Марин Ле Пен пугает конкурентов

Митинг сторонников Национального фронта в Париже. 1 мая 2013 года. Выступает лидер НФ Марин Ле Пен

В чем причины резкого роста популярности праворадикального Национального фронта во Франции?
За пять месяцев до муниципальных выборов во Франции опросы общественного мнения свидетельствуют о небывалой популярности крайне правого Национального фронта (НФ). Предвыборная кампания националистов на сей раз проходит в очень благоприятных для них условиях: экономика еще не оправилась от кризиса последних лет, предвыборные обещания социалистов, которые в прошлом году позволили им прийти к власти, не выполнены, полемика о нелегальной миграции из Восточной Европы набирает обороты.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Наталья Каневская о причинах роста популярности Национального фронта


Лидер Национального фронта Марин Ле Пен открыто заявляет, что НФ – первая политическая партия Франции: "В течение многих лет мы говорим французам, что “Союз за народное движение" и Социалистическая партия проводят абсолютно идентичную политику. Поэтому никого не шокировало бы, если две эти партии сольются в единый блок на выборах. Это удивит лишь тех, кто думал, что между "правыми" и "левыми" еще есть какая-то разница. Гораздо более интересно то, что если двум этим партиям придется создать единый, так сказать, республиканский фронт, чтобы противостоять Национальному фронту, поскольку в одиночку они его победить не в состоянии, то это будет означать, что Национальный фронт – первая партия Франции".

Как отмечает в беседе с Радио Свобода журналист и лектор университета "Париж-8" Гидон Куц, подъем правых радикалов сегодня – это последствие вчерашнего кризиса, вкупе с непопулярностью левого правительства: "Нынешний подъем НФ объясняется ситуацией, которая всегда питает правых радикалов. Это рост безработицы, экономические проблемы, недовольство нынешней властью. Добавим к этому проблему нелегальной иммиграции и отсутствие должной интеграции многих мигрантов. Это – типичные факторы, повышающие популярность правых радикалов, как свидетельствует история".

Школьница Леонарда Дибрани. Депортация ее вместе с семьей в Косово вызвала бурную полемику во французском обществе

Французы задаются вопросом: кто из политиков способен решить их насущные проблемы? Пока политическая элита дискутирует, пускать или не пускать обратно во Францию депортированную в Косово цыганскую семью 15-летней школьницы Леонарды Дибрани, жители Монпелье обнаружили прямо в центре своего города, напротив здания мэрии, нелегальный цыганский лагерь. Рабочие Бретани трепещут перед надвигающимися увольнениями, главный автоконцерн страны находится на грани краха, пытаясь найти партнера за рубежом, а парламент тем временем утверждает пенсионную реформу, вызывающую протесты в обществе. А тут еще и ряд коррупционных скандалов, в которых фигурируют имена видных представителей правоцентристского лагеря.

Все это создает благоприятный климат для роста популярности националистов. Согласно опросу, проведенному институтом социологических исследований CSA, 44% французов считают, что Национальный фронт способен провести во Франции необходимые реформы. 38% респондентов считают, что реформаторами могут быть правоцентристы – партия экс-президента Николя Саркози "Союз за народное движение". В реформаторские способности Социалистической партии верят лишь 23% опрошенных, в крайне левых – 22%. (Задавался вопрос о том, способна ли та или иная партия провести реформы, респонденты должны были дать положительный или отрицательный ответ.)

При этом на вопрос о том, кто из политиков является наиболее харизматичным и способным проводить реформы, 50% французов ответили – Марин Ле Пен. За ней с 46% голосов следует министр внутренних дел Мануэль Вальс, на третьем – экс-президент Николя Саркози – 44%. (Сумма превышает 100%, поскольку опрошенные, по правилам так называемого рейтингового голосования, могли выбрать более одного варианта ответа).

