Ваша честь, возьмите самоотвод!

Анна Политковская

Судья, председательствующий в процессе по делу об убийстве обозревателя "Новой Газеты" Анны Политковской, отказался выйти из дела и распустить коллегию присяжных, как того требовали дети погибшей журналистки. Они возмущены тем, что коллегия была собрана в их отсутствие и заявляют о нелегитимности слушаний.

31 июля слушания по делу об убийстве Анны Политковской начались с оглашения председательствующим Павлом Мелехиным заявления потерпевших – Веры и Ильи Политковских, которые требовали отвода судьи и роспуска коллегии присяжных. Потерпевшие считают, что, проведя отбор присяжных в их отсутствие, суд нарушил их права и продемонстрировал предвзятость. Заявление детей Анны Политковской поддержали все участвующие в деле адвокаты и их подзащитные, а один из подсудимых – Сергей Хаджикурбанов прямо обратился к судье со словами "Ваша честь, возьмите самоотвод".

"Когда судья только собирался отбирать присяжных без участия потерпевших, мы заявляли о том, что это будет нарушение прав потерпевших, которые за месяц до этого предупреждали о том, что не смогут участвовать в судебном заседании, – говорит адвокат Джабраила Махмудова Мурад Мусаев, – судья экономил всего несколько дней. Эта экономия процессуального времени явно непропорциональна тому ущербу правам потерпевших, который он причинил таким образом. Мы его убедительно просили не отбирать присяжных без потерпевших. Однако председательствующий проигнорировал нашу позицию, пренебрег правами потерпевших, чем, на наш взгляд, скомпрометировал и себя как судью, и процесс как разбирательство. Собственно, доводы потерпевших, положенные в основу заявления о его отводе, в этом и заключались, и мы эти доводы полностью поддерживаем".

Павел Мелехин, поразмыслив над заявлением Политковских минут 15, вернулся из совещательной комнаты и сообщил, что не видит законных оснований для своего отвода и роспуска коллегии присяжных. Стороны вернулись к обсуждению процедурных вопросов. В частности, защита напомнила о ходатайстве затребовать у оператора мобильной связи исходники, на которых хранится информация о мобильных переговорах обвиняемых и самой Анны Политковской. А защитник Сергея Хаджикурбанова Алексей Михальчик просил разрешить ему рассказывать присяжным об обстоятельствах привлечения его доверителя к уголовной ответственности, сославшись на то, что в своем вступительном слове прокуроры сообщили об этом коллегии.

"Оглашая перед присяжными фабулу обвинения, прокуроры сказали, что 22 сентября 2006 года мой подзащитный был освобожден из мест лишения свободы, – поясняет Михальчик. – Мало того, что эта информация не соответствует действительности, – Хаджикурбанов был освобожден не из мест лишения свободы, а из следственного изолятора, эта информация была в обход закона до присяжных доведена, и на наш взгляд, может создать у коллегии предубеждение. Мы же просили суд обеспечить равенство сторон, позволив и нам доносить до присяжных информацию, во-первых, об этой судимости и, во-вторых, о личности Хаджикурбанова".

Впрочем, и в этой просьбе защиты судья отказал, назвав ходатайство неконкретным. Когда в зал пригласили присяжных, прокурор Борис Локтионов познакомил их с протоколами осмотра места преступления, найденного там же оружия и заключением судебно-медицинской экспертизы. Коллегии показали фотографии Анны Политковской, найденной 7 октября 2006 года в подъезде собственного дома. Согласно заключению эксперта, убийца произвел пять выстрелов. Стрелял в лицо, и Анна Политковская могла его видеть. Точную последовательность выстрелов установить невозможно, но, по мнению судмедэксперта, после ранений она могла оставаться живой еще 10 минут.
На этом прокурор решил ограничиться: "Даже профессионалу сложно мгновенно усвоить столько информации, а присяжные – люди неподготовленные", – сказал Борис Локтионов и предложил объявить перерыв до четверга. С этим предложением судья согласился.

Обозреватель "Новой Газеты" Анна Политковская была убита в подъезде собственного дома 7 октября 2006 года. Первое разбирательство по этому делу проходило в Московском окружном военном суде в 2008-2009 годах и закончилось оправдательным вердиктом присяжных. Однако впоследствии оправдательный приговор был отменен Верховным судом РФ по протесту прокуратуры, дело вернули на доследование и, спустя четыре года, оно вновь вернулось в суд, на этот раз Московский городской.

Сейчас за участие в этом преступлении судят пятерых. Организатором убийства следствие называет Лом-Али Гайтукаева. Перед своими племянниками – братьями Махмудовыми – он поставил следующие задачи: Ибрагим должен был сообщить о приближении Анны Политковской к дому, Рустам дождаться ее в подъезде и убить, Джабраил – увезти брата с места преступления. Сергей Хаджикурбанов, по версии прокуроров, руководил преступной группой в то время, когда арестованный по другому обвинению Гайтукаев вынужден был выйти из игры.