Правозащитников приравняют к вражеским агентам?

Подготовлен законопроект, ужесточающий правила работы российских некоммерческих организаций (НКО).

Один из авторов законопроекта – депутат от "Единой России" Александр Сидякин. Он известен как один из инициаторов противоречивого "закона о митингах", увеличившего штрафы за нарушения во время массовых мероприятий. Новый законопроект "Единой России" касается некоммерческих организаций, которые получают финансирование из-за рубежа и занимаются "политической деятельностью". Депутаты предлагают присвоить им статус "иностранных агентов". Вот что Александр Сидякин рассказал Радио Свобода:

– В данном случае мы ведем речь о тех НКО, которые занимаются политической деятельностью на территории РФ и при этом получают имущество или денежные средства от иностранных и международных организаций, юридических лиц, иностранных граждан. Никаких дополнительных ограничений этим законопроектом для таких НКО не вводится. Мы предполагаем лишь, что раз в полгода они будут давать отчеты: сообщать о количестве денежных средств, полученных в качестве помощи, говорить о составе своих руководящих органов. Эта информация будет раскрываться и доводиться до граждан РФ, – пояснил Александр Сидякин.

По задумке авторов законопроекта, некоммерческие организации, выполняющие функции иностранных агентов, должны будут зарегистрироваться в специальном реестре Министерства юстиции. Если нормативный акт примут, то сделать это организациям необходимо будет в течение девяноста дней. Если же НКО, которых фактически признают иностранными агентами, не зарегистрируются, их деятельность будет приостановлена на полгода.

Кроме этого, Министерство юстиции получит дополнительные возможности для внеплановых проверок таких организаций, если поступят заявления от граждан или появятся публикации в средствах массовой информации о признаках экстремизма в их деятельности, сообщает газета "Ведомости". Если же отчёты организаций будут неполными или искажёнными, это грозит штрафом до 50 тысяч рублей для физических лиц и до 1 миллиона рублей – для юридических. Поправки коснутся и Уголовного кодекса: за несоблюдение нового законодательства может грозить лишение свободы на срок до 4 лет.

Ирина Яровая, глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, которая также является автором этого законопроекта, заявила, что подобная инициатива направлена на обеспечение открытости и публичности в деятельности некоммерческих организаций.

По мнению же Елены Панфиловой, директора московского отделения центра антикоррупционных исследований "Transparency International", уже имеющегося законодательства вполне достаточно, чтобы получать информацию о деятельности организаций:

– Как мне представляется, существующее на данный момент законодательство о деятельности общественных организаций вполне удовлетворяет всем потребностям прозрачности. Все общественные организации, которые действительно ведут свою деятельность, ежегодно сдают в Минюст данные об источниках финансирования, его объемах, целях, на которые это финансирование используется. Эта информация размещается на сайте Минюста, а также, согласно требованию законодательства, должна в обязательном порядке публиковаться на сайтах самих организаций. У меня пока не было проблем с тем, чтобы найти чьи-то данные, увидеть, кто их финансирует, что финансирует. Поэтому мне кажется, авторы законопроекта не о дополнительной прозрачности заботятся, а, скорее, преследуют политическую цель, – говорит Елена Панфилова.

Вот как автор инициативы, Александр Сидякин, пояснил необходимость особого статуса "иностранных агентов" для некоммерческих организаций, финансируемых из иностранных источников и занимающихся политической деятельностью:

– Американские коллеги уже давным-давно приняли этот закон у себя – об иностранных агентах. В нем достаточно четко расписывается, что все, кто занимается общественной, политической, правозащитной деятельностью на территории США, получает и делает это на иностранные деньги, являются агентами. У нас были проблемы в правовом регулировании. Мы хотим, чтобы гражданское общество, наши граждане знали о том, где те НКО, которые действительно являются продуктом гражданского общества России, а где те, которые финансируются из-за рубежа...

Глава одной из старейших российских правозащитных организаций – Московской Хельсинкской группы – Людмила Алексеева утверждает: в американском законе, о котором говорит Сидякин, речь идёт совсем о другом. В частности, он регулирует деятельность организаций, которые лоббируют свои интересы в американских органах власти, поясняет Алексеева. Инициатива же "Единой России" есть ни что иное, как попытка бросить тень на российские организации:

– Мы получаем зарубежные гранты, потому что у нас нет возможности получить деньги внутри нашей страны. В России государственные фонды выдают деньги организациям, которые угодны властям. Если, предположим, Московская Хельсинкская группа получает грант на открытие бесплатной юридической приемной для лиц, у которых нет средств заплатить адвокатам, это что – лоббирование интересов других государств? Это – защита интересов наших граждан. И мы никакие не агенты. Закон этот принимается с подлой целью, чтобы можно было говорить по телевизору: вот, видите, они сами говорят, что они агенты иностранных государств. Какая-то часть наших граждан будет доверять тому, что говорит телевидение, и думать, что правозащитники – это какие-то враги, которые работают на интересы враждебных государств...

Людмила Алексеева также сообщила, что в случае, если законопроект будет принят в Государственной думе и в Совете Федерации, она будет просить наложить на него вето президента России Владимира Путина.

По словам политолога Марка Урнова, в законе нет четких критериев, а его принятие "Единая Россия" инициирует, чтобы иметь возможность дискредитировать неугодные организации:

– Инициаторы закона говорят очень расплывчато. Например, утверждают, что политическая деятельность будет распространяться на наблюдателей во время выборов. Поскольку политика, как мы знаем, четко выраженной сферы не имеет, мы будем иметь закон, который позволит дискредитировать любую организацию, которая почему бы то ни было "Единой России", власти не понравится. Делается это все топорно. "Единая Россия" теряет популярность, потому что ее теряет власть. И начинается глупая суетня, – отмечает политолог Марк Урнов.

По предварительной информации, отчитываться перед государством должны будут некоммерческие организации, получившие гранты, размер которых равен или превышает 200 тысяч рублей.