Почему журналистка, поссорившаяся с губернатором, стала фигуранткой уголовного дела?

  • Александр Валиев
Ситуация с известным на Урале информационным агентством Ura.ru приобрела масштаб федеральной истории практически сразу же, как только стало известно об обысках в редакции 27 сентября. Что этому предшествовало, и какие взаимоотношения связывали ее участников в прологе, знает, очевидно, лишь самый узкий круг. Зато о том, что главного редактора агентства Аксану Панову объявили подозреваемой в деле о вымогательстве, в курсе уже многие. Равно как и о том, что «криминальная интрига» стала закручиваться параллельно конфликту Ura.ru с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым. И смею предположить, что лишь ничтожно малая часть наблюдателей не в состоянии связать два этих сюжета воедино.
Какими бы ни были оценки ситуации, все сходятся в одном: Ura.ru — популярный интернет-ресурс — возможно, даже самый читаемый на Урале. В редакции работают талантливые журналисты, сочиняющие броские заголовки к не менее броским текстам, и не считаться с этим фактом невозможно. Определить политическую ориентацию издания довольно затруднительно — возможно, в силу того, что как таковая она отсутствует, но редакция никогда не боялась острых тем, в том числе, и связанных с именами высокопоставленных чиновников. Однако за все годы работы агентства его отношения с властью не доходили ни до открытого конфликта, ни — тем более — до противостояния. Сегодня дошли.
Хроника событий. 27 сентября в Ura.ru идут обыски, Аксана Панова отсутствует в городе, а в прессе появляются публикации о том, что ее, якобы, подозревают в каких—то махинациях. Бухгалтера агентства задерживают и помещают на 4 дня в СИЗО. В результате возникает уголовное дело о хищении со счетов ООО «Ура. ру» 10 миллионов рублей. Аксана, вернувшаяся в Екатеринбург, заявляет о том, что у нее ничего не пропало, фактически отказываясь признавать себя потерпевшей. Вскоре австрийские соучредители агентства начинают давить на Панову, вынуждая ее подать в отставку с поста главреда и обещая в противном случае большие неприятности. Аксана во всеуслышание сообщает о том, что за атакой на нее и коллектив агентства стоит ни кто иной, как губернатор Куйвашев, чрезвычайно недовольный острыми критическими материалами в свой адрес.
На некоторое время все успокаивается и возникает ощущение, что конфликт каким—то образом урегулирован. Однако 23 октября журналистов Ura.ru неожиданно лишают аккредитации в администрации губернатора, правительстве области и законодательном собрании, а на следующий день Главное следственное управление ГУ МВД РФ по Свердловской области сообщает, что в отношении Пановой возбуждено уголовное дело по статье «вымогательство». Пресса пишет о том, что Аксана и ее коллеги, якобы, предлагали политикам и бизнесменам платить за доброжелательный тон публикаций или, по крайней мере, молчание. Те же, кто не соглашался, становились героями критических и разоблачительных материалов.
