Архивный проект. Часть 6. Зороастризм
"Скорее всего именно суровая действительность убедила пророка в том, что мудрость, праведность и доброта по своей природе отличны от порочности и жестокости; и вот в одном из видений ему предстал сосуществующий с Ахура-Маздой его противник – Ангра-Маинйу (“Злой Дух”), который тоже изначален, но несведущ и полностью зловреден. Эти две основные противоположности бытия узрел Зороастр в их изначальном столкновении: “Воистину есть два первичных духа, близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, в слове и в действии – они оба, добрый и злой… Когда эти два духа схватились впервые, то они создали бытие и небытие, и то, что ждет в конце концов тех, кто следует пути лжи (друг), – это самое худшее, а тех, кто следует пути добра (аша), ждет самое лучшее. И вот один из этих двух духов один, следующий лжи, выбрал зло, а другой – дух святейший, облаченный в крепчайший камень (то есть небесная твердь), выбрал праведность, и пусть (это знают все), кто будет постоянно ублаготворять Ахура-Мазду праведными делами” (Ясна 30, 3-5). Главным элементом в этом откровении является то, что две первичные сущности, обе добровольно (хотя и в соответствии, очевидно, с их собственной природой) выбрали: одна – добро, другая – зло. Этот акт и служит прообразом аналогичного выбора, который должен сделать каждый человек в своей жизни".
Я привел этот отрывок из книги выдающейся британской иранистки Мэри Бойс "Зороастрийцы: верования и обычаи" в качестве увертюры к шестой беседе Александра Пятигорского о древних философиях (точнее – о философиях древних религий; это определение будет верным, пока он – а вместе с ним мы – не доберемся до Древней Греции и до Сократа).
Казалось бы, что советскому человеку, который сквозь хрип глушилок слушал "Свободу" в декабре 1974 года, древняя религия зороастризма, едва дожившая до сегодняшнего дня (Пятигорский говорит о ста тысячах зороастрийцев в тогдашнем мире, сегодня их, по разным подсчетам, от ста пятидесяти тысяч до двухсот)? К чему ему, заложнику медленно размякающей тоталитарной системы, все эти экзотические Ахур-Мазды и Ариманы? Пошляк наверняка и задал тогда такой вопрос, присовокупив, мол, эх, мне бы ваши проблемы, вон в магазине колбасы нет. А сегодняшний пошляк добавит, что тут вот денег нет на колбасу и вообще кровавый режим творит, что хочет... Какой уж там зороастризм…
Но дело в том, что и Ариман (у Бойс – Ангра-Маинйу), и Ахур-Мазда, и Будда с Сократом имеют к нам самое прямое отношение – к нам, как к мыслящим, а не поедающим колбасу и ругающим политиков, существам. Это имеет отношение к главным представлениям – этическим, эстетическим, представлениям о познании и знании – которые формируют нас; вернее – которыми мы формируем сами себя. Единственная реальность, постоянно говорит Пятигорский, есть реальность нашего сознания, единственная свобода – осмысленное действие, волевой выбор, который мы совершаем в нашем сознании. Оттого учение Зороастра (Пятигорский называет его "Заратуштрой"), если угодно, актуальнее для нас, чем любые горячие новости о том, кто что у кого украл или кто кого опять с наслаждением прикончил.
Философ выделает в зороастризме две самые интересные вещи. Первая – идея Зла, воплощенная в Аримане. Зло изначально, а не является попутным продуктом отсутствия Добра в отдельных закоулках Бытия, как утверждает, к примеру, греческая философия в лице Платона и Аристотеля. Точный и трезвый взгляд на вещи говорит об обратном – Зло существует в нашем мире с самого выстрела стартового пистолета, оно объективно, каждую отдельную секунду оно вокруг нас и внутри нас. Это знали ранние христиане, это знают и сейчас некоторые христиане; конечно, это излюбленная идея гностиков. Вторая идея зороастризма, на которую обращает внимание Пятигорский, – ситуация выбора между Добром и Злом. Здесь самое интересное вовсе не то, что надо выбирать, а то, как это происходит. Только активный выбор есть выбор в пользу Добра; недеяние, расслабленность, незнание – автоматически приводит к старику Ариману. Вот это положение зороастризма нам всем хорошо бы усвоить.
