Чему научила "Булгария"

"Булгария".

Прошел год со дня крушения теплохода "Булгария", затонувшего в Куйбышевском водохранилище на территории Татарстана в 3 километрах от берега.

79 человек удалось спасти, 122 человека погибли. В мае Следственный комитет России завершил расследование крушения "Булгарии". На скамье подсудимых – пятеро обвиняемых, которые знакомятся с материалами 80-томного уголовного дела. По мнению экспертов, спустя год после крушения теплохода состояние российского речного флота остается прежним: средний возраст теплоходов – 50-60 лет.

Двухпалубный дизель-электроход "Булгария", построенный в 1955 году в Чехословакии, затонул 10 июля во время грозы в Куйбышевском водохранилище в районе поселка Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана в трех километрах от берега. По факту кораблекрушения возбуждены три уголовных дела – о нарушении правил эксплуатации, нарушении правил оказания туристических услуг и о неоказании капитаном судна помощи терпящим бедствие. На скамье подсудимых – пять человек: обвинения предъявлены субарендатору судна Светлане Инякиной, старшему эксперту камского участка Российского речного регистра Якову Ивашову, старшему помощнику капитана "Булгарии" Рамилю Хаметову, начальнику казанского линейного отдела волжского управления Ространснадзора Ирику Тимергазееву и его подчиненному – главному государственному инспектору Владиславу Семенову.

Комиссия Ротранснадзора пришла к выводу, что причинами аварии стало невыполнение судовладельцем и капитаном требований безопасности судоходства, а также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа.

Представитель Объединенной судостроительной корпорации Алексей Кравченко утверждает, что трагедия "Булгарии" изменила подход к контролю безопасности речных судов – он стал гораздо жестче:

– Была принята серия шагов по ужесточению контроля за техническим состоянием судов, за квалификацией их экипажей... В данный момент проходит становление бассейновых управлений, которые выходят за рамки прежних, привязанных к портам. Теперь ответственные лица несут ответственность за ситуацию с судоходством на всем протяжении водного пути в рамках своего географического региона. Это, безусловно, прогрессивный шаг. Все это, к сожалению, изменилось только после аварии.

Генеральный директор кампании "Инфлот Вордвайд Санкт-Петербург" Игорь Глухов считает, что основной причиной гибели "Булгарии" стал ее солидный возраст – судно было построено в 1955 году. Игорь Глухов ответил на вопрос Радио Свобода о том, что изменилось за год, что из себя представляет сегодня российский речной флот?

– То же самое, что и раньше: средний возраст более 40 лет. Да, суда стали лучше контролировать. Но они старые, техническое состояние – не самое лучшее. Без резких и серьезных мер со стороны государства, без строительства нового флота и запрета работы старого, возрождения отрасли не будет. Она в глубоком кризисе, и этот кризис только усугубляется. Государство на это способно повлиять только с помощью создания некоей федеральной структуры, которая построит новый флот и сдаст его в аренду операторам. Но это, видимо, очень затратная вещь.

Главный редактор журнала "Морской бюллетень" Михаил Войтенко с Игорем Глуховым не согласен: он считает, что "Булгария" погибла из-за ошибки экипажа, а ее почтенный возраст совершенно не при чем:

– На мой взгляд, трагедия "Булгарии" произошла вследствие ошибок эксплуатации, непосредственная вина лежит на капитане и, возможно, на старшем механике, они – непосредственные виновники этой трагедии. Большое количество жертв объясняется тем, что судно опрокинулось. Если бы оно просто тонуло, столько жертв не было бы. Что до безопасности на речном транспорте, наверняка она в определенной степени повысилась, потому что любая авария в любом виде транспорта – нечто вроде встряски для всей отрасли, в данном случае для речной.

– И все-таки судно было очень старое? Не в этом ли причина трагедии?

– Старые суда в Канаде ходят по великим канадским озерам по 50-60 лет. Главное – уход за судном и правильная эксплуатация, – считает Михаил Войтенко.

В результате гибели "Булгарии" на скамье подсудимых оказались и капитаны судов, прошедших мимо тонущего корабля. Капитан сухогруза "Арбат" Юрий Тучин был признан виновным в неоказании помощи терпящим бедствие и оштрафован на 130 тысяч рублей. Капитана буксира "Дунайский-66" Александра Егорова также признали виновным в неоказании помощи терпящим бедствие и оштрафовали на 190 тысяч рублей. Оба утверждали, что не спасали людей, боясь их раздавить.