Как вербуются выходцы из бывших советских республик Центральной Азии для участия в боевых действиях в Сирии
По данным американских аналитиков, в войне против режима президента Сирии Башара Асада участвуют от шести до восьми тысяч граждан иностранных государств. В последнее время значительно увеличилось количество выходцев из стран Центральноазиатского региона, которых вербуют активисты салафитских организаций.
Жительница расположенного в южной Киргизии узбекского села Сузак видела своего сына в последний раз два года назад, когда он вместе с пятью товарищами отправился в Россию на заработки. Однако недавно она узнала, что все шестеро молодых людей примкнули к "Аль-Каиде" и воюют в Сирии против режима Башара Асада:
- Через месяц после отъезда он прислал деньги. Потом исчез. Последний раз он звонил месяцев пять назад. Высветился очень длинный номер. Когда мы попытались по нему позвонить, никто не ответил. Потом мы попросили полицию – службу безопасности – нам помочь. Мы дали им номер, с которого он звонил и сказал «я вернусь». Вот и все.
Родители тех, кто звонил им из Сирии, обратились в Государственный комитет национальной безопасности Киргизии. Они не знают, где находятся их сыновья, очень боятся, что они погибли. И требуют объяснить, как жители маленьких киргизских селений оказались в Сирии и участвуют там в гражданской войне.
Киргизские власти сообщили Радио Свобода, что, согласно выводам их расследования, шестеро упомянутых выше молодых людей были завербованы в Москве русскоговорящими салафитами (радикальными мусульманами-суннитами), выходцами с Северного Кавказа, и переправлены через Турцию в Сирию. Однако это лишь одна из ветвей международной сети по набору добровольцев в исламитские группировки, действующей по всему миру.
Ведущий специалист исследовательского центра Rand Corporation Майкл Дженкинс заявил на слушаниях в Конгрессе США в ноябре, что в Сирии сейчас воюют от шести до восьми тысяч иностранцев. По словам Дженкинса, большинство из них – граждане соседних с Сирией арабских государств. Однако есть представители и африканских, и европейских стран:
- Среди тех, кто уличен в связях с Аль-Каидой, большинство получало денежное довольствие от частных доноров – в основном из монархий Персидского залива. Это обычно очень обеспеченные люди.
Представителей стран Центральной Азии в Сирии воюет относительно немного. Однако в этом году их число довольно сильно увеличилось – особенно в таких салафитских джихадистских группировках, как "Джабат эн-Нусра".
Эксперты из Киргизии и Казахстана считают, что вербовка ведется прежде всего среди безработных и недовольных властями людей. Власти России и центральноазиатских государств напрямую обвиняют в привлечении молодежи под знамена "Аль-Каиды" известные салафитские группировки "Хизб ут-Тахрир" и "Таблик Джамаат". Однако эти группировки публично отвергают свою связь с суннитскими джихадистами в Сирии.
Джэйкоб Цзенн, эксперт по проблемам борьбы с терроризмом Джеймстаунского фонда в Вашингтоне, не считает доказанным тот факт, что салафиты, воющие в Сирии, связаны с "Аль-Каидой":
- Я совсем не уверен, что "Хизб ут-Тахрир№ имеет отношение к насилию. Практически нет свидетельств того, что эта группировка совершает вооруженные нападения, хотя правительства разных стран и обвиняют ее в этом.
Цзенн, который также выступал на слушаниях в Конгрессе, отметил разницу между идеологами салафитов и экстремистски настроенными джихадистами. Однако он согласен с тем, что принятие салафитской идеологии – первый шаг на пути к вступлению в "Аль-Каиду":
- Схема такова: людей пытаются заинтересовать в идеологии салафитов, а затем убедить в том, что эта идеология должна распространиться по всему миру. Если говорить о таких группировках как "Хизб ут-Тахрир" и похожей на нее "Таблик Джамаат", то очевидно, что привлечение к людей к салафитской идеологии упрощает для джихадистов вербовку. Потому что первый шаг на пути превращения людей в боевиков уже сделан.
По словам Джейкоба Цзенна, салафиты действительно проникли в Киргизию, однако граждане государств Центральной Азии обычно вербуются после поездок в населенные преимущественно суннитами страны Персидского залива, Турцию, Афганистан, Пакистан или даже Россию.