Комментарий
Аксана Панова:
— Следователи меня не вызывают, обвинений не предъявляют, показания мои им не нужны, я узнаю о возбуждении уголовных дел из прессы. Сначала — о мошенничестве, пропаже 10 миллионов, которые никуда не пропадали. Теперь вот о вымогательстве. Могут, наверное, с таким же успехом возбудить дело об экстремизме. Это не расследование, а PR—кампания, политическое давление на агентство ura.ru, вызванное нашей принципиальной позицией и работой…
…Как и любое коммерческое издание, мы зарабатываем на рекламе, информационном сопровождении — публикациях, которые регламентируются официальными договорами и ни в коей мере не противоречат закону. О каком вымогательстве идет речь, я не представляю…
…Да, поначалу мы надеялись, что с приходом Е.Куйвашева жизнь в регионе начнет меняться к лучшему, этими надеждами и был обусловлен доброжелательный тон первых публикаций о нем. Однако нашим чаяниям не суждено было сбыться, о чем мы и сообщали читателям. Человек ничего не делает, создает только видимость работы — на регион ему наплевать, он лишь раздает активы своим друзьям и близким, а это мы уже проходили…
Действительно, еще летом, в течение первых месяцев губернаторства Евгения Куйвашева ura.ru писало о нем практически ежедневно и весьма дружелюбно. Стоит лишь прочесть заголовки: «Вы хотите, чтобы я занимался только собраниями, совещаниями и отчеты слушал? Я царствовать не хочу» (13 июня), «Куйвашев подписал кадровый указ. Знаете, кто стал его единственным советником? Человек, с которым связано лучшее время в отношениях власти и СМИ» (15 июня), «Евгений Куйвашев пересматривает решения не только Мишарина, но и Росселя. Самый закрытый правительственный объект Екатеринбурга откроет двери для всех желающих» (23 июля) «Это что же происходит? Куйвашев продолжает удивлять, демонстрируя нормальное человеческое поведение. Взял и извинился перед депутатом, и вместе съездил на самую неоднозначную госстройку этого века» (23 июля). Однако ближе к осени тональность меняется: «Куйвашев превращается, превращается Куйвашев… Черт, ну почему так быстро-то?!» (26 августа), «Жизнь становится «более лучше», более веселее! Губернатор Свердловской области заговорил, как Света из Иваново» (3 сентября), «О стариках забыли. Правительство Куйвашева отказалось от социальных обязательств предыдущего губернатора» (4 октября), «Разоблачение! Целевой программы «Столица», презентованной Куйвашевым на своей инаугурации, не существует» и т.д.
Леонид Волков, политик и депутат Городской думы Екатеринбурга, в своем ЖЖ посочувствовал ura.ru и пожелал «сгореть в аду» «шайке Куйвашевых», однако при этом высказал предположение, что конфликт агентства и губернатора лежит не в политической, а чисто финансовой плоскости: мол, власть не продлила контракт на информационное обслуживание, вот и получила свое. Впрочем, есть и другие мнения.
Комментарий
Сергей Мошкин, политолог, г.Екатеринбург:
Именно журналисты ura.ru фактически были первыми «допущенными к телу» полпреда, а потом и губернатора Куйвашева. Зная вес агентства, его популярность в регионе, он очень мило их принимал. Что между ними произошло потом — могу лишь предполагать, не утверждать... У Аксаны сложились весьма близкие отношения с Евгением Ройзманом, руководителем фонда «Город без наркотиков», человеком, крайне властью не любимым. И когда началась кампания против него, продолжающаяся уже около трех месяцев и, возможно, связанная с будущими выборами, Аксана не могла не вступиться. Отсюда, я считаю, этот конфликт. Причина — одновременно и политическая, и личная…
….Если бы дело было в финансовых нарушениях, с какой стати агентство лишили аккредитации в органах власти? Я считаю вполне возможным, что возбуждение уголовных дел стало результатом какой—то устной команды сверху. А здесь уже для прессинга годится любой повод…
….И к вопросу о деньгах: я знаю, сколько стоит месяц информационного сопровождения на ura.ru — это не та сумма, из-за которой Панова стала бы ссориться с первым лицом региона. Да и вообще, она слишком умный и опытный человек, чтобы заниматься подобными вещами…Причина более глубокая. Аксана может кому—то показаться вульгарной или резковатой, но она настоящий журналист, а это зачастую не нравится власти.
Трудно сказать, насколько история с ura.ru заинтересовала широкий круг читателей, но то, что она как минимум интересует коллег по перу — ясно по обилию публикаций. Что и говорить, журналистам в нашей стране не везет: их калечат, убивают, завозят для «беседы» в лес, делают фигурантами уголовных дел. Впрочем, как правило, от этих напастей помогает одно нехитрое средство: перестать ссориться с сильными мира сего. Вот только подходит оно не каждому.