Беседа Андрея Моисеева (Александра Пятигорского) прозвучала в эфире Радио Свобода 14 декабря 1974 года.
P.S. В качестве дополнения. Объективность Зла – конечно, не исключительно зороастрийская (а позже гностическая) идея. Скажем, в буддизме Зла как бы нет, есть лишь Страдание в мнимом мире (и порожденные им последствия), однако сама идея так называемого "кармического баланса" говорит о некоторой близости буддизма (в данной конкретной точке) зороастризму. К примеру, мы в той или иной степени привыкли следовать известному (и довольно жалкому) принципу: "не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасешься". Он стоит на том, что "согрешить", иными словами, совершить дурной поступок (или допустить дурную мысль) есть некое отклонение от нормы, отклонение, которое, впрочем, вернет нас к той же норме – через "покаяние" (через хороший поступок, точнее – хорошую этическую интенцию). Грех как бы "сгорает" при покаянии, что дает кающемуся еще и дивиденды ("спасение"). В зороастризме, буддизме это не так. Как утверждает Пятигорский, "кармический баланс" вовсе не строится на том, что хороший поступок "бьет" плохой, как дама бьет валета; в карме они располагаются рядом, отдельно, и вывод из их расположения, количества и проч. вовсе не будет примитивно арифметическим (вспомним знаменитую историю про носовского Незнайку, которому пообещали встречу с волшебником, если он совершит три хороших поступка – но только не думая о том, что совершая их, он приближается к заветной цели. "Кармический баланс" в каком-то роде такая волшебная палочка.) Вот отрывок из четвертой, заключительной лекции по философии буддизма, прочитанной Александром Пятигорским в октябре 2006 года в московском Государственном музее искусства народов Востока. Видео предоставлено Фондом Александра Пятигорского, совместно с которым готовится настоящий проект. Благодарим руководство Фонда и лично Людмилу Пятигорскую за сотрудничество.
P.S. Напоминаю, этот проект был бы невозможен без архивиста Свободы Ольги Широковой, являющейся соавтором всего начинания. Постоянная заглавная фотография рубрики сделана Петром Серебряным в лондонской квартире А.М. Пятигорского в 2006 году.
Предыдущие выпуски проекта: буддизм (часть первая, часть вторая, часть третья, часть четвертая), джайнизм.
Я привел этот отрывок из книги выдающейся британской иранистки Мэри Бойс "Зороастрийцы: верования и обычаи" в качестве увертюры к шестой беседе Александра Пятигорского о древних философиях (точнее – о философиях древних религий; это определение будет верным, пока он – а вместе с ним мы – не доберемся до Древней Греции и до Сократа).
Казалось бы, что советскому человеку, который сквозь хрип глушилок слушал "Свободу" в декабре 1974 года, древняя религия зороастризма, едва дожившая до сегодняшнего дня (Пятигорский говорит о ста тысячах зороастрийцев в тогдашнем мире, сегодня их, по разным подсчетам, от ста пятидесяти тысяч до двухсот)? К чему ему, заложнику медленно размякающей тоталитарной системы, все эти экзотические Ахур-Мазды и Ариманы? Пошляк наверняка и задал тогда такой вопрос, присовокупив, мол, эх, мне бы ваши проблемы, вон в магазине колбасы нет. А сегодняшний пошляк добавит, что тут вот денег нет на колбасу и вообще кровавый режим творит, что хочет... Какой уж там зороастризм…
Но дело в том, что и Ариман (у Бойс – Ангра-Маинйу), и Ахур-Мазда, и Будда с Сократом имеют к нам самое прямое отношение – к нам, как к мыслящим, а не поедающим колбасу и ругающим политиков, существам. Это имеет отношение к главным представлениям – этическим, эстетическим, представлениям о познании и знании – которые формируют нас; вернее – которыми мы формируем сами себя. Единственная реальность, постоянно говорит Пятигорский, есть реальность нашего сознания, единственная свобода – осмысленное действие, волевой выбор, который мы совершаем в нашем сознании. Оттого учение Зороастра (Пятигорский называет его "Заратуштрой"), если угодно, актуальнее для нас, чем любые горячие новости о том, кто что у кого украл или кто кого опять с наслаждением прикончил.
