Музыкальный ветер с востока

Берлинская филармония

Берлинский фестиваль Musikfest посвящен в этом году в основном музыке трех восточноевропейских композиторов: венгра Белы Бартока, чеха Леоша Яначека и поляка Витольда Лютославского, которому в этом году исполнилось бы 100 лет. Musikfest продлится до 18 сентября.

Традиционно фестиваль проходит в основном в двух залах Берлинской филармонии, и оркестр филармонии во главе с руководителем Саймоном Рэтлом принимает в программе самое активное участие. Немецкая скрипачка Анне-Софи Муттер с американским симфоническим оркестром из города Питтсбурга Pittsburgh Symphony Orchestra (дирижер Манфред Хонек) на концерте открытия фестиваля в большом зале Берлинской филармонии 31 августа исполнит сочинение Витольда Лютославского "Диалог для скрипки и оркестра".

Анне-Софи Муттер с Питтсбургским симфоническим оркестром


На фестиваль приедет много других оркестров с крупнейшими дирижерами мира.

Марисс Янсонс с оркестром Концертгебау

Марисс Янсонс выступит с одним из двух руководимых им коллективов, оркестром Баварского радио, а другим его оркестром, традиционно входящим в тройку лучших оркестров мира, амстердамским Концертгебау, продирижирует Даниэле Гатти. Еще несколько имен звездных дирижеров фестиваля – Еса-Пекка Салонен, Даниэль Баренбойм, Алан Гилберт. Помимо уже названных композиторов, в Берлине прозвучат произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Малера, Верди, Шопена, Равеля и Дебюсси, Мусоргского и Стравинского, Прокофьева и Шостаковича. О фестивале говорит его художественный руководитель и составитель программы Винрих Хопп:

"Я думаю, что как раз поставленные нами в центр программы три композитора – Барток, Яначек и Лютославский (последний, может быть, несколько меньше) уже прочно обосновались в европейском репертуаре как крупные явления. Они, возможно, еще недостаточно вписаны в европейскую историю музыки. Эта история традиционно рассматривается как линия в основном австрийской и немецкой музыки, идущая от классиков через Брамса, Шумана, Вагнера, Шенберга к Штокхаузену, в то время как параллельно происходившие события и достижения в музыке Венгрии, Польши и Чехии играли роль как бы периферийных явлений. На то были, конечно, и политические причины, но я все же уверен, что все три названных композитора, несмотря ни на что, уже прочно закрепились в истории музыки. Для меня важно каждый год предлагать новое, выходящее за рамки традиционных представлений, предлагать открытия, и как раз именно такие композиторы, как Барток и Яначек, для понимания самостоятельности которых немало сделал, например, Адорно, были, так же как и Лютославский, первооткрывателями нового в музыке, нового музыкального языка. Они, в частности, обращались к фольклору в поисках нового музыкального материала, и в этом смысле они для меня такие же первооткрыватели нового языка музыки, как Шенберг и другие".

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Анне-Софи Муттер и Pittsburgh Symphony Orchestra



Фестиваль в Берлине, один из крупнейших в мире, имеет и свои черты, отличающие его от других, продолжает Винрих Хопп:

"Готовя каждый год новые программы, я не забываю также и о том, что публика приходит на фестиваль не только из-за программ, но во многом просто ради выдающихся оркестров, которые к нам приезжают и реализуют эти программы. Многое определяется также и тем, что наш фестиваль проходит в стенах Берлинской филармонии в кооперации с ее фондом. Это фестиваль больших оркестров, что соответствует, и должно соответствовать, некоторым параметрам. Программу (и ожидания от нее публики) в немалой степени определяет тот факт, что многие концерты проходят в большом зале Берлинской филармонии, вмещающем 2400 человек. Зал этот всегда полон. И далеко не все музыкальные произведения хороши для такой акустической ситуации, так как музыка должна достигать слушателей, сидящих и на самом дальнем от сцены ряду. Программы фестиваля – это программы с учетом особенностей нашего великолепного зала. И в каком-то другом зале я строил бы программу иначе".

В Европе сегодня повсеместно проявляется новый интерес к музыкальным традициям востока континента.
В Германии, например, недавно произошло открытие родившегося в Польше, но прожившего большую часть жизни в СССР и в России Мечислава, или Моисея, Вайнберга, в качестве оперного композитора. Премьеры его опер "Пассажирка" (по роману польской писательницы Зофьи Посмыш) и "Идиот" (по роману Достоевского) прошли с колоссальным успехом. Вскоре выйдет диск с музыкой Вайнберга, который скрипач Гидон Кремер записал со своим оркестром "Кремерата Балтика". Оркестр этот – сам один из символов новой Европы, так как объединяет молодых музыкантов трех молодых европейских стран: Литвы, Латвии и Эстонии.