстановке.
Говорит биограф группы "Битлз", британский музыкальный критик Филип Норман, который считает, что творческая энергия группы создавалась взаимным дополнением и творческим соперничеством Пола Маккартни и Джона Леннона:
– Это было идеальное партнерство, поскольку они были абсолютно разными людьми. Джон был бунтовщиком, человеком нестандартным, временами впадавшим в ярость. Его не заботило, что люди думают о нем. Пол Маккартни, наоборот, человек покладистый, сентиментальный и очень заботящийся о мнении других. Его всегда волновал собственный имидж. И когда их музыкальные таланты соединились, они привнесли в музыку вот эту противоположность, эту напряженность. Она бросается в глаза уже в их вокале: их голоса абсолютно разные.
За исключением очень раннего периода, они никогда вместе не писали песен. Свои песни они создавали с ощущением, что соперник заглядывает через плечо. Маккартни всегда казалось, что невидимый Джон Леннон следит за его работой, редактирует ее и привносит свой гнев и неприкаянность в тексты и музыку. В эти моменты Пол преодолевал свою сентиментальность и сладкоречивость.
Такое различие темпераментов приносило замечательные плоды, создавая удивительно гармоничное музыкальное единство. Абсолютная противоположность характеров приводила к творческому состязанию, а это – всегда залог высокой креативности.
Их творческое соревнование завершилось тем, что Джон был убит, а Пол решил стать альтер эго Джона – заимствуя его интересы и копируя его личность. Его почему-то не удовлетворяла перспектива оставаться Полом Маккартни – всемирно известным, легендарным музыкантом. Ему непременно хотелось быть тем, кем был Джон. Именно отсюда проистекает его увлечение живописью, публикация сборника стихов. Он продолжает соперничать с призраком Джона Леннона и через 30 лет после его гибели, – утверждает биограф группы "Битлз" Филип Норман.
О влиянии творчества и фигуры Пола Маккартни на умонастроения советской и российской молодежи размышляет обозреватель Радио Свобода, знаток британской рок-музыки Кирилл Кобрин:
– Почему в России уже много лет не утихают споры о том, кто круче – Джон Леннон или Пол Маккартни?
– Леннона в России ценят больше, а Маккартни больше любят. Иногда даже любовь к песням Маккартни у многих людей – я встречал таких – это нечто вроде такого guilty pleasure, тайного и немного стыдного удовольствия. Мол, мне он нравится, но я это скрываю, чтобы не показаться слишком простым, слишком сентиментальным. Леннон с его очками, с его драйвом, остроумием, пижонством, Йоко Оно, борьбой за мир, слежкой ФБР, он, конечно, выглядит как настоящий рок-н-ролльный герой. И погиб он как настоящий рок-н-ролльный герой – от пули фаната. Если посмотреть на то, что делали и Леннон, и Маккартни после окончания "Битлз", то ленноновские альбомы – я знаю, меня сейчас за эти слова растерзают – за исключением нескольких великих песен, скучные. Они неинтересные, довольно банальные. Маккартни тоже не очень разнообразен. Но, во-первых, как автор, что называется silly love songs, простеньких песенок о любви (а у него есть даже песня с таким названием), безусловно, гораздо выше Леннона. Он потрясающий мелодист. Плюс к этому, он человек, который открыт для самых разнообразных влияний – музыкальных, человеческих влияний и т. д.
– 55 лет творческой деятельности – может быть, это слишком много для любого рок-музыканта?
– Поп-музыку можно писать в любом возрасте. Маккартни, в сущности, человек, который сочинял потрясающие мелодии. Он сочинил их очень много. Он сочинил много совершенно потрясающих песен, написал много плохих песен (все-таки много лет работал). Если мы посмотрим его продукцию последних 20 лет, это хорошие альбомы (они мне не нравятся, но это мое личное дело). Маккартни находится в отличной форме как сочинитель песен. Этим, надо сказать, он сильно отличается от многих людей, которые пришли к рок-н-ролльной, поп-музыкальной старости со скромным "песенником". У многих истощается этот родник, а у него нет.
