В Нидерландах отменен закон о запрете богохульства
"Если Господь вновь обретет Живое Тело, то вернется он во плоти осла, способный выговорить лишь отдельные слоги, непризнанным, осмеянный, побитый, но я пойму его и немедленно лягу с ним в постель, лишь только перевязав ему копытца, чтобы не слишком пораниться, когда он забьётся, кончая". Так в середине 60-х годов прошлого века описал второе пришествие в журнале для геев писатель Герард Реве, ярчайшая звезда нидерландского, да и мирового литературного пантеона. В 1966–1968 годах Реве судили за богохульство, в конце концов он был оправдан. Ослиный процесс стал последним случаем правоприменения статьи 147-й нидерландского уголовного кодекса о богохульстве. На этой неделе нидерландский Сенат большинством голосов закон о запрете на богохульство отменил. Отныне богохульство даже де-юре больше не является в Нидерландах преступлением.
Вот уже несколько десятков лет статья 147-я была, как это называют в Нидерландах, "мертвой буквой закона", то есть не применялась. Тем не менее присутствие в составе коалиционных правительств конфессиональных партий не давало вычеркнуть ее из Уголовного кодекса. После того как в 2004 году в центре Амстердама исламский фанатик убил режиссера Тео ван Гога за антиисламские фильмы, тогдашний министр юстиции от партии христианских демократов Пит Хайн Доннер призывал реанимировать уголовную ответственность за богохульство в качестве превентивной меры против радикализации мусульман. Светские партии, в особенности демократическая партия D66 и социалисты, наоборот, давно выступали за полную отмену закона, который, по их мнению, фактически предоставлял верующим большую правовую защиту от оскорблений, чем атеистам, и ограничивал свободу мнений. Законопроект об отмене запрета на богохульство был подготовлен депутатом от партии D66 Борисом ван дер Хамом около девяти лет назад, и все эти годы обсуждался в парламенте. Наконец, в апреле этого года, уже после ухода автора законопроекта из депутатов, за полную отмену статьи 147 проголосовало подавляющее большинство членов нижней палаты.
В роли убежденного сторонника закона выступил сенатор Рул Каупер из партии "Христианский союз". По его словам, запрет на богохульство являлся своеобразной защитой общества от внутренних потрясений, платформой объединения выходцев из разных культур. Аргументы Каупера его коллег-сенаторов не переубедили. Во вторник 49 из них проголосовали за отмену закона, 21 – против.
Статья о богохульстве (или, если дословно переводить название статьи, "о хулящем кощунстве") была введена в Нидерландах в 1932 году в ответ на антирелигиозную сатиру в местном коммунистическом журнале. С тех пор за "оскорбление религиозных чувств через хулящее кощунство" предусматривался денежный штраф средней категории или лишение свободы сроком до трех месяцев.
В наше время различные общественные организации несколько раз безуспешно призывали применить закон о запрете на богохульство, например, против того же Тео ван Гога (в 1995 году) или против Объединения в защиту животных, которое в 2002 году провело кампанию против употребления мяса диких животных за рождественским обедом. На плакатах была изображена Дева Мария с мертвым кроликом на руках.
В правящей коалиции отмену статьи в целом поддержали. Либеральная партия премьера Марка Рютте (Народная партия за свободу и демократию) объявила голосование по статье свободным личным выбором каждого члена партии, партнер по коалиции – Партия труда единогласно выступила за отправку закона о богохульстве в мусорную корзину. Правительство дало зеленый свет на отмену устаревшего закона с оговоркой, что Сенат должен предусмотреть защиту верующих в существующем законодательстве. В нидерландском уголовном кодексе есть еще статья 137, которая предусматривает наказание сроком до двух лет за публичное умышленное оскорбление на основе расовой, религиозной принадлежности, жизненных убеждений, гетеро- или гомосексуальной ориентации или физической, психической или умственной неспособности. "Все группы уже перечислены в этой статье", – объяснил инициатор отмены запрета на богохульство Борис ван дер Хам в эфире ток-шоу Pauw & Witteman на первом канале нидерландского телевидения. "В 1932 году зачем-то решили вести отдельную, дополнительную статью для защиты только верующих".
Об общественной реакции на отмену закона о богохульстве судить пока сложно. Однозначно одно: сама отмена этого рудимента в законодательстве, сколь бы символичной она ни была, не выплеснула почти никаких комментариев на страницы газет и теле- и компьютерные экраны, за исключением официальных комментариев политиков. Напрашивается вывод, что исчезновение запрета на богохульство воспринимается всеми как нечто само собой разумеющееся.
В 1966 году в романе "Ближе к Тебе" Герард Реве писал:
"Сам Бог явится ко мне в обличьи Осла-одногодки серого мышиного окраса, и подойдет к двери, и позвонит, и скажет:
– Герард, слушай вот в этой твоей книге – знаешь, в некоторых местах Я просто не мог удержаться от слез.
