Аналитик Александр Гольц – о странностях Сноудена

Адвокат Анатолий Кучерена после визита к Сноудену в аэропорт. 24 июля 2013 года

Беглец от американского правосудия, бывший сотрудник компании, работавшей над заданиями Агентства национальной безопасности (АНБ) и ЦРУ США, Эдвард Сноуден, обвиняемый на родине в шпионаже за то, что он раскрыл секретные данные американских спецслужб о программах электронного слежения, 24 июля вновь привлек к себе внимание.

По официальной информации, Сноуден пока остается в транзитной зоне московского аэропорта Шереметьево, где будет пребывать еще неизвестно сколько. Об этом сообщил журналистам в аэропорту адвокат Сноудена Анатолий Кучерена, который в среду привез ему чистые рубашки, пиццу и романы Достоевского и пьесы Чехова "для ознакомления с русской культурой". По словам Кучерены, прошение Сноудена о предоставлении транзитных документов все еще рассматривается ФМС России. Поездка Кучерены в Шереметьево вызвала большой ажиотаж среди журналистов, решивших, что адвокат везет Сноудену готовые документы, и американец вот-вот ступит на российскую землю.

Анатолий Кучерена выходит из закрытой зоны Шереметьева к журналистам


Как считает политический эксперт, обозреватель "Ежедневного журнала" Александр Гольц, визит адвоката к Эдварду Сноудену, о котором заранее знали все государственные российские СМИ, с таинственно-многозначительным видом комментировавшие каждое слово и движение Кучерены по пути в аэропорт, вовсе не недоразумение, а часть странно срежиссированного сценария:

– Россия со Сноуденом оказалась в положении классического цугцванга – что ни сделай теперь, все будет иметь скверные последствия. Я уверен, что те люди в российской власти, кто конкретно отвечает за решение вопроса, сейчас заняты тем, чтобы придумывать огромное количество ложных ходов, чтобы выиграть время. В ближайшие недели таких фальшивок мы увидим еще много.

Сотрудники службы охраны Шереметьева обеспечивали безопасную беседу Кучерены со своим клиентом


– Коробка с пиццей, похожая на пакет с документами, свежие рубашки, которые Сноудену некому доставить, кроме Кучерены, книги Достоевского и Чехова – все это уже напоминает бурлеск, дешевую пародию на комедийный роман о шпионах. Не могли они придумать план поприличнее?

– Каждый придумывает планы в меру масштабов собственной фантазии. Те, кто принимал решения, которые привели к нынешней ситуации – принять Сноудена на российской территории, разрешить ему сесть в самолет "Аэрофлота", – уже всем показали, что и с фантазией, и со способностью рассчитать последствия у них не все хорошо.

– Если мы допускаем, что Сноуден действительно просидел все это время в транзитной зоне аэропорта Шереметьево, как бы почти под арестом в комфортабельной камере, то каким может быть его психологическое состояние?

– Это далеко не факт, что он все время там находился. Я так не думаю. Кроме того, нельзя забывать, что, когда он бежал в Гонконг, он получил отпуск в АНБ, официально, для лечения эпилепсии. Вряд ли человеку, допущенному к секретам, дали бы такое разрешение безо всяких малейших причин. Это означает, что с психическим состоянием этого человека, в любом случае, давно не все было в порядке.

– Сегодняшние события в Шереметьеве для Вашингтона могут выглядеть как свидетельство странностей Сноудена, странностей Кремля, сильной позиции Москвы или, наоборот, слабой?

– Я считаю, что Кремль все-таки надеется на какое-то благополучное, я бы сказал, полюбовное решение этой проблемы с Белым домом. Ведь если бы российские власти хотели бы нахамить американцам (чем, по моему мнению, они занимаются уже длительное время), то это было бы сделано еще месяц назад. Сразу бы выдали Сноудену вид на жительство и устроили бы его грандиозную пресс-конференцию в Москве в роли великого борца за гражданские права. Но ведь такого не произошло? Так что, перефразируя знаменитое высказывание из романа Марио Пьюзо, можно сделать вывод: у Вашингтона, видимо, оказались какие-то аргументы, которые Москве нельзя игнорировать!