В среду, 3 июля в 10 утра в Ленинском районном суде Екатеринбурга будут судить журналистку Аксану Панову – бывшего главреда известного уральского информагентства Ura.ru.
Дело Аксаны Пановой возникло чуть меньше года назад. Возглавляемое и созданное ей УраРу всегда считалось одним из самых сильных изданий на Урале. Редакция славилась своими журналистами-острословами, а среди коллег ходили настоящие легенды о их зарплатах.
За последние четыре года в Свердловской области сменились три губернатора: в 2009 Эдуарда Росселя сменил Александр Мишарин, а в 2012 на его место пришел Евгений Куйвашев. Отношения УраРу с обоими представляли собой настоящий роман. Журналисты вместе с Александром Мишариным ездили спасать обанкроченные предприятия, и со страниц издания он представал строгим руководителем, вникающим во все лично и слов на ветер не бросающим.
Его преемник Евгений Куйвашев описывался как простой и современныйгубернатор, который ходит пешком по улице в сопровождении журналистов того же УраРу. И с ними же в пивной ресторан – на ток-шоу «Правда жизни».
Но всякий раз теплые отношения расстраивались. Если ситуация с Мишариным была спущена на тормозах – в связи с печально известным ДТП, то с новым свердловским губернатором все вышло значительно серьезнее. В прошлом году в Екатеринбурге возник конфликт между силовиками и фондом «Город без наркотиков», к которому УраРу не смогло остаться безучастным: сказалась дружба Аксаны Пановой с руководителем фонда Евгением Ройзманом.
По сути дела, издание превратилось в его «боевой листок». Следом в конфликт оказался втянут и губернатор. И прогулки журналистов с ним очень быстро прекратились. Возникли уголовные дела, свое агентство Панова потеряла. Сейчас она – главный редактор интернет-газеты Знак.Ком, созданной коллективом, ушедшим вслед за ней из УраРу. В редакции уголовное преследование Аксаны Пановой воспринимают как политическое:
-Кампания развернута против Пановой после конфликта с силовиками, а позже – и с губернатором Куйвашевым, - рассказал «Свободе» заместитель главного редактора Знака Дмитрий Колезев. На эту историю много чего наложилось, и аспект личных отношений Пановой с губернатором - они неплохо общались поначалу. И конфликт губернатора с фондом «Город без наркотиков». Когда провели первый обыск, силовики получили список всех лиц, с которыми у Пановой были деловые контакты, плюс у них была возможность проанализировать публикации УраРу, чтобы понимать, о ком писало агентство, кого критиковало. Было опрошено около 400 человек, которым предлагали написать заявления на Аксану, что она вымогала деньги.
По мнению Колезева, в независимом суде это дело стопроцентно развалится, оно строится на показаниях людей, которые зависят от власти, и нет никаких реальных доказательств вины Аксаны Пановой. Представители правоохранительных органов предлагают дождаться решения суда. Следствие отмечает, что дело Пановой рядовое, есть свидетели, они будут допрошены. Панову обвиняют в вымогательстве, злоупотреблении полномочиями и мошенничестве. В частности, по версии следствия, УраРу печатало дискредитирующую информацию, а потом продавала объекту критики свое молчание. По словам Пановой, ничего подобного в реальности не было, а все эти уголовные дела являются местью – за активную жизненную позицию и поддержку ее друга - Евгения Ройзмана.
С этой точкой зрения согласен политолог Константин Киселев, глава свердловского исполкома «Гражданской платформы» - партии, поддерживаемой Ройзманом:
- То, что творится сейчас вокруг этого, иначе как преступлением назвать нельзя. Я думаю, что в случае необходимости мы окажем любую поддержку Аксане. Статьи, которые ей предъявляют, очень серьезные, - заявил Киселев в интервью Радио Свобода. По ним может быть до семи лет, но дело явно фальсифицированы. Неравнодушные люди, я думаю, придут к суду, чтобы Аксану поддержать, и чтобы она видела, что она не одна.
В последние недели в поддержку Аксаны Пановой высказалось огромное количество известных общественных деятелей, писателей и музыкантов всероссийского масштаба. Однако складывается впечатление, что в Екатеринбурге подавляющее большинство представителей профессиональной среды предпочитают держаться в стороне от этого дела. Константин Киселев полагает, что журналисты трусят, поскольку у многих СМИ есть контракты на освещение деятельности органов власти. Политолог, представитель «Народного Альянса» в Екатеринбурге Федор Крашенинников отмечает, что обе стороны этого конфликта вызывают неприятие у многих представителей экспертного сообщества, поэтому они предпочитают дистанцироваться:
-В этой истории, может быть, самый внушительный урок – это то, что любые игры с властью заканчиваются плохо. Аксана играла в очень серьезные игры с властью, у нее были очень серьезные отношения. Естественно, не потому что она такая прекрасная. Это было плод компромиссов, это была сложная многолетняя игра….Я думаю, на ее примере мы видим попытку власти провести воспитательную работу на тему – или будет все, как мы хотим, и у вас будет много денег, или у вас все будет плохо. Ангелов в этом деле нет совершенно. И Аксана – не ангел служения идеалам свободы, свободной журналистики, но и другая сторона здесь далеко не силы добра, и это еще очень мягко сказано.
PS 3.07.
PS 3.07.
На первое заседание суда подержать Аксану Панову пришли ее коллеги по интернет-газете Znak.com и Евгений Ройзман. Судя по всему, процесс затянется надолго. Накануне на своей страничке в Фэйсбуке Аксана Панова написала, что судья пообещал ей: "Если плохо станет - объявит перерыв, и пока не получшает – судить не будут". По мнению Пановой правоохранительные органы продолжат ее преследовать и стоит ожидать новых уголовных дел.