После проволочек, изменений проекта и дискуссий в Париже объявили о начале строительства духовно-культурного российского центра
Новый проект русского православного храма в центре Парижа неподалеку от Эйфелевой башни сильно отличается от прежней архитектурной концепции: он гораздо менее броский и имеет больший потенциал органично вписаться в архитектурный ансамбль набережной Сены.
Концепция, предложенная именитым французским архитектором Жан-Мишелем Вильмоттом, сменила проект испанского мастера Мануэля Нуньеса-Яновского. На презентации проекта в резиденции российского посла в Париже управляющий делами президента РФ Владимир Кожин сообщил, что это произошло не по инициативе Москвы: "Я встречался с господином Яновским много раз, считаю его талантливым и профессиональным архитектором. То, что его проект не реализован, было решением властей Франции, а не Российской Федерации. Что касается правовой стороны дела, все обязательства российской стороны по отношению к господину Яновскому – с точки зрения финансовых и иных обязательств по контракту – были выполнены на сто процентов. Поэтому я считаю, что ни по российскому, ни по французскому законодательству, у господина Яновского нет оснований для иска. На мой взгляд, поданный им иск скорее эмоциональное решение".
Иск, в срочном порядке поданный Яновским в связи с тем, что россияне расторгли контракт, отклонен судом высшей инстанции, но агентство архитектора – Sade – сразу подало апелляцию и затеяло более обширную судебную тяжбу. Жалоба в совет Союза архитекторов Франции на непрофессиональное поведение Жан-Мишеля Вильмотта пока также не дала результата, но истец и там опротестовал вынесенное решение.
Специализированное издание Le Moniteur цитирует Луи Фуке, адвоката Яновского. По его словам, судебное разбирательство начато также по факту негативного заключения о проекте Яновского, поданного Региональным управлением по вопросам культуры и государственным объединением специалистов в области архитектуры Les architectes des bâtiments de France.
Фуке подчеркивает: судебный иск коснется и мэра Парижа Бертрана Деланое, от которого архитектор потребует компенсации в размере 10 миллионов евро за нарушение условий конкурса. Ведь муниципалитет столицы, как утверждает адвокат, был представлен в конкурсном жюри, хотя мэр заявляет обратное. По словам Фуке, Яновский будет добиваться справедливости, даже если для этого придется требовать демонтажа уже отстроенного комплекса.
Проект Яновского стал победителем конкурса 2010 года, в котором приняли участие более сотни архитекторов из разных стран мира. Второе место в этом конкурсе занял Вильмотт. Модель русского православного центра в седьмом округе Парижа, представленная Яновским и переданная российской стороной французским властям в заявке на строительство, стала предметом бурной полемики. Мэр Парижа почти сразу высказал недовольство проектом, заявив, что он не вписывается в уникальный рельеф берегов Сены. Через несколько месяцев после подачи российской заявки стало ясно, что участникам спора договориться не удастся.
По словам Владимира Кожина, российская сторона сделала все возможное для того, чтобы не отказываться от утвержденного на конкурсе проекта, но в ноябре 2013 года настал момент, когда дальнейшее упорство могло означать провал всей затеи в целом: "Все это время мы как раз и занимались тем, что пытались адаптировать победивший проект к требованиям французских властей. В какой-то момент мы поняли, что сделать это невозможно. Это должен был быть абсолютно новый проект, потому что в противном случае Российская Федерация получила бы официальный отказ, а это поставило бы крест на всем проекте".
В итоге фотогальванический фасад с невероятных размеров прозрачной волнообразной крышей, над которой взмывают в небо пять блестящих золотом куполов, сменил более спокойный, но не менее современный фасад из характерного для парижской архитектуры белого бургундского камня. Над зданиями комплекса возвышаются, но уже не так броско, все те же пять золотых куполов, только в матовом исполнении. Духовно-культурный центр будет включать в себя не только православный храм, но и начальную школу, рассчитанную на обучение 150 детей. По словам автора проекта Жан-Мишеля Вильмотта, его цель – соблюсти канон православного храма, одновременно придав ему элегантность, присущую знаменитым архитектурным ансамблям французской столицы: "Нашей задачей было добиться наибольшего соответствия парижскому урбанизму. Мы использовали белый бургундский камень, из которого выстроен собор Парижской Богоматери. Наш принцип прост: горизонтальные линии, варьирование горизонтальной кладки камня и стекла. Это дает нам своеобразный рельеф из камня и стекла. Это придает некую мягкость всему ансамблю зданий".
