Забытая война 1812 года

Джон Дэвид Келли. "Битва на Квинстонских высотах".


Александр Генис: 4 июля – не только День независимости, это еще и праздник истории. В каждом городе и городке обязательно проходит парад, в котором участвуют великие американцы - Вашингтон, Линкольн, Статуя Свободы. Я уже не говорю о распродажах, которые рекламируют себя по телевизору с помощью персонажей американского канона.
В этом году истории особенно много, потому что нынешним летом страна отмечает 200-летний юбилей самой странной войны всего своего батального прошлого. О ней расскажет в своем традиционном историческом репортаже Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов: Войну 1812 года в Америке называют “забытой войной”. Современники считали ее вторым актом Американской революции, но для большинства нынешних американцев она остается непонятной: ее причины неясны, ее ход запутан, а закончилась она тем, чем началась. Если бы в то время существовал хотя бы телеграф, вполне возможно, ее вообще бы не было.

Английский флот тогда господствовал на морях и сильно осложнял американскую торговлю. Президент Джефферсон терпел провокации и обиды – он знал, что страна не готова к новой войне. Не хотел воевать и его преемник Джеймс Мэдисон, но в Конгрессе между тем появилось молодое поколение амбициозных политиков, считавших, что война спасет республику, а не погубит ее. Помимо английского флота, американцев беспокоили индейцы на севере страны, сопротивлявшиеся заселению своих земель. Канада представлялась легкой добычей.

Конгресс объявил войну 18 июня 1812 года. Двумя днями ранее Англия отменила торговые ограничения для США, но в Вашингтоне об этом не успели узнать. Для успешных боевых действий Америке не хватало, прежде всего, регулярных сил. Можно было бы мобилизовать на войну милицию штатов, но губернаторы Новой Англии наотрез отказались сделать это. Они продолжали торговать с Канадой и снабжать британские войска.

Позором закончился поход в Канаду генерала Вильяма Хэлла: он быстро отступил в форт Детройт, а затем сдал Детройт без единого выстрела. С начала войны прошло всего несколько месяцев, а уже весь Мичиган оказался под контролем британцев. На стороне англичан воевали индейцы. Знаменитый вождь племени шауни Текумсе получил звание бригадного генерала британской армии и погиб в бою. В дальнейшем американцы действовали более успешно. В апреле 1813 года американский десант в количестве 1700 человек переправился через озеро Онтарио, захватил город Йорк, разграбил и сжег здание законодательного собрания.

Канадцы поклялись отомстить. В июле 1814 года британская эскадра под командованием адмирала Кокберна высадила в Чисапикском заливе 4 тысячи солдат, направившихся к Вашингтону. Близ Блейденсберга в штате Мэриленд их ждали американские войска. Рассказывает автор книги о войне 1812 года Ирвин Молоцки.

Ирвин Молоцки: Это была месть американцам за то, что они сожгли город, который сегодня называется Торонто, крупнейший город Британской Канады. Тогда он назывался Йорк. Командующий британскими силами в Северной Америке отдал приказ своим войскам при первой же возможности сделать с Вашингтоном то же самое, что американцы сделали с Йорком.

Британские войска шли наказать Соединенные Штаты за сожжение Торонто. Они подошли к Бладенсбургу, там их ждали американцы. Но британские силы были в явном большинстве и обратили американцев в бегство. Президент Джеймс Мэдисон был там и видел разгром своими глазами. Он послал своего секретаря в Белый Дом, который тогда еще не был белого цвета и потому не назывался Белым. Послал сказать первой леди Долли Мэдисон, что пора паковать вещи и ретироваться, потому что американцы спасались бегством, и он не хотел, чтобы Долли попала в плен к британцам.

Владимир Абаринов: Американцы были настолько беспечны, что не озаботились обороной своей столицы. Вашингтон не имел стратегического значения, зато пропагандистский эффект его захвата британцами был велик.

Ирвин Молоцки: Американцы были слишком самоуверенны. У них, видимо, не было хорошей разведки, они не знали, насколько велики силы британцев, а их военный министр сказал президенту, что на Вашингтон не нападут, и укреплять его незачем. Впоследствии Мэдисон его уволил. Американцы были настолько надменны, что в тот самый день в Белом Доме накрыли обеденный стол на 40 персон, достали вино из погреба. Все это было съедено и выпито. Но выпили и съели все это не американцы. Это сделали британцы.

Владимир Абаринов: Долли Мэдисон проявила в этой ситуации завидное хладнокровие. Она руководила эвакуацией из Белого Дома важнейших государственных бумаг и других ценностей. Из предметов интерьера ей удалось спасти знаменитый портрет Джорджа Вашингтона работы Гилберта Стюарта, который по сей день украшает резиденцию президента. Уже на следующий день англичане вернулись на свои корабли, но предварительно подожгли Белый Дом и Капитолий.

