Петреус: анатомия скандала

Дэвид Петреус (photo: SSgt. Bradley Lail, USAF)


Александр Генис: Сексуальный скандал, разразившийся в Вашингтоне, поразил страну еще и потому, что армия, согласно опросам, самая уважаемая институция в Америке. Но оказалось, что и у нее - а не только у политиков - нет иммунитета от искушений плоти. «Анатомией скандала» с генералом Петреусом занимается корреспондент «Американского часа» Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов: Внезапная отставка Дэвида Петреуса грянула как гром среди ясного неба. Четырехзвездный генерал был любимцем обеих партий. Он заканчивал войну в Ираке, а с июля 2010 по июль 2011 года командовал американскими и международными силами в Афганистане. Президенты Буш и Обама в один голос называли его самым выдающимся военачальником нашего времени. Ему прочили блестящую карьеру, вплоть до поста президента. Очередной ступенью на служебной лестнице стал пост директора ЦРУ. Президент Обама объявил об этом назначении в апреле.

Барак Обама: Вот уже второй раз в течение года я прошу генерала Петреуса принять ответственный пост. Я знаю: это новое назначение потребует особой жертвы от него и его жены Холли. Почти 40 лет в военной форме, в том числе во главе коалиционных сил в одной из самых трудных операций нашего времени – и вот теперь Дэвид Петреус должен оставить Вооруженные Силы, которые он так любит, чтобы стать новым директором ЦРУ в начале сентября, после утверждения в Сенате.

Владимир Абаринов: Генерал выразил полнейшую готовность служить родине на новой ответственной должности.

Дэвид Петреус: Господин президент, большое спасибо. Я глубоко польщен назначением на пост директора Центрального разведывательного управления. И я глубоко признателен за возможность, если меня утвердят, по-прежнему вносить вклад в наши усилия, в которые уже вложено так много, особенно в течение последнего десятилетия.

Владимир Абаринов: В июне Сенат без малейших проблем утвердил это назначение. В своем выступлении перед законодателями генерал Петреус не забыл поблагодарить за поддержку свою жену.

Дэвид Петреус: Спасибо за теплые слова о моей жене, Холли, которая сегодня здесь вместе со мной. Как вы отметили, Холли – не новичок на государственной службе. Она дочь военного, жена военного, мать военного и защитник интересов военных семей. Ранее в этом году она покинула офис, который создала около 6 лет назад в Бюро по совершенствованию деловой практики, чтобы стать заместителем директора Бюро финансовой защиты потребителя, где она отвечает за защиту интересов военнослужащих. Ее описали недавно в прессе как приветливую, миниатюрную, отличающуюся ясным умом и хваткой питбуля – такую личность всегда хочется иметь на своей стороне. Мне посчастливилось иметь ее на своей стороне все 37 лет, в течение которых мы 23 раза переезжали с места на место, и я ценю возможность публично воздать ей сегодня должное.

Владимир Абаринов: В августе командование Вооруженных Сил устроило торжественные проводы Петреуса. И снова генерал не пожалел теплых слов в адрес своей жены.

Дэвид Петреус: За время учебы в Вест-Пойнте я не только получил образование и звание офицера, но и встретил женщину, которой суждено было стать моей женой. Поистине лучшим решением, которое я когда-либо в жизни принял, был ответ «Конечно, буду счастлив сделать это», когда меня попросили сопровождать студентку на воскресный футбольный матч. В тот момент я не знал, что эта студентка – дочь начальника академии и что ее собирались познакомить с одним из моих однокурсников. После некоторого смятения с обеих сторон мы поладили друг с другом. Спустя 10 месяцев мы поженились, и с тех пор Холли стала опорой нашей семьи. Она была первой леди одной из наших крупнейших армейских группировок, когда практически все 25 тысяч солдат находились на линии огня в Ираке. После того, как наши дети подросли и отправились в колледж, она поддерживала наших военнослужащих и их семьи, разрабатывая и возглавляя программы в Бюро по улучшению деловой практики, а теперь в новообразованном Бюро финансовой защиты потребителей. Я, разумеется, рад тому, что она оставалась со мной все эти 37 лет. Я никогда не смогу в полной мере выразить ей мою любовь и по достоинству оценить все, что она сделала для меня, я могу лишь сказать: спасибо, Хол, я люблю тебя.

Владимир Абаринов: Возглавив ЦРУ, Дэвид Петреус, в силу специфики новой должности, исчез с телеэкранов. Говорят, такое положение оказалось непривычным для него. И вот многообещающая карьера неожиданно рухнула, а его имя снова в газетных заголовках: глава разведывательного ведомства не сумел скрыть факт собственной супружеской измены и попросился в отставку. Президент без долгих раздумий подписал прошение.
Его предшественники Джордж Тенет и Портер Госс тоже оставили пост внезапно, но без объяснения причин. Дэвид Петреус сам назвал причину в своем заявлении. Естественно, журналисты тотчас бросились искать и быстро нашли виновницу. Ее зовут Пола Бродвелл. Ей 40 лет, она замужем и мать двоих детей. Выпускница Вест-Пойнта и подполковник запаса, она задумала провести полевые исследования для своей докторской диссертации и получила аккредитацию при штабе Петреуса в Кабуле. Адъютанты и помощники диву давались: Бродвелл пользовалась неограниченным доступом к генералу. Из своих интервью с Петреусом она решила сделать книгу, нашла издателя, а тот нашел ей соавтора-профессионала. В январе этого года книга вышла в свет, и Пола Бродвелл оказалась в лучах софитов. В шоу сатирика Джона Стюарта она рассказала, что интервьюировала генерала на бегу.

