Тевтонский орден добивается возвращения принадлежавших когда-то рыцарям в Чехии замков и лесных угодий
Тевтонский орден (называемый также Немецким, или Орденом немецких рыцарей) добивается от властей Чехии возвращения собственности, принадлежавшей ему до конца 1930-х годов, после чего она была конфискована сначала нацистами, а затем коммунистическими властями. Представители Ордена считают, что их организация подпадает под действующий в Чехии закон о реституции, предусматривающий возвращение церкви собственности или выплату за нее компенсации.
К прежним владениям Ордена в Чехии относятся около 13 с половиной тысяч гектаров земель, а также несколько средневековых замков и крепостей, в частности, популярные у туристов Боузов и Совинец. Суть юридической коллизии разъясняет РС обозреватель пражской газеты "Господаржске новины" Владимир Шнидл.
– Речь идет о довольно обширных земельных участках и объектах недвижимости. Насколько соответствуют действительности утверждения представителей Немецкого ордена о том, что в их случае нельзя говорить о конфискации имущества в соответствии с послевоенными "декретами Бенеша"?
– Насколько я могу судить, представители ордена ссылаются на решение суда, датированное началом февраля 1948 года. Суд, в соответствии с этой интерпретацией, якобы исключил имущество ордена из числа собственности, подлежащей конфискации на основании декретов Бенеша. Это решение тогдашнего Высшего административного суда является их главным аргументом. Орден заявляет, что лишился собственности в Чехии не в результате конфискации, связанной с декретами Бенеша, а уже позднее, после 1948 года, когда это имущество у него отняли пришедшие к власти коммунисты. Таким образом, по мнению Немецкого ордена, они попали в ту же ситуацию, в которой оказались и другие церкви и конгрегации, добивающиеся сейчас возвращения конфискованной коммунистическим режимом собственности.
– То есть орден настаивает на том, чтобы его имущественные претензии были включены в уже одобренный закон Чешской республики о церковной реституции?
– Именно так. Они хотят возврата собственности на тех же самых основаниях, что и Римско-католическая церковь в целом, у которой она была отнята в результате неправомерных действий тогдашних властей – государство конфисковало имущество без адекватной компенсации.
– Чем можно объяснить это послевоенное судебное решение, исключавшее имущество Немецкого ордена из числа собственности, конфискуемой по декретам Бенеша? Само название ордена и его история заставляют предположить, что в тогдашнем контексте, в первые годы после Второй мировой войны, позитивных ассоциаций он у чехословацких властей не вызывал – и вдруг такой благоприятный для него вердикт…
– Да, и именно с этим я связываю отчасти и нынешнее внимание СМИ к этому делу – "немецкость" в названии ордена, все это может вызывать какие-то исторические реминисценции… В массовом сознании Немецкий орден не воспринимается как орден духовный, как один из духовных орденов католической церкви. Преобладают именно исторические ассоциации – о чем-то тесно связанном с Германией. Что касается того давнего судебного решения, то свою роль мог сыграть тот факт, что изначально собственность Немецкого ордена в Чехии была конфискована еще при нацистской оккупации, а члены ордена, насколько я знаю, безусловно не относились к числу тех, кто сотрудничал с властями нацистской Германии, – поясняет Владимир Шнидл.
Об истории и трансформации Тевтонского ордена рассказывает обозреватель РС, историк Центральной Европы Ярослав Шимов.
– Сейчас Тевтонский орден представляет собой довольно небольшую организацию, это около сотни священников, пара сотен монахинь, примерно 700 светских сотрудников, то есть людей, которые работают в его структурах, но не являются духовными лицами в строгом смысле слова. Организация эта сейчас сугубо благотворительно-образовательная. Она действует в нескольких странах – в Австрии, Италии, в Чешской республике, в Словении. Интересно, что Тевтонский (или Немецкий) орден в его нынешнем виде в каком-то смысле вернулся к своей первоначальной деятельности: к занятиям благотворительностью. В Средние века на Ближнем Востоке, в созданных крестоносцами государствах, монахи и рыцари ордена заботились о немецких паломниках, прежде всего, о больных. Все началось с больницы в городе Аккра, в которой содержались немецкие паломники, не знавшие французского и латыни, самых распространенных в ту пору в Европе языков "межнационального общения". Поэтому было решено поставить во главе больницы немца. Постепенно из сообщества рыцарей-монахов, помогавших больным и путникам, и вырос могущественный орден.
