С Блумбергом за спиной

Билл де Блазио

Демократ Билл де Блазио избран мэром Нью-Йорка. А в Нью-Джерси республиканцы нашли потенциального кандидата в президенты
В Соединенных Штатах во вторник вечером прошли выборы губернаторов двух штатов и мэров нескольких городов, в том числе Нью-Йорка. Хотя эти выборы не отразятся на расстановке политических сил в стране, один из победителей может стать кандидатом в президенты страны на следующих выборах.

Во вторник ньюйоркцы впервые за двадцать лет передали исполнительную власть в городе представителю Демократической партии. Билл де Блазио, получив почти 64 процента голосов, разгромил своего оппонента Джо Лоту, служившего в свое время заместителем популярнейшего мэра Рудольфа Джулиани. Во вторник, в день голосования, де Блазио приехал встретиться с избирателями в Бруклин.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Билл де Блазио избран мэром Нью-Йорка


Такой исход не стал сюрпризом, на это указывали опросы общественного мнения последнего времени. Неожиданной стала готовность ньюйоркцев пренебречь известной мудростью “от добра добра не ищут”. Ведь, судя по опросу общественного мнения, проведенному городским телеканалом, большинство – 52 процента горожан – положительно оценивают деятельность нынешнего мэра Майкла Блумберга. Рейтинг нынешнего главы полиции, нещадно критиковавшегося Биллом де Блазио за практику остановки прохожих с целью поиска замаскированного оружия, составил 65 процентов.

Билл де Блазио (справа) и его соперник-республиканец Джон Лота

Тем не менее подавляющее число опрошенных – 70 процентов – объявили, что они хотят перемены курса, который на этих выборах символизировал республиканец Джо Лота, обещавший либеральному городу продолжение сдержанно консервативной фискальной политики, рассчитанной на сохранение в городе финансовых фирм и привлечение большого бизнеса, создающего рабочие места.

Эту радикальную смену курса – умеренно-центристского на крайне либеральный – предложил ньюйоркцам Билл де Блазио, проводивший свою кампанию под почти откровенным лозунгом классовой борьбы. Он постоянно говорил о двух городах: “Нью-Йорке имущих и Нью-Йорке неимущих”. В день выборов, придя на избирательный участок со всей семьей – женой-афроамериканкой и двумя детьми, – Билл де Блазио повторил свой тезис:

Билл де Блазио, избранный мэром Нью-Йорка

– Эти выборы продемонстрировали резкий контраст между двумя кандидатами. Джон Лота является откровенным апологетом статуса-кво, я предлагаю воплотить откровенно прогрессивную программу перемен. Я думаю, что все мы прекрасно знаем, какое число горожан испытывает серьезнейшие трудности, пытаясь удовлетворить свои насущные потребности. Поэтому мы должны осуществить перемены в духе прогрессивных реформ. Мы должны оставить за спиной политику времен Блумберга, и мне нужна помощь ньюйоркцев, чтобы осуществить эти перемены.

Майкл Блумберг, избиравшийся на первый срок в качестве республиканского кандидата, затем перешедший в ряды независимых, как считается, еще недавно вынашивал президентские планы. В день выборов он дипломатично отказался назвать своего кандидата в мэры:

– Люди должны выйти на выборы, чтобы выразить свое мнение, а затем требовать от своих избранников исполнения обещаний. На мой взгляд, мы передадим город новой администрации в хорошей форме.

Мы должны оставить за спиной политику времен Блумберга
Де Блазио шел на выборы в роли защитника 46 процентов горожан, которые, согласно статистике, живут у официального порога бедности. Им он обещает подъем уровня жизни, им он обещает финансирование детских яслей и детских садов, расширение доступного по ценам жилья. Расплачиваться за это – и в отличие от многих других де Блазио говорит об этом совершенно откровенно – будут те, кто зарабатывает больше пятисот тысяч долларов в год.

Является ли это предвыборной тактикой или новый мэр попытается в границах города осуществить вариант “прогрессивной” программы, которую предлагал стране Барак Обама? Люди, знающие де Блазио, который провел в местных коридорах власти, включая членство в городском совете, несколько десятилетий, говорят, что он реалист, способный сработаться с бизнес-сообществом.

Последняя попытка “прогрессивных” реформ в городе конца 80-х – начала 90-х годов, затеянная Дэвидом Динкинсом, единственным в истории города мэром-афроамериканцем, закончилась полным фиаско и приходом к власти республиканца Рудольфа Джулиани. Он урезал щедрые социальные муниципальные программы помощи малоимущим. Новые полномочия, приданные им полиции, позволили, как считается, превратить Нью-Йорк в один из самых безопасных больших городов мира. Новый мэр намерен лишить полицию некоторых из этих прав.

Крис Кристи, губернатор Нью-Джерси

Впрочем, избрание нового мэра Нью-Йорка оказалось гораздо менее важным политическим событием для страны, чем избрание республиканца Криса Кристи губернатором штата Нью-Джерси на второй срок. Бывший прокурор Кристи главным образом известен тем, что не лезет в карман за резким словом в спорах с оппонентами. Его политическая привлекательность заключается в том, что, в отличие от очень многих политиков, он доказал свое умение сотрудничать с представителями другой партии. Его способность обеспечить помощь тысячам жителей Нью-Джерси, пострадавшим в результате урагана “Сэнди”, обеспечила ему поддержку в штате, причем даже среди этнических меньшинств, что большая редкость для республиканцев. Вторая уверенная победа Кристи в либеральном штате, по мнению его сторонников, почти автоматически превратила его в реального претендента на республиканскую номинацию в президенты в 2016 году.

В Виргинии, которая еще недавно была оплотом республиканцев, демократам представился шанс овладеть всеми ключевыми органами власти и управления за исключением нижней палаты легислатуры. За их кандидата на должность губернатора Терри Маколиффа энергично агитировали президент Обама и бывшая первая чета Билл и Хиллари Клинтон. Костяк электората Маколиффа составляют прогрессистски настроенные жители ближайших пригородов столицы. Его противник Кен Куччинели привлек на свою сторону тяжеловесов Республиканской партии. Куччинели симпатизируют члены «Движения чаепития», оружейное лобби, фермеры. Повышенный интерес политического истеблишмента к Виргинии не был случаен, там действительно произошло яростное идеологическое сражение обеих ведущих партий. Завершилось оно в пользу демократов.