Жизнь после смерти - с точки зрения нейрохирурга

Эбен Александер. «Доказательство существования Рая. Путешествие нейрохирурга в жизнь после смерти».


Александр Генис: В Рождество все верят в чудеса, главное из которых, конечно, вечная жизнь, которую нам обещал виновник праздника. Не удивительно, что в эти предпраздничные дни такой фурор вызвала ставшая мгновенно бестселлером книга американского нейрохирурга, доказывающего (именно так!) существование загробной жизни. Об этой сенсационной новинке книжного рынка рассказывает ведущая “Книжного обозрения” “Американского часа” Марина Ефимова.

Eben Alexander. Proof of Heaven. A Neurosurgeon’s Journey into the Afterlife.
Эбен Александер. «Доказательство существования Рая. Путешествие нейрохирурга в жизнь после смерти». Изд. Simon & Schuster, 2012.

Марина Ефимова: Книга врача Эбена Александера называется «Доказательство существования Рая. Путешествие нейрохирурга в жизнь после смерти». Еще до выхода из печати эта книга уже стояла на пятом месте в списке бестселлеров интернет-магазина «Амазон». Отклики на одно только название этой книги, которую выпустило в конце октября уважаемое издательство «Саймон и Шустер», были настолько многочисленны, что издательство решило (впервые в своей практике) издать книгу сразу и в твердой обложке, и в мягкой, и в электронном варианте. Её автор был заранее приглашен на два самых популярных американских телешоу: Опры Уинфри и Доктора Оз.
Такая реакция естественна: миллионы верующих в современном мире разрываются между верой в Бога и верой в науку. И вот выходит книга, обещающая долгожданное научное доказательство одного из главных догматов религии (во всяком случае, религии христианской). И доказать его берётся настоящий ученый – выпускник Гарварда и потомственный нейрохирург:

Диктор: «Я вырос в мире науки и всегда верил, что есть какое-то научное объяснение тех видений, которые издавна описывали люди, пережившие клиническую смерть. Почти все они видели свет, часто - туннель, который тоже вел к яркому свету. Но я был уверен, что эти странные и часто схожие истории совсем не означали, что те, кто их видел, совершили путешествие в мир иной».

Марина Ефимова: Однако в 2008 году, будучи сотрудником исследовательского медицинского центра в Вирджинии, 50-летний доктор Александер заболел тяжелой формой инфекционного менингита и сам впал в кому. И это оказался опыт, давший ему, по его выражению, «научно обоснованную причину поверить в жизнь после смерти». В состоянии комы доктору Александеру было видение - он обнаружил себя в новой субстанции, в некоем амёбном, полужидком состоянии, и увидел перед собой женщину сказочной красоты: с высокими скулами, синими глазами и золотыми косами, которая заговорила с ним на неизвестном языке (или, возможно, вообще без языка, просто передавая ему мысли), но так, что он понял:

Диктор: «Ее наставление состояло из трёх частей, и если попытаться перевести их на понятный нам язык, то получилось бы примерно так:
- Ты любим и храним, навечно...
- Тебе нечего бояться...
- Ты не можешь сделать ничего неверного».


Марина Ефимова: С помощью этой потусторонней женщины доктор, будучи в коме, совершил путешествие, о котором ему было неловко рассказывать, потому что его транспортным средством была бабочка. Он оказался в бескрайнем пространстве, абсолютно черном, но обрамленном светом, исходившим из некоей сферы, которая не могла быть ничем иным, как Богом.
И далее доктор Александер – хирург, окончивший Duke University и много лет практиковавший в медицинском центре Гарварда, - переходит к научной части:

Диктор: «Пока я находился в коме, весь мой неокортекс, который, собственно, и делает нас людьми, не функционировал. (Неокортекс, или новая кора – 3-х сантиметровый наружный слой полушарий мозга, из всех млекопитающих сильно развит только у людей, который отвечает за мышление и речь). Про человека, находящегося в коме, нельзя сказать, что его неокортекс работает плохо или необычно. По всем научным данным, он вообще не работает, он полностью отключается. Значит, есть что-то еще, помимо сознания. Что? «Дух»? Потому что именно мой «дух», напрочь отключённый от мозга, от сознания, совершил путешествие в другое измерение, в грандиозный космос. До комы такое путешествие было бы для меня абсолютно необъяснимо».

Марина Ефимова: Будучи профессионалом, доктор Александер долго боролся с издательством за название книги. Он не хотел давать ей нескромное название «Доказательство существования Рая», а хотел дать точное название «An N of One» - медицинский термин, означающий – «опыт, поставленный на одном пациенте». Но издательство настояло на рекламном названии, и книга сразу по выходе заняла первое место в списке бестселлеров газеты «Нью-Йорк Таймс». Тираж в миллион экземпляров распродается, как горячие пирожки - от лавок в аэропортах до специализированных книжных магазинов. Только электронных изданий книги за первую же неделю было раскуплено 78 тысяч. Сотни тысяч читателей обнадёжены «месседжем» доктора Александера:

Диктор: «Наш дух не зависит ни от мозга, ни вообще – от тела. Он бессмертен, и ни один ученый не обладает бесспорными доказательствами, опровергающими этот тезис”.

Марина Ефимова: Однако и бесспорного доказательства, что это так, тоже не находится. Врачи не торопятся ни с признанием, ни с объяснением феномена, описанного их коллегой. Одни, по его словам, согласны с тем, что наука не способна объяснить его видение, но не желают обнародовать свое мнение. Другие полагают, что видение пришло к доктору не во время комы, а до или сразу по выходе из нее. Его коллега, доктор Сэмюэлс, глава неврологического отделения Женской больницы и преподаватель медицинской школы Гарварда, сказал журналистам:

Диктор: «Александер – компетентный врач. Но нет никакой возможности проверить, действительно ли его неокортекс был полностью отключен в момент видения. То, что он говорит, звучит научно, но остается интерпретацией, сделанной постфактум. Мой врачебный и жизненный опыт говорит мне, что мы живем в мире реальных фактов, и мозг – наш последний арбитр и контролер, будь то мозг нейрохирурга или водопроводчика».

Марина Ефимова: Тем не менее, по словам доктора Алекандера, коллеги из Стэнфорда уже пригласили его сделать сообщение о своем потустороннем опыте. Некоторое сомнение в абсолютной достоверности свидетельства Александера вызывает история его карьеры. В 2001 году он оставил Гарвард. Доктор объясняет это тем, что устал от «медицинской политики» университета. В это как раз легко поверить. Но про нынешнее место работы доктор не говорит подробно, а просто называет его исследовательским центром в городе Линчбург, штат Вирджиния, где он посвятил себя изучению более тонких методов нейрохирургии, включая использование рентгеновских лучей и электронных сканеров. Но журналист из «Ньюсуик» Пол Рэйбурн раскопал, что этот центр в Линчбурге называется «Этэрниа» - «вечность»:

Диктор: «В интернетном сайте они описывают себя как исследовательскую и образовательную организацию, чья миссия – внедрять программы по изучению взаимоотношений между сознанием и физическими субстанциями (материей и энергией), а также способствовать пониманию опытов спиритической передачи информации».

Марина Ефимова: Вполне возможно, что такого рода деятельность приведет к важным открытиям, но кажется немного подозрительным, что видение, посетившее доктора в коме, так совпадает с идейным направлением его организации.
«У меня нет ни малейшего сомнения, - пишет рецензент Пол Рэйбурн, что издание книги доктора Александера принесет большие деньги всем участникам проекта. Но боюсь, эти деньги не будут приняты в качестве законного платёжного средства в их жизни после смерти».