Житель южного Казахстана Оринбасар Каматаев считает, что именно это случилось и с его сыном Нурланом. Каматаев был поражен, когда увидел своих внуков на видео, выложенном в интернете воющими в Сирии джихадистами-казахами. Еще несколько лет назад, отмечает он, Нурлан не был особенно религиозен. Однако после того, как алма-атинская строительная фирма, где он работал, разорилась, он примкнул к салафитам, чья деятельность неподконтрольна казахстанским властям:
- Его поведение изменилось всего за два-три месяца. Если не ошибаюсь, это случилось в 2012 году. Он начал молиться, не выпускал из рук Коран. Я отругал его, сказал: «Прекрати! Если хочешь, можешь молиться. На зачем делать это днем и ночью? Ты муллой стать хочешь?». Он ответил, что раньше был неудачником, а сейчас поверил в Бога. С тех пор он отказался разговаривать со мной и постепенно прервал с нами всякое общение.
Оринбасар Каматаев рассказывает, что Нурлан перебрался на Ближний Восток вместе с женой и тремя детьми после того, как салафиты помогли ему найти там работу. Все кончилось тем, что внуки Каматаева оказались на видео "Аль-Каиды", снятом в Сирии. Подобные истории можно услышать из уст десятков других родственников казахов-джихадистов. Поводами для отъезда в Турцию, Саудовскую Аравию или Катар обычно бывают отсутствие работы или необходимость «продолжить религиозное образование».
Путь в Сирию экстремистов из Исламского движения Узбекистана складывается несколько по-другому. До 2011 года Равшан воевал в Афганистане вместе с пакистанскими талибами. Но после начала гражданской войны в Сирии ему перестало нравиться вести борьбу против пакистанских солдат, большинство из которых, как и он, мусульмане-сунниты. В интервью Радио Свобода он рассказал, что предпочел воевать в Сирии против алавитов и шиитов, которых он считает «нечистыми мусульманами». Он был быстро завербован "Аль-Каидой" после приезда в Турцию. В бою под Алеппо в июле этого года Равшан потерял ногу и теперь живет в Турции.
Аналогичные истории рассказали Радио Свобода еще несколько бывших бойцов Исламского движения Узбекистана, завербованных на турецкой территории. По их словам, салафиты вышли на них через интернет. Подобным образом осуществляются первые контакты с потенциальными добровольцами в Европе, Северной Америке и Центральной Азии.
Жительница расположенного в южной Киргизии узбекского села Сузак видела своего сына в последний раз два года назад, когда он вместе с пятью товарищами отправился в Россию на заработки. Однако недавно она узнала, что все шестеро молодых людей примкнули к "Аль-Каиде" и воюют в Сирии против режима Башара Асада:
Родители тех, кто звонил им из Сирии, обратились в Государственный комитет национальной безопасности Киргизии. Они не знают, где находятся их сыновья, очень боятся, что они погибли. И требуют объяснить, как жители маленьких киргизских селений оказались в Сирии и участвуют там в гражданской войне.
Киргизские власти сообщили Радио Свобода, что, согласно выводам их расследования, шестеро упомянутых выше молодых людей были завербованы в Москве русскоговорящими салафитами (радикальными мусульманами-суннитами), выходцами с Северного Кавказа, и переправлены через Турцию в Сирию. Однако это лишь одна из ветвей международной сети по набору добровольцев в исламитские группировки, действующей по всему миру.
"Одна из растущих тенденций заключается в том, чтобы заинтересовать людей в идеологии салафитов, а затем убедить их в том, что эта идеология должна распространиться по всему миру. Если говорить о таких группировках как Хизбут-Тахрир и похожей на нее Таблик Джамаат , то очевидно, что привлечение к людей к салафитской идеологии позже упрощает для джихадистов вербовку. Потому что первый шаг на пути превращения людей в боевиков уже сделан."
- Среди тех, кто уличен в связях с Аль-Каидой, большинство получало денежное довольствие от частных доноров – в основном из монархий Персидского залива. Это обычно очень обеспеченные люди.
Представителей стран Центральной Азии в Сирии воюет относительно немного. Однако в этом году их число довольно сильно увеличилось – особенно в таких салафитских джихадистских группировках, как "Джабат эн-Нусра".
