Первые государственные Игры

3-кратная олимпийская чемпионка, норвежская фигуристка Соня Хени. Фото с сайта http://olimp-history.ru

Одобрив заявку Германии на проведение зимней и летней Олимпиад 1936 года, МОК поступил справедливо. Так сказать, должок. К подготовке несостоявшегося в 1916 году события немецкая Олимпийская спортивная конфедерация (НОК Германии) относилась весьма серьезно. Генеральным секретарём оргкомитета предстоящих Игр тогда был назначен молодой, энергичный и эрудированный Карл Дим. Но грянула Первая мировая война – жестокая, взорвавшая Европу. "О, спорт! Ты – мир!" – теперь так можно было только вздохнуть.

После войны МОК предъявил Олимпийской конфедерации Германии красную карточку. Спортсмены страны-агрессора не были приглашены на Игры в Шамони. Но появления на II зимней Олимпиаде в Санкт-Морице в 1928 году особой славы немецкому спорту не принесло – всего одна "бронза". Четыре года спустя в Лейк-Плэсиде – две "бронзы". В восьмерке медалистов немцы – последние. Но появился шанс на будущее: МОК принял решение доверить проведение зимней Олимпиады двум немецким городам – Гармишу и Партенкирхену. А в Веймарской республике спорт уважали.

Однако приход Гитлера к власти резко изменил ситуацию. Рейхсканцлер считал олимпизм французским творчеством, чуждым арийскому духу. Основание гитлеровской боевой "кёпфер- культуры" ("культуры телесности") уже заложено в спортивных встречах национал-социалистов и "гитлерюгенда". МОК забил тревогу. Президент Анри Байе-Латур требует от властей соблюдения Олимпийской хартии – или немедленного отказа от проведения Игр. Контроль хода дальнейших событий возлагается на членов МОК для Германии Теодора Льювольда и Карла Риттера фон Хальта.

Гитлер кардинально – и демонстративно! – меняет свое отношение к олимпизму. "Надо показать, что Третий Рейх – это мирный оазис, стана доброй воли и благородных целей". И одновременно решает заменить прежних членов МОК послушным Г.Остеном, государственным директором по делам спорта. Вот те раз! Формирование МОК – дело и право только самого Олимпийского комитета! Байе-Латур заявляет, если власть лишит Льювольда и Хальта возможности выполнять свои обязанности, Германия лишится права провести и зимнюю и летнюю Олимпиады.

Гитлеру приходится идти на попятную. Изменений в составе МОК не происходит, но фюрер решительно берет проведение Игр под свое крыло. Генеральным секретарем оргкомитета Олимпиады 1936 в Берлине назначается Карл Дим. Меняет свои установки главный идеолог – доктор Геббельс. Игры должны стать триумфом арийской воли и средством духового сплочения граждан Третьего Рейха.

За год до начала Игр в мировой прессе появился снимок плаката в Гармиш-Партенкирхене: "Евреям здесь не место!"
Соревнования в Гармиш-Партенкирхене – начало, прелюдия Берлинской Олимпиады. Оргкомитет зимних Игр щедро субсидируется. Хозяин Олимпиады – Третий Рейх. Строительство стадиона, трамплина, катков и оборудование трасс под личным контролем фюрера. Населению Гармиша и Партенкирхена дается установка: объединиться в один город и демонстрировать сердечное гостеприимство. Наказ киностудиям: каждый день Олимпиады – немедленно на экран. На всю Германию.

Радоваться бы такому размаху! С финансовыми проблемами зимних Олимпиад покончено.

Но за год до начала Игр в мировой прессе появился снимок плаката в Гармиш-Партенкирхене: "Евреям здесь не место!" Антисемитские настроения и программы фюрера не были секретом. Но такое – накануне олимпийского праздника? Тут бы и дать бесноватому фюреру от ворот поворот. Увы, Байе-Латур ограничился обещанием властей "оградить Олимпиаду от пропаганды политического, расового, национального и религиозного характера". В хоккейную сборную Германии показательно включили еврея Рудольфа Баля.

Из биографии Анри Байе-Латура на официальном сайте МОК:

К началу Игр в Гармише и Партенкирхене возле туалетов были вывешены таблички: "Собакам и евреям вход воспрещен".
Президент МОК граф Анри де Байе-Латур при встрече с Гитлером заявил:
– Господин канцлер, таблички с подобными надписями противоречат олимпийским традициям.
В ответ Гитлер заметил:
– Господин президент, когда вас приглашают в гости, вы ведь не учите хозяев, как смотреть за домом, не так ли?
На что Байе-Латур ответил:
– Простите, канцлер, но когда флаг с пятью кольцами вывешивается на стадионе – это уже не Германия. Это Олимпия, и мы в ней хозяева.
Таблички были убраны.

Первые "государственные Игры" произвели необходимый эффект. Количество стран-участниц – 28. Рекорд. Не представлена только Африка. Чисто спортсменов-участников – 668. Рекорд. Комплекты медалей – 17. Тоже рекорд. Рекордным оказался и рывок команды Германии в неофициальном командном зачете – с восьмого на второе место.

На пьедестале почета трехкратная олимпийская чемпионка порадовала Гитлера нацистским приветствием
Лучшими стали норвежцы. Герой Игр – норвежский конькобежец Ивар Баллангруд. Чемпион Игр в Санкт-Морице, трижды серебряный призер в Лейк-Плэсиде здесь завоевал золото в беге на 500, 1500 и 10000 метров, и был вторым на дистанции 1500 метров.

Погода благоприятствовала организаторам. На трибунах – аншлаг. Благодаря усилиям кинематографистов, число зрителей превысило миллион. Заметим, что иностранным корреспондентам пользоваться кино- и фотокамерами было запрещено.

Гитлер не только присутствовал на состязаниях, но и одаривал вниманием фаворитов. В резиденцию фюрера на чашечку кофе была приглашена фигуристка Соня Хени. На пьедестале почета трехкратная олимпийская чемпионка порадовала Гитлера нацистским приветствием. (После войны норвежцы припомнят Соне этот жест). Воодушевленный встречей с вождем, немецкий горнолыжник Франц Пфнюр сразу объявил о своем решении вступить в ряды СС.

Словом, прелюдия вполне состоялась. Впервые на зимних Играх был зажжен олимпийский огонь. Это тоже была прелюдия предстоящей летом огненной эстафеты из Эллады.

Известно, что аппетит приходит во время еды. После Олимпийских состязаний в Гармиш-Партенкирхене и Берлине новым членам МОК для Германии было поручено серьезное дело. Место античных состязаний – Олимпия. А вот хозяином всех будущих Игр должен был стать Третий Рейх. Вот так…

Гармиш-Партенкирхен прославился. На долгие годы. Недавно НОК Германии рассматривал вопрос о выдвижении города Мюнхена в число претендентов на проведение зимних Игр 2022 года. Гармиш-Партенкирхен – рядом. Модернизация объектов – дело не особо затратное.

Ан нет! Референдум показал, что, гордясь достойным прошлым, немцы не намерены подвергать экологию Альп новым олимпийским нагрузкам.