Как отмечает в беседе с Радио Свобода Себастьян Шабас, журналист специализированного сетевого издания в области архитектуры и градостроения Batiactu, в том, что проект Вильмотта был выбран и утвержден без проведения повторного конкурса, нет ничего из ряда вон выходящего: "Ситуации, когда к
реализации допускают проект, занявший второе или третье место в конкурсе, случаются нередко. Бывает, что победивший проект при более пристальном рассмотрении находят не соответствующим требованиям, и тогда рассматривают второй по счету проект, понравившийся жюри и соответствующий выдвинутым критериям. Это вполне нормальный процесс, в результате которого второй или третий лучший проект, из участвовавших в конкурсе, может быть утвержден к реализации".
Какова же стоимость монументального центра, который в Кремле сравнивают по значимости с возведением во французской столице моста Александра Третьего более века тому назад? На этот вопрос ни россияне, ни французы не дают точного ответа. Кожин сообщает, что, по условиям контракта с французской стороной, стоимость участка, приобретенного Россией под строительство, не разглашается. По словам чиновника, первый этап строительно-монтажных работ, которые будет выполнять генеральный подрядчик – французский концерн Bouygues Batiment, оценивается в несколько миллионов евро и заключается в разборке старого здания метеорологической службы Франции на углу авеню Рапп и набережной Бранли на левом берегу Сены. По второму, основному этапу строительных работ российская сторона в середине января получила от Bouygues Batiment вариант контракта, и на его согласование, по мнению Кожина, понадобится некоторое время.
Во французских СМИ приводятся суммы от 60 до100 миллионов евро за участок и реализацию проекта. Себастиан Шабас считает, что назвать точную стоимость крайне сложно: "Мне бы хотелось быть свидетелем подписания контракта о первом этапе строительства, чтобы видеть расценки, но увы… Так что какие-либо оценки давать сейчас сложно. С российской стороны, в том числе со стороны посольства в Париже, не разглашались никакие суммы. Не называли их ни Жан-Мишель Вильмотт, ни представители генерального подрядчика, компании Bouygues Batiment. Окончательная цена проекта не раскрывается. Возможно, она еще и не установлена, поскольку контракт об основном этапе работ россияне еще не подписали. По этой причине что-либо точно посчитать на сегодняшний день практически невозможно".
Российские власти обещают не затягивать строительство и уложиться в два года. По мнению журналиста, учитывая расположение участка и его близость, с одной стороны, к жилым зданиям, а с другой – к оживленным транспортным магистралям, этот срок необходимо сократить до минимума, чтобы избежать недовольства обитателей престижного парижского квартала.
Концепция, предложенная именитым французским архитектором Жан-Мишелем Вильмоттом, сменила проект испанского мастера Мануэля Нуньеса-Яновского. На презентации проекта в резиденции российского посла в Париже управляющий делами президента РФ Владимир Кожин сообщил, что это произошло не по инициативе Москвы: "Я встречался с господином Яновским много раз, считаю его талантливым и профессиональным архитектором. То, что его проект не реализован, было решением властей Франции, а не Российской Федерации. Что касается правовой стороны дела, все обязательства российской стороны по отношению к господину Яновскому – с точки зрения финансовых и иных обязательств по контракту – были выполнены на сто процентов. Поэтому я считаю, что ни по российскому, ни по французскому законодательству, у господина Яновского нет оснований для иска. На мой взгляд, поданный им иск скорее эмоциональное решение".
Иск, в срочном порядке поданный Яновским в связи с тем, что россияне расторгли контракт, отклонен судом высшей инстанции, но агентство архитектора – Sade – сразу подало апелляцию и затеяло более обширную судебную тяжбу. Жалоба в совет Союза архитекторов Франции на непрофессиональное поведение Жан-Мишеля Вильмотта пока также не дала результата, но истец и там опротестовал вынесенное решение.
Фуке подчеркивает: судебный иск коснется и мэра Парижа Бертрана Деланое, от которого архитектор потребует компенсации в размере 10 миллионов евро за нарушение условий конкурса. Ведь муниципалитет столицы, как утверждает адвокат, был представлен в конкурсном жюри, хотя мэр заявляет обратное. По словам Фуке, Яновский будет добиваться справедливости, даже если для этого придется требовать демонтажа уже отстроенного комплекса.
