Очередную годовщину со дня рождения Николая Римского-Корсакова в его квартире отметят камерным исполнением оперы
Исполнилось 170 лет со дня рождения Николая Римского-Корсакова. Морской офицер и участник творческого обхъдинения "Могучая кучка", он вошел в историю отечественной музыки как автор 15 опер, 3 симфоний, кантат и многих других произведений. Римского-Корсакова считают представителем патриотического направления в русской опере.
Заведующая мемориальным музеем-квартирой Николая Римского-Корсакова в Петербурге Ирина Костенко рассказывает, что эту дату отмечает каждый год:
– Действительно, Римский-Корсаков был уникальным человеком, и талантом, и колоссальным объемом своего творчества. Он прожил 64 года, но того, что сделал, хватило бы на несколько творческих биографий. Николай Александрович окончил Морской кадетский корпус – морская профессия была традиционной для
семьи Римских-Корсаковых. В дальнейшем он – и педагог, и теоретик, и композитор, и дирижер, и редактор. Известна история 1905 года, когда он поддержал бастующих студентов, за что был уволен из Консерватории. Вместе с ним в знак протеста из Консерватории ушли многие ведущие педагоги, резонанс был огромным, сам Римский-Корсаков такого не ожидал. Он всегда был общественно активным человеком, но не народником такого толка, как, например, Модест Мусоргский. Да, Римский-Корсаков беспокоился о России, он использовал русскую тему в своем творчестве, есть и "Псковитянка", и "Садко", но все же ему больше свойственны размышления о гармонии человека и природы.
У нас в этом году проводится очень крупная международная конференция, на которой соберутся ученые из 14 стран. Мы попытаемся охватить весь масштаб творчества Римского-Корсакова, обсудить представителей его композиторской школы. В музее откроется выставка, пройдет концерт в мемориальной гостиной, мы попытаемся передать атмосферу, которая была в ней при жизни ее хозяина, пригласим потомков композитора. Там ведь всегда проходило первое исполнение его сочинений, для него важна была первая реакция аудитории, друзей и ценителей музыки. Там же исполнялась впервые опера "Моцарт и Сальери", успех был таков, что оперу сразу же исполнили еще раз. На сей раз будут петь солисты театра "Санкт-Петербург опера" в сценических костюмах.
О русской музыке Римского-Корсакова в интервью Радио Свобода размышляет московский музыковед, музыкальный критик газеты "Труд" Сергей Бирюков:
– Римский-Корсаков был человеком в высшей степени здравым и при этом в высшей степени одаренным и вдохновенным. Безусловно, "Сказание о деве Февронии и граде Китеже" – опера глубоко патриотическая, и здесь не надо объяснять про подвиги страдальцев, которые предпочли уйти вместе со своим городом в пучину, но не сдаться врагу. С другой стороны, мы можем вспомнить того же "Золотого петушка": это патриотическое произведение? В каком-то возвышенном смысле слова – безусловно, патриотическое, но пронизанное огромной иронией.
– А с чисто музыкальной, мелодической точки зрения Римский-Корсаков развивал традиции русской народной музыки?
– Да, конечно! Но нельзя так вот сказать, что Римский-Корсаков был патриот, а Чайковский, например, был космополит. Конечно, на Петра Ильича большое влияние оказали Шуман и его любимый Моцарт, но они оказали ничуть не меньшее влияние и на Римского-Корсакова, а потом на него, как и на других членов "Могучей кучки", влияли и Ференц Лист, и Рихард Вагнер. Конечно, у Римского-Корсакова есть и какие-то совершенно трепетные образцы чисто русской мелодики. Мне очень захотелось в эти минуты послушать "Псковитянку", оперу, которая немного – и незаслуженно! – обделена вниманием. Там совершенно изумительные женские образы, и эта русская тема – очень женственная, очень нежная. У Римского-Корсакова, пожалуй, наибольшая русскость проявлялась в моменты создания именно женских образов: образа Ольги, совершенно невероятной трогательности и чистоты, или образа Февронии.
– Николай Римский-Корсаков был еще и морским офицером, совершил кругосветное путешествие на российском военном бриге. Можно назвать его композитором-романтиком?
– Можно, но это была бы лишь часть правды. Можно и того же Чайковского назвать романтиком. Конечно, "Шахерезада" – романтическая сказка, овеянная романтикой Востока, морских путешествий. Скажем, "Садко" – произведение, в котором романтическая тема морских путешествий и дальних стран едва ли не центральная. В Индии Садко поет один из своих монологов, рассказывая о своей мечте – открыть море, открыть путь в океан. Римский-Корсаков показывает, как из небольшого ручейка, которое впадает в Ильмень-озеро, водный путь постепенно ведет к океану, к морю синему. Это совершенно изумительно отражено в музыке, ты буквально видишь это все.
Но я бы не сказал, что это романтическая музыка, я бы назвал это, скорее, какой-то невероятной живописностью музыки. Вот тут с Римским-Корсаковым мало кого можно сопоставить, его музыка переходит в какую-то кинематографичность. В финале "Шахерезады" есть потрясающий момент – корабль разбивается о скалы, а в Багдаде шумный восточный праздник. Как здорово композитор все показал! Там какая-то пляска, шум, веселье, и вдруг – словно камера поднялась, резко уменьшился план, и ты видишь, что этот Багдад куда-то пропал, и ты видишь шквал волн, брызги, гибнущий корабль. Это изображено в музыке, как будто снято кинокамерой.
"Шехерезада". Дирижер Валерий Гергиев
– Музыка этого автора пережила своего создателя, Римский-Корсаков – часто исполняемый популярный композитор. Есть какой-то неизвестный Римский-Корсаков или его музыкальное наследие эксплуатируется полностью?