– Мой Господин и мой Бог! Да будет прославлено Имя Твое в Вечности! Я так бесконечно люблю Тебя, – попытаюсь я сказать, но, не проговорив и половины, разрыдаюсь, и начну Его целовать, и тянуть в дом, и после жутких проблем с карабканьем по лестнице я все-таки затащу его в спальню наверху и буду долго иметь его, три раза подряд, в Его Тайные Отверстия, и дам Ему потом подарочный экземпляр, не брошюрку какую-нибудь, а переплетенную книгу – нечего скупиться и жаться – с посвящением: "Бесконечному. Без слов".
Вот уже несколько десятков лет статья 147-я была, как это называют в Нидерландах, "мертвой буквой закона", то есть не применялась. Тем не менее присутствие в составе коалиционных правительств конфессиональных партий не давало вычеркнуть ее из Уголовного кодекса. После того как в 2004 году в центре Амстердама исламский фанатик убил режиссера Тео ван Гога за антиисламские фильмы, тогдашний министр юстиции от партии христианских демократов Пит Хайн Доннер призывал реанимировать уголовную ответственность за богохульство в качестве превентивной меры против радикализации мусульман. Светские партии, в особенности демократическая партия D66 и социалисты, наоборот, давно выступали за полную отмену закона, который, по их мнению, фактически предоставлял верующим большую правовую защиту от оскорблений, чем атеистам, и ограничивал свободу мнений. Законопроект об отмене запрета на богохульство был подготовлен депутатом от партии D66 Борисом ван дер Хамом около девяти лет назад, и все эти годы обсуждался в парламенте. Наконец, в апреле этого года, уже после ухода автора законопроекта из депутатов, за полную отмену статьи 147 проголосовало подавляющее большинство членов нижней палаты.
В роли убежденного сторонника закона выступил сенатор Рул Каупер из партии "Христианский союз". По его словам, запрет на богохульство являлся своеобразной защитой общества от внутренних потрясений, платформой объединения выходцев из разных культур. Аргументы Каупера его коллег-сенаторов не переубедили. Во вторник 49 из них проголосовали за отмену закона, 21 – против.
Статья о богохульстве (или, если дословно переводить название статьи, "о хулящем кощунстве") была введена в Нидерландах в 1932 году в ответ на антирелигиозную сатиру в местном коммунистическом журнале. С тех пор за "оскорбление религиозных чувств через хулящее кощунство" предусматривался денежный штраф средней категории или лишение свободы сроком до трех месяцев.
В наше время различные общественные организации несколько раз безуспешно призывали применить закон о запрете на богохульство, например, против того же Тео ван Гога (в 1995 году) или против Объединения в защиту животных, которое в 2002 году провело кампанию против употребления мяса диких животных за рождественским обедом. На плакатах была изображена Дева Мария с мертвым кроликом на руках.
В правящей коалиции отмену статьи в целом поддержали. Либеральная партия премьера Марка Рютте (Народная партия за свободу и демократию) объявила голосование по статье свободным личным выбором каждого члена партии, партнер по коалиции – Партия труда единогласно выступила за отправку закона о богохульстве в мусорную корзину. Правительство дало зеленый свет на отмену устаревшего закона с оговоркой, что Сенат должен предусмотреть защиту верующих в существующем законодательстве. В нидерландском уголовном кодексе есть еще статья 137, которая предусматривает наказание сроком до двух лет за публичное умышленное оскорбление на основе расовой, религиозной принадлежности, жизненных убеждений, гетеро- или гомосексуальной ориентации или физической, психической или умственной неспособности. "Все группы уже перечислены в этой статье", – объяснил инициатор отмены запрета на богохульство Борис ван дер Хам в эфире ток-шоу Pauw & Witteman на первом канале нидерландского телевидения. "В 1932 году зачем-то решили вести отдельную, дополнительную статью для защиты только верующих".
Об общественной реакции на отмену закона о богохульстве судить пока сложно. Однозначно одно: сама отмена этого рудимента в законодательстве, сколь бы символичной она ни была, не выплеснула почти никаких комментариев на страницы газет и теле- и компьютерные экраны, за исключением официальных комментариев политиков. Напрашивается вывод, что исчезновение запрета на богохульство воспринимается всеми как нечто само собой разумеющееся.
В 1966 году в романе "Ближе к Тебе" Герард Реве писал:
"Сам Бог явится ко мне в обличьи Осла-одногодки серого мышиного окраса, и подойдет к двери, и позвонит, и скажет:
– Герард, слушай вот в этой твоей книге – знаешь, в некоторых местах Я просто не мог удержаться от слез.
– Мой Господин и мой Бог! Да будет прославлено Имя Твое в Вечности! Я так бесконечно люблю Тебя, – попытаюсь я сказать, но, не проговорив и половины, разрыдаюсь, и начну Его целовать, и тянуть в дом, и после жутких проблем с карабканьем по лестнице я все-таки затащу его в спальню наверху и буду долго иметь его, три раза подряд, в Его Тайные Отверстия, и дам Ему потом подарочный экземпляр, не брошюрку какую-нибудь, а переплетенную книгу – нечего скупиться и жаться – с посвящением: "Бесконечному. Без слов".