Тевтонский – один из трех наиболее известных средневековых орденов, связанных с эпохой крестовых походов. Помимо него к таким орденам относятся орден Тамплиеров (или храмовников), разгромленный в XIV веке французским королем Филиппом IV, а также орден Святого Иоанна (или госпитальеры). Когда государство крестоносцев потерпело крах, рыцарей-госпитальеров вытеснили сначала на Родос, а после захвата этого острова турками – на Мальту. Мальтийский орден, непосредственный преемник госпитальеров, тоже сейчас существует.
– В Средние века рыцарские ордена были крупными землевладельцами и претендовали на значительное политическое влияние?
– Тевтонский орден был очень мощной организацией, фактически государством. Пик его могущества приходится на XIV век. После крестовых походов немецкие рыцари отступили обратно в Европу. Поначалу – в Трансильванию, но их действия не понравились венгерскому королю. Потом рыцари оказались на территории Пруссии, нынешней северо-восточной Польши. Там они занимались миссионерством, воевали с местными племенами и с литовцами, которые еще оставались язычниками. Тогда орден, в отличие от нынешнего – ордена мирного, сугубо благотворительного – был жесток и агрессивен. Впрочем, таковы были зачастую и его противники, и в целом нравы позднесредневековой Европы. В России Тевтонский орден помнят прежде всего в связи с битвой на Чудском озере (1242) ("Ледовым побоищем"), когда рыцари потерпели поражение от новгородского войска Александра Невского.
Тевтонский орден постепенно слился с орденом Меченосцев, с так называемым Ливонским орденом. Рыцарям принадлежала территория нынешних Латвии и Эстонии. Плюс к тому у них были земельные владения в Германии, что-то в Италии, что-то в Чешском королевстве. Эта огромная мощная организация потерпела крах в XV веке. Впоследствии произошла трансформация военно-религиозного территориального образования в сугубо светское государство, Прусское герцогство. Последний Великий магистр ордена перешел в лютеранство и стал светским князем, вассалом польского короля. А сохранившийся орден как организация оказался связан с Австрийским императорским домом. История ордена извилиста и драматична, но пик его могущества далек, он пришелся на Позднее Средневековье.
– Почему нацистская Германия запретила Тевтонский орден? Ведь, по сути, эта организация – выразитель немецкого национального духа.
– Это обстоятельство кажется парадоксальным, но только внешне. Действительно, даже символика Тевтонского ордена – черный крест – использовалась и во времена прусской монархии, и в великогерманской и в нацистской пропаганде. Но с самим орденом отношения у Гитлера были крайне прохладными. Нацизм ведь по своей идеологии – не только очень жестокое расистское и антикоммунистическое движение, но и явление во многом также антихристианское. Именно поэтому среди противников нацизма было много людей консервативных, набожных, и католиков, и протестантов. Деятели Тевтонского ордена тоже принадлежали к противникам нацизма, они считали нацистский режим антихристианским по своему духу. Более того, в конце 1930-х годов ветвь Тевтонского ордена, действовавшая в Чехословакии, была лояльна к Чехословацкой республике и даже выделяла средства для строительства укреплений в пограничной полосе. Именно поэтому коллизия теперь и возникла: к ним сложно относиться как к пособникам нацизма, они ими попросту не были.
– Насколько реально возвращение ордену больших участков земельной собственности и прекрасных туристических замков?