Пола Бродвелл: Это типичный прием, которым он пользуется, чтобы узнать поближе молодых людей. Он бегает всю свою жизнь. Мне представилась возможность взять у него интервью во время пробежки. Я думала, что это испытание для него, но он собирался испытать меня. В итоге мы оба прошли испытание, потому что оба бегаем очень быстро. Так начались наши отношения. В Кабуле мы много говорили на бегу. Думаю, для него это был хороший способ отвлечься от войны.

Владимир Абаринов: По праву официального биографа Петреуса Пола Бродвелл появлялась с ним в обществе и после его назначения директором ЦРУ. А в ноябре вдруг грянул скандал. Оказывается, ФБР уже полгода вело расследование по заявлению дамы, получавшей анонимные электронные послания с требованиями держаться подальше от Петреуса. Отправительницей оказалась дорожившая своим эксклюзивным доступом Бродвелл. Изучая ее переписку, агенты ФБР обнаружили большое число нежных посланий от генерала. Единый военный кодекс возбраняет военнослужащим внебрачные половые связи. В зависимости от обстоятельств супружеская неверность наказывается по-разному: от взысканий по службе до года тюрьмы. Впрочем, предшественник Петреуса на посту директора ЦРУ, а ныне министр обороны США Леон Панетта, судя по всему, не предвидит таких серьезных последствий. На борту самолета, направлявшегося в Австралию, он дал понять журналистам, что считает дело закрытым.

Леон Панетта: Разумеется, это очень печально, когда такая выдающаяся карьера обрывается таким образом. Я, безусловно, всей душой с ним и его семьей. Но я считаю, что он сделал правильный шаг. Когда ты директор ЦРУ, а на таком посту ты постоянно сталкиваешься со множеством вызовов, самое главное – это личное достоинство.

Владимир Абаринов: Однако не все так просто. Дело не только в адюльтере. Сразу после вооруженного нападения на генконсульство США в Бенгази 11 сентября этого года должностные лица администрации твердили, что это - стихийный протест, спровоцированный видеосатирой на пророка Мухаммеда. Когда выяснилось, что это была спланированная террористическая атака и что сотрудники консульства задолго до нее просили усилить меры безопасности, но не получили ответа, эти должностные лица стали утверждать, что разведданные были противоречивыми и не позволили адекватно оценить угрозу. Дэвиду Петреусу предстояло на прошлой неделе давать показания Конгрессу. Неужели он испугался? Вот что об этом и о романе генерала говорит один из самых осведомленных вашингтонских журналистов Боб Вудворд.

Боб Вудворд: Совершенно очевидно, что она его обворожила. Но я думаю, что история на этом не кончается. На этой неделе в Комитете Нижней палаты по делам разведки назначено слушание об обстоятельствах инцидента в Бенгази, результатом которого стало убийство четырех американцев, в том числе посла. Как выяснилось, полторы недели назад Петреус летал в Ливию и провел свое собственное расследование этого эпизода. Так что ему известны все подробности.

Владимир Абаринов: Вудворд не верит в то, что генерал струсил. На прошлой неделе Конгресс вызвал Петреуса для дачи показаний в качестве частного лица – заседание Комитета Нижней палаты по делам разведки проходило при закрытых дверях. Но тут выяснилась еще одна деталь. В октябре, уже после поездки Петреуса в Ливию, Пола Бродвелл выступала в Денверском университете. Ее спросили об инциденте в Бенгази. И вот что она ответила.

Пола Бродвелл: Не знаю, многие ли из вас слышали об этом, но в помещении ЦРУ содержались под стражей два ливийских боевика, и предполагалось, что нападение на консульство было попыткой освободить этих заключенных.

Владимир Абаринов: Пресс-служба ЦРУ опровергла это заявление: после распоряжения Барака Обамы закрыть все тайные тюрьмы, американская разведка не держит под стражей узников. И все же – не получила ли Пола Бродвелл эту информацию от директора ЦРУ? Не имело ли здесь место разглашение государственной тайны? Это обвинение гораздо серьезнее любовной связи на стороне. В доме Полы Бродвелл состоялся обыск. По некоторым сведениям, на жестком диске ее компьютера обнаружены тексты секретных документов. Выяснилось к тому же, что адресат гневных посланий Полы Бродвелл по имени Джилл Келли состоит в интимной переписке с преемником Петреуса на посту командующего силами в Афганистане генералом Джоном Алленом, а агент ФБР, которому она пожаловалась на домогательства, в свою очередь неравнодушен к ней. Переписка генералов со своими пассиями насчитывает тысячи писем – непонятно, как они успевали командовать.

Адюльтером, как и шпионскими историями, Вашингтон не удивишь. Эта даже выглядит анахронизмом: страна на последних выборах проголосовала за легализацию однополых браков и марихуаны, а в столице спецслужбы стоят на страже морального облика генералов. Были и случаи, когда высокопоставленные чиновники пренебрегали режимом секретности. В 1996 году, когда с поста директора ЦРУ ушел Джон Дойч, на его служебных, а потом и домашних компьютерах обнаружились секретные документы, которые там держать не полагалось. На Дойча возбудили уголовное дело. Спустя три года его помиловал президент Билл Клинтон. Но в данном случае фривольный сюжет затрагивает слишком чувствительные струны большой политики