Философ выделает в зороастризме две самые интересные вещи. Первая – идея Зла, воплощенная в Аримане. Зло изначально, а не является попутным продуктом отсутствия Добра в отдельных закоулках Бытия, как утверждает, к примеру, греческая философия в лице Платона и Аристотеля. Точный и трезвый взгляд на вещи говорит об обратном – Зло существует в нашем мире с самого выстрела стартового пистолета, оно объективно, каждую отдельную секунду оно вокруг нас и внутри нас. Это знали ранние христиане, это знают и сейчас некоторые христиане; конечно, это излюбленная идея гностиков. Вторая идея зороастризма, на которую обращает внимание Пятигорский, – ситуация выбора между Добром и Злом. Здесь самое интересное вовсе не то, что надо выбирать, а то, как это происходит. Только активный выбор есть выбор в пользу Добра; недеяние, расслабленность, незнание – автоматически приводит к старику Ариману. Вот это положение зороастризма нам всем хорошо бы усвоить.
Беседа Андрея Моисеева (Александра Пятигорского) прозвучала в эфире Радио Свобода 14 декабря 1974 года.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
P.S. В качестве дополнения. Объективность Зла – конечно, не исключительно зороастрийская (а позже гностическая) идея. Скажем, в буддизме Зла как бы нет, есть лишь Страдание в мнимом мире (и порожденные им последствия), однако сама идея так называемого "кармического баланса" говорит о некоторой близости буддизма (в данной конкретной точке) зороастризму. К примеру, мы в той или иной степени привыкли следовать известному (и довольно жалкому) принципу: "не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасешься". Он стоит на том, что "согрешить", иными словами, совершить дурной поступок (или допустить дурную мысль) есть некое отклонение от нормы, отклонение, которое, впрочем, вернет нас к той же норме – через "покаяние" (через хороший поступок, точнее – хорошую этическую интенцию). Грех как бы "сгорает" при покаянии, что дает кающемуся еще и дивиденды ("спасение"). В зороастризме, буддизме это не так. Как утверждает Пятигорский, "кармический баланс" вовсе не строится на том, что хороший поступок "бьет" плохой, как дама бьет валета; в карме они располагаются рядом, отдельно, и вывод из их расположения, количества и проч. вовсе не будет примитивно арифметическим (вспомним знаменитую историю про носовского Незнайку, которому пообещали встречу с волшебником, если он совершит три хороших поступка – но только не думая о том, что совершая их, он приближается к заветной цели. "Кармический баланс" в каком-то роде такая волшебная палочка.) Вот отрывок из четвертой, заключительной лекции по философии буддизма, прочитанной Александром Пятигорским в октябре 2006 года в московском Государственном музее искусства народов Востока. Видео предоставлено Фондом Александра Пятигорского, совместно с которым готовится настоящий проект. Благодарим руководство Фонда и лично Людмилу Пятигорскую за сотрудничество.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
P.S. Напоминаю, этот проект был бы невозможен без архивиста Свободы Ольги Широковой, являющейся соавтором всего начинания. Постоянная заглавная фотография рубрики сделана Петром Серебряным в лондонской квартире А.М. Пятигорского в 2006 году.
Предыдущие выпуски проекта: буддизм (часть первая, часть вторая, часть третья, часть четвертая), джайнизм.