– Это вопрос сложный. Есть решение административного суда Чехословакии, вынесенное буквально за пару недель до коммунистического переворота, в начале февраля 1948 года, которое как бы изымает имущество ордена из общего массива собственности, конфискованной согласно декретам президента Эдварда Бенеша. Есть контраргументы, связанные с иерархией правовых актов, и у противников возвращения этой собственности. На все это накладывается еще один интересный момент: орден добивается, чтобы его включили в закон о церковной реституции, а дискуссия вокруг этого закона стала горячим вопросом чешской политики. Закон формально действует, но он принят при прежнем правительстве. Сейчас только что победившие на выборах социал-демократы пытаются сформировать новую правительственную коалицию. А социал-демократы решительно выступают за снижение финансовой компенсации церкви и общего объема возвращаемой церкви собственности, если не за отмену закона вообще. Их линия, таким образом, прямо противоположна тому, чего хочет Орден немецких рыцарей. Интересным образом эта организация оказалась сейчас посреди внутриполитического чешского конфликта.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"
К прежним владениям Ордена в Чехии относятся около 13 с половиной тысяч гектаров земель, а также несколько средневековых замков и крепостей, в частности, популярные у туристов Боузов и Совинец. Суть юридической коллизии разъясняет РС обозреватель пражской газеты "Господаржске новины" Владимир Шнидл.
– Речь идет о довольно обширных земельных участках и объектах недвижимости. Насколько соответствуют действительности утверждения представителей Немецкого ордена о том, что в их случае нельзя говорить о конфискации имущества в соответствии с послевоенными "декретами Бенеша"?
– Насколько я могу судить, представители ордена ссылаются на решение суда, датированное началом февраля 1948 года. Суд, в соответствии с этой интерпретацией, якобы исключил имущество ордена из числа собственности, подлежащей конфискации на основании декретов Бенеша. Это решение тогдашнего Высшего административного суда является их главным аргументом. Орден заявляет, что лишился собственности в Чехии не в результате конфискации, связанной с декретами Бенеша, а уже позднее, после 1948 года, когда это имущество у него отняли пришедшие к власти коммунисты. Таким образом, по мнению Немецкого ордена, они попали в ту же ситуацию, в которой оказались и другие церкви и конгрегации, добивающиеся сейчас возвращения конфискованной коммунистическим режимом собственности.
– Именно так. Они хотят возврата собственности на тех же самых основаниях, что и Римско-католическая церковь в целом, у которой она была отнята в результате неправомерных действий тогдашних властей – государство конфисковало имущество без адекватной компенсации.
– Чем можно объяснить это послевоенное судебное решение, исключавшее имущество Немецкого ордена из числа собственности, конфискуемой по декретам Бенеша? Само название ордена и его история заставляют предположить, что в тогдашнем контексте, в первые годы после Второй мировой войны, позитивных ассоциаций он у чехословацких властей не вызывал – и вдруг такой благоприятный для него вердикт…
– Да, и именно с этим я связываю отчасти и нынешнее внимание СМИ к этому делу – "немецкость" в названии ордена, все это может вызывать какие-то исторические реминисценции… В массовом сознании Немецкий орден не воспринимается как орден духовный, как один из духовных орденов католической церкви. Преобладают именно исторические ассоциации – о чем-то тесно связанном с Германией. Что касается того давнего судебного решения, то свою роль мог сыграть тот факт, что изначально собственность Немецкого ордена в Чехии была конфискована еще при нацистской оккупации, а члены ордена, насколько я знаю, безусловно не относились к числу тех, кто сотрудничал с властями нацистской Германии, – поясняет Владимир Шнидл.
Об истории и трансформации Тевтонского ордена рассказывает обозреватель РС, историк Центральной Европы Ярослав Шимов.
– Сейчас Тевтонский орден представляет собой довольно небольшую организацию, это около сотни священников, пара сотен монахинь, примерно 700 светских сотрудников, то есть людей, которые работают в его структурах, но не являются духовными лицами в строгом смысле слова. Организация эта сейчас сугубо благотворительно-образовательная. Она действует в нескольких странах – в Австрии, Италии, в Чешской республике, в Словении. Интересно, что Тевтонский (или Немецкий) орден в его нынешнем виде в каком-то смысле вернулся к своей первоначальной деятельности: к занятиям благотворительностью. В Средние века на Ближнем Востоке, в созданных крестоносцами государствах, монахи и рыцари ордена заботились о немецких паломниках, прежде всего, о больных. Все началось с больницы в городе Аккра, в которой содержались немецкие паломники, не знавшие французского и латыни, самых распространенных в ту пору в Европе языков "межнационального общения". Поэтому было решено поставить во главе больницы немца. Постепенно из сообщества рыцарей-монахов, помогавших больным и путникам, и вырос могущественный орден.
