Открывшуюся в Манеже Пятую Московскую биеннале современного искусства ее организаторы называют «масштабным проектом». Шутка ли, бюджет – более 100 миллионов рублей, участвуют 72 художника из 40 стран мира, а место проведения – самый большой по площади выставочный зал города.
Куратором Пятой биеннале стала искусствовед из Нидерландов Катрин де Зегер, выбравшая для выставки девиз «Больше света»:
– Я так назвала этот проект, во-первых, потому, что это очень красиво звучит. Во-вторых, мне хотелось найти открыто название для того, чтобы оно давало каждому в равной степени возможность для интерпретации. Она может быть очень практической, философской, духовной, психологической, философской, – самой разной. Мне кажется, что искусство само по себе всегда заключает в себе большую энергию света. Мне очень нравится, как Маяковский в одной своей поэме соотносил себя и Солнце, и вот это финальное: "светить всегда, светить везде – вот лозунг мой и Солнца". Мне кажется, это действительно очень верно, потому что искусство, так или иначе, о свете. Однако, поскольку мы живем в мире, перенасыщенном тяжелой информацией, которую нам приходится воспринимать и перерабатывать, мы очень часто забываем, что повседневное и ежедневное тоже может быть очень красивым и очень большим источником света. Для нас очень важно все время на это ориентироваться.
Структурное развитие этой экспозиции выражается в переходе от света к тени, от тени к свету и обратно. Здесь мне приходилось учитывать, что здание Манежа само по себе полно света. С другой стороны, при всем его объеме, легкости и ясности оно подавляет, оно создает у зрителя ощущение собственного не величия.Поэтому в этом здании было очень трудно сделать выставку, но, вместе с тем, мне кажется, мы с этим справились, – говорит Катрин Зегер.
Обычно названия выставок соответствуют их содержанию, этого требует простой здравый смысл. Для Московской же биеннале темы всегда формулируются столь абстрактно, размыто и обобщенно, что не стоит придавать им большого значения. Два года назад (а биеннале, в соответствии со смыслом этого слова, случается раз в два года) выставка проходила под девизом «Переписывая миры». Теперь вот придумали «Больше света». Тут при некотором навыке плетения словес любую работу любого автора можно объявить подходящей и соответствующей теме. Даже гигантскую по размеру инсталляцию китайского художника Сун Дуна «Не выбрасывай!». Произведение навеяно воспоминаниями о матери, привыкшей в годы правления Мао сберегать каждую облупленную миску и каждый изношенный башмак. Тщательно рассортированные, старые вещи не умещаются в маленьком деревянном доме. Они буквально расползаются по парадному залу Манежа.
Не меньше квадратных метров занимает инсталляция австралийцев филиппинского происхождения Альфредо и Исабель Акилисан. Их фантазия на тему России с ее снегами – это длинная вереница лыж и санок, от крошечных детских салазок до приемистых розвальней. Впечатляющая работа, но опять же, при чем здесь «Больше света»?
Безусловную же удачу основного проекта биеннале посетитель найдет на самом нижнем и самом затемненном уровне Манежа. Внутри полупрозрачной белой палатки находятся уже совершенно прозрачные призрачные домики. Людей нет, но всякий, вошедший внутрь реальный человек начинает отражаться в зеркалах и отбрасывать тени, заселяя таким образом «Воображаемое поселение», автор которого эмигрировавший из Тайваня в Канаду Эд Пин неназойливо и негромко пытается рассказать о проблемах миграции и мигрантов.
Если предположить, что устроители такой серьезной выставки, как Московская биеннале, действительно отбирают для нее во всем мире если не самое лучшее, то уж, во всяком случае, самое показательное, то можно прийти к выводу, что в современном искусстве есть две тенденции. На одном полюсе – обращение к изощренным цифровым технологиям. На другом – демонстративный отказ и от них, и от традиционного арсенала средств выразительности. Взамен – банальные бытовые предметы или грубые, лишенные и намека на лоск, фактуры.
Куратором Пятой биеннале стала искусствовед из Нидерландов Катрин де Зегер, выбравшая для выставки девиз «Больше света»:
– Я так назвала этот проект, во-первых, потому, что это очень красиво звучит. Во-вторых, мне хотелось найти открыто название для того, чтобы оно давало каждому в равной степени возможность для интерпретации. Она может быть очень практической, философской, духовной, психологической, философской, – самой разной. Мне кажется, что искусство само по себе всегда заключает в себе большую энергию света. Мне очень нравится, как Маяковский в одной своей поэме соотносил себя и Солнце, и вот это финальное: "светить всегда, светить везде – вот лозунг мой и Солнца". Мне кажется, это действительно очень верно, потому что искусство, так или иначе, о свете. Однако, поскольку мы живем в мире, перенасыщенном тяжелой информацией, которую нам приходится воспринимать и перерабатывать, мы очень часто забываем, что повседневное и ежедневное тоже может быть очень красивым и очень большим источником света. Для нас очень важно все время на это ориентироваться.
Структурное развитие этой экспозиции выражается в переходе от света к тени, от тени к свету и обратно. Здесь мне приходилось учитывать, что здание Манежа само по себе полно света. С другой стороны, при всем его объеме, легкости и ясности оно подавляет, оно создает у зрителя ощущение собственного не величия.Поэтому в этом здании было очень трудно сделать выставку, но, вместе с тем, мне кажется, мы с этим справились, – говорит Катрин Зегер.
Обычно названия выставок соответствуют их содержанию, этого требует простой здравый смысл. Для Московской же биеннале темы всегда формулируются столь абстрактно, размыто и обобщенно, что не стоит придавать им большого значения. Два года назад (а биеннале, в соответствии со смыслом этого слова, случается раз в два года) выставка проходила под девизом «Переписывая миры». Теперь вот придумали «Больше света». Тут при некотором навыке плетения словес любую работу любого автора можно объявить подходящей и соответствующей теме. Даже гигантскую по размеру инсталляцию китайского художника Сун Дуна «Не выбрасывай!». Произведение навеяно воспоминаниями о матери, привыкшей в годы правления Мао сберегать каждую облупленную миску и каждый изношенный башмак. Тщательно рассортированные, старые вещи не умещаются в маленьком деревянном доме. Они буквально расползаются по парадному залу Манежа.
Не меньше квадратных метров занимает инсталляция австралийцев филиппинского происхождения Альфредо и Исабель Акилисан. Их фантазия на тему России с ее снегами – это длинная вереница лыж и санок, от крошечных детских салазок до приемистых розвальней. Впечатляющая работа, но опять же, при чем здесь «Больше света»?
Безусловную же удачу основного проекта биеннале посетитель найдет на самом нижнем и самом затемненном уровне Манежа. Внутри полупрозрачной белой палатки находятся уже совершенно прозрачные призрачные домики. Людей нет, но всякий, вошедший внутрь реальный человек начинает отражаться в зеркалах и отбрасывать тени, заселяя таким образом «Воображаемое поселение», автор которого эмигрировавший из Тайваня в Канаду Эд Пин неназойливо и негромко пытается рассказать о проблемах миграции и мигрантов.
Если предположить, что устроители такой серьезной выставки, как Московская биеннале, действительно отбирают для нее во всем мире если не самое лучшее, то уж, во всяком случае, самое показательное, то можно прийти к выводу, что в современном искусстве есть две тенденции. На одном полюсе – обращение к изощренным цифровым технологиям. На другом – демонстративный отказ и от них, и от традиционного арсенала средств выразительности. Взамен – банальные бытовые предметы или грубые, лишенные и намека на лоск, фактуры.
Ваш браузер не поддерживает HTML5