Показательно, что, согласно другому опросу, проведенному CSA по заказу телеканала BFM TV, 46% французов считают именно Марин Ле Пен главным политическим оппонентом президента-социалиста Франсуа Олланда. С огромным отрывом за ней следует экс-премьер, правоцентрист Франсуа Фийон (18% голосов).

На местном уровне НФ может похвастаться новыми успехами. На недавних кантональных выборах в Бриньоле (регион Прованс-Альпы-Лазурный берег) кандидат правых радикалов с легкостью победил оппонентов от двух "традиционных" партий, поставив таким образом точку в многолетней политической монополии социалистов в этом регионе. Обозреватели усматривают в этой победе предвестие успеха националистов на мартовских муниципальных выборах, а затем, возможно, и на президентских выборах 2017 года.

Президенту Франции Франсуа Олланду стоит опасаться серьезной конкуренции со стороны Марин Ле Пен

Не только политики, но и большинство интеллектуалов Франции озадачены таким положением дел. На страницах ведущих изданий они пытаются объяснить избирателям, почему необходимо остановить рост популярности правых радикалов. Сторонники последних, в свою очередь, выступают категорически против самого определения Национального фронта как праворадикальной партии. По их словам, НФ не имеет ничего общего с фашиствующими и неонацистскими движениями, и обвинения в адрес националистов являются проявлением неуважения к миллионам их избирателей.

Философ и общественный деятель Бернар-Анри Леви в своей колонке в издании Le Point привел несколько примеров того, почему НФ является именно радикальной партией правого толка. Леви упоминает встречи лидеров Фронта с самыми одиозными правыми маргиналами Австрии, Бельгии и ряда других стран, а также их высказывания расистского и антисемитского характера. Он особо выделяет тот факт, что Марин Ле Пен неоднократно выступала в поддержку президента России Владимира Путина, говоря, что Франции нужно перестать быть "проституткой США" и пора укреплять связи с Россией. В другой публикации Le Point упоминаются прославляющие Гитлера высказывания Лорана Лопеза, кандидата от НФ, одержавшего победу на выборах в Бриньоле.

Национальный фронт является праворадикальной партией, даже если его сторонники пытаются представить вещи в ином свете, считает Гидон Куц: "Это партия правых экстремистов, которые просто пытаются создать себе более респектабельный имидж. Однако принципы этой партии остаются неизменными. Поведение ее представителей и их политический дискурс также остается прежним. Их угрозы также не изменились. Разница лишь в том, что публика в настоящий момент более открыта и восприимчива к подобной риторике ввиду сложившейся ситуации".

Куц отмечает, что в мусульманской и еврейской общинах Франции (самых крупных в Европе) рост популярности националистов вызывает беспокойство. Сейчас риторика Национального фронта главным образом направлена против мусульман и нелегальных мигрантов из восточноевропейских стран, но это не означает, что движение перестало быть антисемитским, подчеркивает журналист.

Бернар-Анри Леви - один из французских интеллектуалов, обеспокоенных ростом популярности НФ

Сегодняшние французские националисты играют на тех же струнах, что и их предшественники: недовольство слабой властью, шаткое экономическое положение, ксенофобия. Однако, вслушавшись в их лозунги, сложно разглядеть что-либо помимо популизма. На фоне нашумевшего скандала с депортацией в Косово 15-летней Леонарды, лидеры НФ совершенно серьезно призывают отменить Шенгенские соглашения и вернуть Франции контроль за ее границами. "Европейский союз рухнет, как рухнул Советский Союз", – предвещает Марин Ле Пен.

На то, что такая политическая незрелость националистов в конце концов отпугнет избирателей, по всей видимости, и уповают французские политики, принадлежащие к партиям "мэйнстрима". Но многие французы годами наблюдают кардинальные этнокультурные изменения в своих городах, неэффективность интеграционной политики, и все это – на фоне затяжного экономического спада. Эта картина, написанная политиками "мэйнстрима", обычным гражданам все больше не по душе, что, несомненно, отразится на их будущем политическом выборе.