Тевтонский – один из трех наиболее известных средневековых орденов, связанных с эпохой крестовых походов. Помимо него к таким орденам относятся орден Тамплиеров (или храмовников), разгромленный в XIV веке французским королем Филиппом IV, а также орден Святого Иоанна (или госпитальеры). Когда государство крестоносцев потерпело крах, рыцарей-госпитальеров вытеснили сначала на Родос, а после захвата этого острова турками – на Мальту. Мальтийский орден, непосредственный преемник госпитальеров, тоже сейчас существует.
– Тевтонский орден был очень мощной организацией, фактически государством. Пик его могущества приходится на XIV век. После крестовых походов немецкие рыцари отступили обратно в Европу. Поначалу – в Трансильванию, но их действия не понравились венгерскому королю. Потом рыцари оказались на территории Пруссии, нынешней северо-восточной Польши. Там они занимались миссионерством, воевали с местными племенами и с литовцами, которые еще оставались язычниками. Тогда орден, в отличие от нынешнего – ордена мирного, сугубо благотворительного – был жесток и агрессивен. Впрочем, таковы были зачастую и его противники, и в целом нравы позднесредневековой Европы. В России Тевтонский орден помнят прежде всего в связи с битвой на Чудском озере (1242) ("Ледовым побоищем"), когда рыцари потерпели поражение от новгородского войска Александра Невского.
Тевтонский орден постепенно слился с орденом Меченосцев, с так называемым Ливонским орденом. Рыцарям принадлежала территория нынешних Латвии и Эстонии. Плюс к тому у них были земельные владения в Германии, что-то в Италии, что-то в Чешском королевстве. Эта огромная мощная организация потерпела крах в XV веке. Впоследствии произошла трансформация военно-религиозного территориального образования в сугубо светское государство, Прусское герцогство. Последний Великий магистр ордена перешел в лютеранство и стал светским князем, вассалом польского короля. А сохранившийся орден как организация оказался связан с Австрийским императорским домом. История ордена извилиста и драматична, но пик его могущества далек, он пришелся на Позднее Средневековье.
– Почему нацистская Германия запретила Тевтонский орден? Ведь, по сути, эта организация – выразитель немецкого национального духа.
– Это обстоятельство кажется парадоксальным, но только внешне. Действительно, даже символика Тевтонского ордена – черный крест – использовалась и во времена прусской монархии, и в великогерманской и в нацистской пропаганде. Но с самим орденом отношения у Гитлера были крайне прохладными. Нацизм ведь по своей идеологии – не только очень жестокое расистское и антикоммунистическое движение, но и явление во многом также антихристианское. Именно поэтому среди противников нацизма было много людей консервативных, набожных, и католиков, и протестантов. Деятели Тевтонского ордена тоже принадлежали к противникам нацизма, они считали нацистский режим антихристианским по своему духу. Более того, в конце 1930-х годов ветвь Тевтонского ордена, действовавшая в Чехословакии, была лояльна к Чехословацкой республике и даже выделяла средства для строительства укреплений в пограничной полосе. Именно поэтому коллизия теперь и возникла: к ним сложно относиться как к пособникам нацизма, они ими попросту не были.
– Это вопрос сложный. Есть решение административного суда Чехословакии, вынесенное буквально за пару недель до коммунистического переворота, в начале февраля 1948 года, которое как бы изымает имущество ордена из общего массива собственности, конфискованной согласно декретам президента Эдварда Бенеша. Есть контраргументы, связанные с иерархией правовых актов, и у противников возвращения этой собственности. На все это накладывается еще один интересный момент: орден добивается, чтобы его включили в закон о церковной реституции, а дискуссия вокруг этого закона стала горячим вопросом чешской политики. Закон формально действует, но он принят при прежнем правительстве. Сейчас только что победившие на выборах социал-демократы пытаются сформировать новую правительственную коалицию. А социал-демократы решительно выступают за снижение финансовой компенсации церкви и общего объема возвращаемой церкви собственности, если не за отмену закона вообще. Их линия, таким образом, прямо противоположна тому, чего хочет Орден немецких рыцарей. Интересным образом эта организация оказалась сейчас посреди внутриполитического чешского конфликта.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"