Проект Яновского стал победителем конкурса 2010 года, в котором приняли участие более сотни архитекторов из разных стран мира. Второе место в этом конкурсе занял Вильмотт. Модель русского православного центра в седьмом округе Парижа, представленная Яновским и переданная российской стороной французским властям в заявке на строительство, стала предметом бурной полемики. Мэр Парижа почти сразу высказал недовольство проектом, заявив, что он не вписывается в уникальный рельеф берегов Сены. Через несколько месяцев после подачи российской заявки стало ясно, что участникам спора договориться не удастся.
По словам Владимира Кожина, российская сторона сделала все возможное для того, чтобы не отказываться от утвержденного на конкурсе проекта, но в ноябре 2013 года настал момент, когда дальнейшее упорство могло означать провал всей затеи в целом: "Все это время мы как раз и занимались тем, что пытались адаптировать победивший проект к требованиям французских властей. В какой-то момент мы поняли, что сделать это невозможно. Это должен был быть абсолютно новый проект, потому что в противном случае Российская Федерация получила бы официальный отказ, а это поставило бы крест на всем проекте".
В итоге фотогальванический фасад с невероятных размеров прозрачной волнообразной крышей, над которой взмывают в небо пять блестящих золотом куполов, сменил более спокойный, но не менее современный фасад из характерного для парижской архитектуры белого бургундского камня. Над зданиями комплекса возвышаются, но уже не так броско, все те же пять золотых куполов, только в матовом исполнении. Духовно-культурный центр будет включать в себя не только православный храм, но и начальную школу, рассчитанную на обучение 150 детей. По словам автора проекта Жан-Мишеля Вильмотта, его цель – соблюсти канон православного храма, одновременно придав ему элегантность, присущую знаменитым архитектурным ансамблям французской столицы: "Нашей задачей было добиться наибольшего соответствия парижскому урбанизму. Мы использовали белый бургундский камень, из которого выстроен собор Парижской Богоматери. Наш принцип прост: горизонтальные линии, варьирование горизонтальной кладки камня и стекла. Это дает нам своеобразный рельеф из камня и стекла. Это придает некую мягкость всему ансамблю зданий".
Как отмечает в беседе с Радио Свобода Себастьян Шабас, журналист специализированного сетевого издания в области архитектуры и градостроения Batiactu, в том, что проект Вильмотта был выбран и утвержден без проведения повторного конкурса, нет ничего из ряда вон выходящего: "Ситуации, когда к
Стоимость участка, приобретенного Россией под строительство, не разглашается
Какова же стоимость монументального центра, который в Кремле сравнивают по значимости с возведением во французской столице моста Александра Третьего более века тому назад? На этот вопрос ни россияне, ни французы не дают точного ответа. Кожин сообщает, что, по условиям контракта с французской стороной, стоимость участка, приобретенного Россией под строительство, не разглашается. По словам чиновника, первый этап строительно-монтажных работ, которые будет выполнять генеральный подрядчик – французский концерн Bouygues Batiment, оценивается в несколько миллионов евро и заключается в разборке старого здания метеорологической службы Франции на углу авеню Рапп и набережной Бранли на левом берегу Сены. По второму, основному этапу строительных работ российская сторона в середине января получила от Bouygues Batiment вариант контракта, и на его согласование, по мнению Кожина, понадобится некоторое время.
Во французских СМИ приводятся суммы от 60 до100 миллионов евро за участок и реализацию проекта. Себастиан Шабас считает, что назвать точную стоимость крайне сложно: "Мне бы хотелось быть свидетелем подписания контракта о первом этапе строительства, чтобы видеть расценки, но увы… Так что какие-либо оценки давать сейчас сложно. С российской стороны, в том числе со стороны посольства в Париже, не разглашались никакие суммы. Не называли их ни Жан-Мишель Вильмотт, ни представители генерального подрядчика, компании Bouygues Batiment. Окончательная цена проекта не раскрывается. Возможно, она еще и не установлена, поскольку контракт об основном этапе работ россияне еще не подписали. По этой причине что-либо точно посчитать на сегодняшний день практически невозможно".
Российские власти обещают не затягивать строительство и уложиться в два года. По мнению журналиста, учитывая расположение участка и его близость, с одной стороны, к жилым зданиям, а с другой – к оживленным транспортным магистралям, этот срок необходимо сократить до минимума, чтобы избежать недовольства обитателей престижного парижского квартала.