Эксперты из Киргизии и Казахстана считают, что вербовка ведется прежде всего среди безработных и недовольных властями людей. Власти России и центральноазиатских государств напрямую обвиняют в привлечении молодежи под знамена "Аль-Каиды" известные салафитские группировки "Хизб ут-Тахрир" и "Таблик Джамаат". Однако эти группировки публично отвергают свою связь с суннитскими джихадистами в Сирии.
Джэйкоб Цзенн, эксперт по проблемам борьбы с терроризмом Джеймстаунского фонда в Вашингтоне, не считает доказанным тот факт, что салафиты, воющие в Сирии, связаны с "Аль-Каидой":
- Я совсем не уверен, что "Хизб ут-Тахрир№ имеет отношение к насилию. Практически нет свидетельств того, что эта группировка совершает вооруженные нападения, хотя правительства разных стран и обвиняют ее в этом.
Цзенн, который также выступал на слушаниях в Конгрессе, отметил разницу между идеологами салафитов и экстремистски настроенными джихадистами. Однако он согласен с тем, что принятие салафитской идеологии – первый шаг на пути к вступлению в "Аль-Каиду":
- Схема такова: людей пытаются заинтересовать в идеологии салафитов, а затем убедить в том, что эта идеология должна распространиться по всему миру. Если говорить о таких группировках как "Хизб ут-Тахрир" и похожей на нее "Таблик Джамаат", то очевидно, что привлечение к людей к салафитской идеологии упрощает для джихадистов вербовку. Потому что первый шаг на пути превращения людей в боевиков уже сделан.
По словам Джейкоба Цзенна, салафиты действительно проникли в Киргизию, однако граждане государств Центральной Азии обычно вербуются после поездок в населенные преимущественно суннитами страны Персидского залива, Турцию, Афганистан, Пакистан или даже Россию.
Житель южного Казахстана Оринбасар Каматаев считает, что именно это случилось и с его сыном Нурланом. Каматаев был поражен, когда увидел своих внуков на видео, выложенном в интернете воющими в Сирии джихадистами-казахами. Еще несколько лет назад, отмечает он, Нурлан не был особенно религиозен. Однако после того, как алма-атинская строительная фирма, где он работал, разорилась, он примкнул к салафитам, чья деятельность неподконтрольна казахстанским властям:
- Его поведение изменилось всего за два-три месяца. Если не ошибаюсь, это случилось в 2012 году. Он начал молиться, не выпускал из рук Коран. Я отругал его, сказал: «Прекрати! Если хочешь, можешь молиться. На зачем делать это днем и ночью? Ты муллой стать хочешь?». Он ответил, что раньше был неудачником, а сейчас поверил в Бога. С тех пор он отказался разговаривать со мной и постепенно прервал с нами всякое общение.
Оринбасар Каматаев рассказывает, что Нурлан перебрался на Ближний Восток вместе с женой и тремя детьми после того, как салафиты помогли ему найти там работу. Все кончилось тем, что внуки Каматаева оказались на видео "Аль-Каиды", снятом в Сирии. Подобные истории можно услышать из уст десятков других родственников казахов-джихадистов. Поводами для отъезда в Турцию, Саудовскую Аравию или Катар обычно бывают отсутствие работы или необходимость «продолжить религиозное образование».
Путь в Сирию экстремистов из Исламского движения Узбекистана складывается несколько по-другому. До 2011 года Равшан воевал в Афганистане вместе с пакистанскими талибами. Но после начала гражданской войны в Сирии ему перестало нравиться вести борьбу против пакистанских солдат, большинство из которых, как и он, мусульмане-сунниты. В интервью Радио Свобода он рассказал, что предпочел воевать в Сирии против алавитов и шиитов, которых он считает «нечистыми мусульманами». Он был быстро завербован "Аль-Каидой" после приезда в Турцию. В бою под Алеппо в июле этого года Равшан потерял ногу и теперь живет в Турции.
Аналогичные истории рассказали Радио Свобода еще несколько бывших бойцов Исламского движения Узбекистана, завербованных на турецкой территории. По их словам, салафиты вышли на них через интернет. Подобным образом осуществляются первые контакты с потенциальными добровольцами в Европе, Северной Америке и Центральной Азии.