– Период "Битлз" – по сути, начало – и относительно короткое начало – музыкальной биографии Пола Маккартни. Но это десятилетие, которое довлеет над всем его полувековым творчеством. Он выбрался из-под этого спуда? Ставил он себе такую музыкальную цель – уйти и стать Полом Маккартни, не связанным с "Битлз"? Или все равно это продолжение и бесконечное репродуцирование наследия 60-х годов?
– Вот он и Джордж Харрисон смогли себя как-то изобрести заново после распада "Битлз". Харрисон в "Битлз" все-таки написал довольно мало песен. Роль его была не очень велика, но Харрисон в сольной карьере смог сделать из себя такого очень странного поп-исполнителя с очень странной полуиндийской музыкой, с любопытными аранжировками и т. д. Маккартни пошел другим путем, точнее – разными путями. Если мы вспомним его самые первые альбомы после распада "Битлз" (McCartney, Ram), это очень странные альбомы, обнаженные, "голые" – в смысле аранжировок. Они как бы простенькие, а на самом деле совсем не простенькие. Потом у него были периоды, когда они играл более жесткую музыку, был период совершенно слащавой поп-музыки (Wings at the Speed of Sound, London Town). Было всякое, но при этом он оставался Полом Маккартни. Он смог сделать так, что всю его сольную карьеру, как бы ни складывались обстоятельства - хороший, не очень или плохой альбом, но, тем не менее, - мы знали, что это продукция Пола Маккартни. Хуже определенного уровня она не будет. И, в общем, она чем-то будет отличаться от предыдущих.
– Вы бы назвали Пола Маккартни русским народным героем? Ведь, пожалуй, это единственный западный рок-музыкант, который попал даже в школьные анекдоты.
– Мне кажется, он такой антирусский антинародный антигерой. Потому что ничего более противоположного тому, что считается (на мой взгляд, неверно) "русским духом", представить себе невозможно. Это скромный человек, очень серьезных политических, экологических, этических убеждений. Он вегетарианец больше 35 лет. Это человек, который старается не находиться в свете софитов, в лучах славы не греться. Это человек довольно замкнутый, но в то же время доброжелательный. В общем, это все вместе говорит о том, что как у персонажа у Пола Маккартни никаких шансов стать народным в России нет.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
Говорит биограф группы "Битлз", британский музыкальный критик Филип Норман, который считает, что творческая энергия группы создавалась взаимным дополнением и творческим соперничеством Пола Маккартни и Джона Леннона:
– Это было идеальное партнерство, поскольку они были абсолютно разными людьми. Джон был бунтовщиком, человеком нестандартным, временами впадавшим в ярость. Его не заботило, что люди думают о нем. Пол Маккартни, наоборот, человек покладистый, сентиментальный и очень заботящийся о мнении других. Его всегда волновал собственный имидж. И когда их музыкальные таланты соединились, они привнесли в музыку вот эту противоположность, эту напряженность. Она бросается в глаза уже в их вокале: их голоса абсолютно разные.
За исключением очень раннего периода, они никогда вместе не писали песен. Свои песни они создавали с ощущением, что соперник заглядывает через плечо. Маккартни всегда казалось, что невидимый Джон Леннон следит за его работой, редактирует ее и привносит свой гнев и неприкаянность в тексты и музыку. В эти моменты Пол преодолевал свою сентиментальность и сладкоречивость.
Такое различие темпераментов приносило замечательные плоды, создавая удивительно гармоничное музыкальное единство. Абсолютная противоположность характеров приводила к творческому состязанию, а это – всегда залог высокой креативности.
Их творческое соревнование завершилось тем, что Джон был убит, а Пол решил стать альтер эго Джона – заимствуя его интересы и копируя его личность. Его почему-то не удовлетворяла перспектива оставаться Полом Маккартни – всемирно известным, легендарным музыкантом. Ему непременно хотелось быть тем, кем был Джон. Именно отсюда проистекает его увлечение живописью, публикация сборника стихов. Он продолжает соперничать с призраком Джона Леннона и через 30 лет после его гибели, – утверждает биограф группы "Битлз" Филип Норман.
О влиянии творчества и фигуры Пола Маккартни на умонастроения советской и российской молодежи размышляет обозреватель Радио Свобода, знаток британской рок-музыки Кирилл Кобрин:
– Почему в России уже много лет не утихают споры о том, кто круче – Джон Леннон или Пол Маккартни?