Уже в самом начале войны стороны попытались вступить в мирные переговоры. Свое посредничество им предложила Россия. Президент Мэдисон направил в Петербург делегацию, в состав которой вошел и будущий президент, а тогда посол США в России Джон Квинси Адамс. Однако Лондон отверг посредничество Александра I и предложил прямые переговоры в Генте. Делегация отправилась во Фландрию, где и дожидалась окончательного разгрома Наполеона. В декабре 1814 года в Генте был, наконец, подписан мирный договор, восстановивший довоенный статус-кво. Однако ни правительство США, ни командование британскими экспедиционными силами об этом не знали, и боевые действия продолжались. Последнее крупное сражение войны, битва за Новый Орлеан, которую блестяще выиграл будущий президент генерал Джексон, завершилось уже в январе 1815 года.

Кто же победил? Канадцы убеждены, что они. Поэтому в эти дни двухвековая годовщина войны в Канаде отмечается широко и пышно. Вот отрывок из юбилейной речи генерал-губернатора Канады Дэвида Джонстона, в которой он цитирует американского историка Алана Тэйлора.

Дэвид Джонстон: Парадокс заключается в том, что к войне привели не наши различия, а наше сходство. Как пишет Алан Тэйлор, “республика и империя вели борьбу за лояльность людей, населяющих Северную Америку – индейцев, поселенцев и иммигрантов. Американцы и британцы говорили на одном языке и торговали между собой больше, чем с другими странами, но именно это и привело к соперничеству”. Как известно, провал попыток разрешить эти противоречия мирным путем стал причиной дорогостоящей и разрушительной войны. Победа в этой войне была одержана благодаря сплоченности тех, кто объединился, чтобы сражаться за Канаду. Сегодня война 1812 года остается поучительной в своей сложности. Как генерал-губернатор и главнокомандующий Канады я призываю всех канадцев изучать этот эпизод нашей истории и его важные последствия.

Владимир Абаринов: Американский историк Дэвид Шометт уверен, что победили американцы.

Дэвид Шометт: Это была борьба Давида с Голиафом. Ее исходом можно гордиться. Когда мы начали эту войну, страна была союзом штатов. Мы были в первую очередь мэрилендцами, вирджинцами, коннектикутцами и лишь во вторую очередь – американцами. К концу войны, хотя мы и не завоевали никакой новой территории, и ни одна из сторон не могла считать себя победителем, мы стали Соединенными Штатами.

Владимир Абаринов: А по мнению Алана Тэйлора, на которого ссылался генерал-губернатор Канады, это была гражданская война.

Алан Тэйлор: Американская революция разделила Канаду и Соединенные Штаты, но на самом деле люди, жившие по обеим сторонам границы, были одним народом. Когда началась война, они говорили на одном языке, и в обеих странах были те, кто убеждал людей по ту сторону границы воевать на другой стороне. Война имела все признаки гражданской – сосед воевал с соседом, а случалось, и брат с братом. Они жгли фермы друг друга, и все это выглядело как гражданская война.

Владимир Абаринов: Так кого же следует считать победителем?

Алан Тэйлор: Британская Канада определенно выиграла войну. Их цель состояла в том, чтобы не дать американцам завоевать себя, и они преуспели в защите от сил вторжения, которые значительно превышали численностью силы обороны. Но с другой стороны, можно сказать, что американцы выиграли мир – им удалось существенно укрепить границу, они лишили канадцев возможности заключать союзы с индейцами на американской территории. Проиграли эту войну индейцы, жившие в районе Великих озер. Они полагались на союз с британцами в своей борьбе за свои земли и против американских поселенцев.

Владимир Абаринов: Именно в войне 1812 года, в битве за Балтимор, родился американский национальный гимн. Текст его написал поэт-любитель Фрэнсис Скотт Ки на мотив известной английской песни “Анакреону в небесах”.

Ирвин Молоцки: Они не могли взять Балтимор с моря, без сухопутных войск. Они должны были атаковать форт Мак-Генри, расположенный в балтиморской гавани, и именно над этой крепостью развевался флаг, который увидел Френсис Скотт Кей после великой битвы за Балтимор. Именно это зрелище вдохновило его на сочинение стихотворения, которое он сначала назвал “Оборона форта Мак-Генри”, но уже на следующий день оно было переименовано в “Усыпанное звездами знамя”. Все говорили о победе в Балтиморе. Песня быстро распространилась по всем Соединенным Штатам и стала необычайно популярна.

Владимир Абаринов: Существует по меньшей мере две русские версии гимна, одна из которых принадлежит перу Павла Палажченко - персонального переводчика Михаила Горбачева. Его вариант точно ложится в размер:

Озарил ли рассвет многозвёздный наш стяг,
В предзакатных лучах гордо реявший вчера?
Осенённые им, презирали мы страх,
Защищая его, возглашали мы “ура”.
Среди вспышек ракет и разрывов гранат,
Где реет наш флаг, там не сломлен солдат.
Струится ль, как прежде, наш флаг звёздный, боевой
Над свободной землёй, над героев страной?