– Римский-Корсаков много всего написал, и некоторые его вещи не слишком часто исполняются. Та же "Псковитянка" была хрустальной мечтой Евгения Светланова, он хотел на склоне жизни поставить эту оперу, с которой когда-то началась его работа в Большом театре. У него на протяжении 40 лет не было возможности поставить "Псковитянку", это была его последняя, гениальная совершенно, работа. Я бы не сказал, что эта опера достаточно часто ставится, хотя она содержит идею национального примирения, национального единения в очень сложной и спорной ситуации времен Ивана Грозного. И все замешано на прекрасной гениальной музыке. Есть и другие относительно малоизвестные оперы, есть такая теневая, но изумительная совершенно кантата на темы Гомера с просто циклопической музыкой. Чаще других, пожалуй, исполняется "Царская невеста", потому что здесь как-то все сошлось: и драма сильная, и исторический момент, и фигуры выпуклые, и изумительная музыка, – рассказал Радио Свобода музыковед Сергей Бирюков.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"
Заведующая мемориальным музеем-квартирой Николая Римского-Корсакова в Петербурге Ирина Костенко рассказывает, что эту дату отмечает каждый год:
– Действительно, Римский-Корсаков был уникальным человеком, и талантом, и колоссальным объемом своего творчества. Он прожил 64 года, но того, что сделал, хватило бы на несколько творческих биографий. Николай Александрович окончил Морской кадетский корпус – морская профессия была традиционной для
У нас в этом году проводится очень крупная международная конференция, на которой соберутся ученые из 14 стран. Мы попытаемся охватить весь масштаб творчества Римского-Корсакова, обсудить представителей его композиторской школы. В музее откроется выставка, пройдет концерт в мемориальной гостиной, мы попытаемся передать атмосферу, которая была в ней при жизни ее хозяина, пригласим потомков композитора. Там ведь всегда проходило первое исполнение его сочинений, для него важна была первая реакция аудитории, друзей и ценителей музыки. Там же исполнялась впервые опера "Моцарт и Сальери", успех был таков, что оперу сразу же исполнили еще раз. На сей раз будут петь солисты театра "Санкт-Петербург опера" в сценических костюмах.
О русской музыке Римского-Корсакова в интервью Радио Свобода размышляет московский музыковед, музыкальный критик газеты "Труд" Сергей Бирюков:
– Римский-Корсаков был человеком в высшей степени здравым и при этом в высшей степени одаренным и вдохновенным. Безусловно, "Сказание о деве Февронии и граде Китеже" – опера глубоко патриотическая, и здесь не надо объяснять про подвиги страдальцев, которые предпочли уйти вместе со своим городом в пучину, но не сдаться врагу. С другой стороны, мы можем вспомнить того же "Золотого петушка": это патриотическое произведение? В каком-то возвышенном смысле слова – безусловно, патриотическое, но пронизанное огромной иронией.
– А с чисто музыкальной, мелодической точки зрения Римский-Корсаков развивал традиции русской народной музыки?
– Николай Римский-Корсаков был еще и морским офицером, совершил кругосветное путешествие на российском военном бриге. Можно назвать его композитором-романтиком?
– Можно, но это была бы лишь часть правды. Можно и того же Чайковского назвать романтиком. Конечно, "Шахерезада" – романтическая сказка, овеянная романтикой Востока, морских путешествий. Скажем, "Садко" – произведение, в котором романтическая тема морских путешествий и дальних стран едва ли не центральная. В Индии Садко поет один из своих монологов, рассказывая о своей мечте – открыть море, открыть путь в океан. Римский-Корсаков показывает, как из небольшого ручейка, которое впадает в Ильмень-озеро, водный путь постепенно ведет к океану, к морю синему. Это совершенно изумительно отражено в музыке, ты буквально видишь это все.
Но я бы не сказал, что это романтическая музыка, я бы назвал это, скорее, какой-то невероятной живописностью музыки. Вот тут с Римским-Корсаковым мало кого можно сопоставить, его музыка переходит в какую-то кинематографичность. В финале "Шахерезады" есть потрясающий момент – корабль разбивается о скалы, а в Багдаде шумный восточный праздник. Как здорово композитор все показал! Там какая-то пляска, шум, веселье, и вдруг – словно камера поднялась, резко уменьшился план, и ты видишь, что этот Багдад куда-то пропал, и ты видишь шквал волн, брызги, гибнущий корабль. Это изображено в музыке, как будто снято кинокамерой.
"Шехерезада". Дирижер Валерий Гергиев
– Музыка этого автора пережила своего создателя, Римский-Корсаков – часто исполняемый популярный композитор. Есть какой-то неизвестный Римский-Корсаков или его музыкальное наследие эксплуатируется полностью?
– Римский-Корсаков много всего написал, и некоторые его вещи не слишком часто исполняются. Та же "Псковитянка" была хрустальной мечтой Евгения Светланова, он хотел на склоне жизни поставить эту оперу, с которой когда-то началась его работа в Большом театре. У него на протяжении 40 лет не было возможности поставить "Псковитянку", это была его последняя, гениальная совершенно, работа. Я бы не сказал, что эта опера достаточно часто ставится, хотя она содержит идею национального примирения, национального единения в очень сложной и спорной ситуации времен Ивана Грозного. И все замешано на прекрасной гениальной музыке. Есть и другие относительно малоизвестные оперы, есть такая теневая, но изумительная совершенно кантата на темы Гомера с просто циклопической музыкой. Чаще других, пожалуй, исполняется "Царская невеста", потому что здесь как-то все сошлось: и драма сильная, и исторический момент, и фигуры выпуклые, и изумительная музыка, – рассказал Радио Свобода музыковед Сергей Бирюков.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"