– Леннона в России ценят больше, а Маккартни больше любят. Иногда даже любовь к песням Маккартни у многих людей – я встречал таких – это нечто вроде такого guilty pleasure, тайного и немного стыдного удовольствия. Мол, мне он нравится, но я это скрываю, чтобы не показаться слишком простым, слишком сентиментальным. Леннон с его очками, с его драйвом, остроумием, пижонством, Йоко Оно, борьбой за мир, слежкой ФБР, он, конечно, выглядит как настоящий рок-н-ролльный герой. И погиб он как настоящий рок-н-ролльный герой – от пули фаната. Если посмотреть на то, что делали и Леннон, и Маккартни после окончания "Битлз", то ленноновские альбомы – я знаю, меня сейчас за эти слова растерзают – за исключением нескольких великих песен, скучные. Они неинтересные, довольно банальные. Маккартни тоже не очень разнообразен. Но, во-первых, как автор, что называется silly love songs, простеньких песенок о любви (а у него есть даже песня с таким названием), безусловно, гораздо выше Леннона. Он потрясающий мелодист. Плюс к этому, он человек, который открыт для самых разнообразных влияний – музыкальных, человеческих влияний и т. д.
– 55 лет творческой деятельности – может быть, это слишком много для любого рок-музыканта?
– Поп-музыку можно писать в любом возрасте. Маккартни, в сущности, человек, который сочинял потрясающие мелодии. Он сочинил их очень много. Он сочинил много совершенно потрясающих песен, написал много плохих песен (все-таки много лет работал). Если мы посмотрим его продукцию последних 20 лет, это хорошие альбомы (они мне не нравятся, но это мое личное дело). Маккартни находится в отличной форме как сочинитель песен. Этим, надо сказать, он сильно отличается от многих людей, которые пришли к рок-н-ролльной, поп-музыкальной старости со скромным "песенником". У многих истощается этот родник, а у него нет.
– Период "Битлз" – по сути, начало – и относительно короткое начало – музыкальной биографии Пола Маккартни. Но это десятилетие, которое довлеет над всем его полувековым творчеством. Он выбрался из-под этого спуда? Ставил он себе такую музыкальную цель – уйти и стать Полом Маккартни, не связанным с "Битлз"? Или все равно это продолжение и бесконечное репродуцирование наследия 60-х годов?
– Вот он и Джордж Харрисон смогли себя как-то изобрести заново после распада "Битлз". Харрисон в "Битлз" все-таки написал довольно мало песен. Роль его была не очень велика, но Харрисон в сольной карьере смог сделать из себя такого очень странного поп-исполнителя с очень странной полуиндийской музыкой, с любопытными аранжировками и т. д. Маккартни пошел другим путем, точнее – разными путями. Если мы вспомним его самые первые альбомы после распада "Битлз" (McCartney, Ram), это очень странные альбомы, обнаженные, "голые" – в смысле аранжировок. Они как бы простенькие, а на самом деле совсем не простенькие. Потом у него были периоды, когда они играл более жесткую музыку, был период совершенно слащавой поп-музыки (Wings at the Speed of Sound, London Town). Было всякое, но при этом он оставался Полом Маккартни. Он смог сделать так, что всю его сольную карьеру, как бы ни складывались обстоятельства - хороший, не очень или плохой альбом, но, тем не менее, - мы знали, что это продукция Пола Маккартни. Хуже определенного уровня она не будет. И, в общем, она чем-то будет отличаться от предыдущих.
– Вы бы назвали Пола Маккартни русским народным героем? Ведь, пожалуй, это единственный западный рок-музыкант, который попал даже в школьные анекдоты.
– Мне кажется, он такой антирусский антинародный антигерой. Потому что ничего более противоположного тому, что считается (на мой взгляд, неверно) "русским духом", представить себе невозможно. Это скромный человек, очень серьезных политических, экологических, этических убеждений. Он вегетарианец больше 35 лет. Это человек, который старается не находиться в свете софитов, в лучах славы не греться. Это человек довольно замкнутый, но в то же время доброжелательный. В общем, это все вместе говорит о том, что как у персонажа у Пола Маккартни никаких шансов стать народным в России нет.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"