Александр Генис: Анализы результатов выборов показали, что победа Обамы во многом вызвана демографическими сдвигами. За демократов, например, в подавляющем большинстве голосовали одинокие женщины, которые составляют быстро растущую часть электората. Но это - только наиболее заметная в год выборов примета общей тенденции, обещающей превратить 21 столетие в век одиноких. О новых трудах, рассматривающих с разных сторон эту животрепещущую проблему, рассказывает в своем «Книжном обозрении» Марина Ефимова.
Eric Klinnenberg. «Going Solo: The Extraordinary Rise and Surprising Appeal of Living Alone (Penguin, 2012); Robert Putnam. Bowling Alone» (Simon & Schuster, 2000);
Jeff Ragsdale with D. Shields and M. Logan. «Jeff, One Lonely Guy» (Amazon Publishing, 2012).
Эрик Клинненберг. «Жизнь соло. Необычайный подъем и неожиданная привлекательность жизни в одиночку»;
Роберт Патнам. «Боулинг в одиночестве». Джефф Рэгсдэйл. «Джефф, одинокий парень». И др.
Марина Ефимова: В 1950 году 4 миллиона американцев жили в одиночку – без семьи и без сожителя. За 60 лет это число увеличилось почти в 8 раз, и сейчас в одиночку живёт 31 миллион американцев. Специалисты уже исследуют этот феномен, пытаясь определить, просто ли это очередная социальная тенденция или новая социальная проблема.
Явление это уже давно отражается в кинофильмах - чаще в романтических комедиях, чем в драмах. В первой половине фильма мы видим ЕЁ - успешную, красивую, милую, умную, одинокую. И ЕГО – успешного, красивого, умного и одинокого. К концу первой части оба впадают от одиночества в отчаяние или в меланхолию, и мы с удовольствием ждем второй части, где режиссер их как-нибудь сведет, заставит сначала враждовать друг с другом (чтобы томить нас сомнениями в возможности счастливого конца), но счастье неминуемо приходит, подтверждая нашу уверенность в том, что одиночество – синоним несчастливости.
Эрик Клинненберг – социолог нью-йоркского университета NYU – семь лет проводил научное исследование новой тенденции. Свою книгу он назвал: «Жизнь соло. Необычайный подъем и неожиданная привлекательность жизни в одиночку». Вот один из его основных выводов:
Диктор: «Жизнь в одиночку – не социальный дефект, а неминуемое следствие технического прогресса и победы либеральных ценностей. Движение за равноправие женщин, повсеместная урбанизация и развитие коммуникационных технологий, плюс выросшая продолжительность жизни – вот 4 тенденции, определившие культурный контур нашего общества и создавшие условия для одинокой».
Марина Ефимова: Женщина получила самостоятельность, финансовую независимость и свободу распоряжаться своей судьбой. Усовершенствованная домашняя техника и изобилие полуфабрикатов помогли мужчинам вести холостую жизнь без ущерба для здоровья. Свободные нравы дают и тем, и другим право на любовь без обузы семьи и брака. А долголетие превращает в одиночек вдов и вдовцов, переживших своих супругов. Объяснив всё это, Клинненберг пытается ответить на такой вопрос: люди, как правило, живут в одиночку по собственному желанию или по необходимости?
Его книга полна примеров – группа Клинненберга провела опрос более трехсот человек. Но индивидуальные ответы варьируются от наслаждения и гордости своей свободой и одиночеством до полного к ним отвращения. Единственное общее наблюдение, сделанное автором, таково:
Марина Ефимова: Клинненберг делает вывод, что «жизнь в одиночку может оказать положительное влияние на судьбу молодого человека, открывая ему путь вперед, давая контроль над обстоятельствами». Однако другой автор – гарвардский политолог Роберт Патнам – еще в 2000 г в книге «Кегли в одиночку» обратил внимание читателей на то, что одинокая жизнь освобождает (или лишает) человека ежедневного взаимодействия с другими людьми, необходимого для выработки чувства ответственности – и гражданской, и даже просто коллективной, семейной.
Диктор: «Сокращается не только число общественных организаций, но даже количество светских многолюдных приёмов, обедов и карточных игр. За 20 лет между 1973 и 94-м годами число людей, готовых возглавлять местные организации, сократилось вдвое. Способствовал всему этому культурный сдвиг после Второй мировой войны. Он произвел «приватизацию» досуга (зрелища перебрались на экраны телевизоров), отлучил молодые семьи от бабушек и дедушек, расселив их по разным городам и штатам; и отделил детей от родителей (с тех пор, как матери пошли на работу). Так экономические и социальные перемены ослабляли и уничтожали старые социальные связи».
Марина Ефимова: Эти же тенденции, считает Патнам, привели и к одинокому существованию. Американцы работают не в общих залах, а в индивидуальных пластиковых сотах – «кьюбиклс» (а то и просто дома) и общаются по электронной почте. В отличие от Клинненберга, приветствующего интернетный способ связи, Патнам считает его убогой заменой высокого искусства общения, которое вырабатывает личный контакт.
Диктор: «Общение в реальном мире вынуждает нас иметь дело с самыми разными людьми, приучая к многообразию личностей. Виртуальный же способ общения постепенно замыкает нас в кругу себе подобных. Техника помогает нам избежать изоляции, но не одиночества».
Марина Ефимова: Еще один исследователь – экономист из NYU Ричард Сеннет - назвал свою книгу «Вместе», с подзаголовком: «Ритуалы, удовольствие и политика сотрудничества». Он пишет:
Диктор: «Современное американское общество постепенно вырабатывает определенный тип характера, который не способен справиться с требовательными, сложными формами социальной реальности, и потому всеми способами старается избежать необходимости иметь с ними дело».
Марина Ефимова: Подтверждение этого мнения - эпидемия депрессий и нервных срывов, вызвавших к жизни службу психологической помощи. Одно из экстремальных проявлений этой эпидемии описывается в книге Джеффа Рэгсдэйля (в соавторстве с Шилдсом и Логаном) «Одинокий парень Джефф». Показательна история создания книги.
Диктор: «Однажды молодой житель Нью-Йорка Джефф Рэгсдэйл, находясь в неудачном периоде своей жизни, отпечатал и расклеил по Манхэттену объявление: «Каждый, кому надо о чем-нибудь поговорить, может мне позвонить». И дальше - номер телефона и электронный адрес. В первый день он получил около ста звонков и писем. А когда кто-то вывесил его адрес и телефон в интернете, число звонков достигло 700 в день, а писем – тысячи».
Марина Ефимова: Писали подростки; ветераны, недавно вернувшиеся с Ближнего Востока; матери-одиночки, не рассчитавшие своих сил; одинокие старики. Многие из них уже обращались за помощью к профессионалам, но в Джеффе их привлекало именно отсутствие профессионализма при наличии сочувствия и возможного понимания. Два журналиста помогли Джеффу собрать эти послания в книгу. Не знаю, станет ли она полезной, но душераздирающей будет безусловно.
Сейчас чуть больше половины жителей Америки официально считаются «singles», то есть, одинокими. Треть всех домашних хозяйств состоят из одного хозяина. Из молодежи в возрасте от 21-го года до 34-х лет в одиночку живут 5 миллионов. Если это – социальная проблема, то пора бить тревогу.