В Гааге закрывается саммит по ядерной безопасности, на котором "Большая семерка" обсудила ситуацию на Украине и политику России
В основной части саммита удалось достичь договоренности о том, что целых тринадцать стран избавятся от обогащенного урана, в том числе Грузия и Украина. Япония взяла на себя обязательство уничтожить свыше 300 кг обогащенного урана и плутония. Однако основная цель саммита – согласование усилий по ядерному разоружению – оказалась в тени переговоров по поискам путей разрешения кризиса на Украине и кризиса во взаимоотношениях России и Запада. Широкую огласку получило заявление британского премьера Дэвида Кэмерона о том, что летний саммит G8 в Сочи не состоится – в июне встреча вновь пройдет в рамках "Большой семерки", и не в России, а в Брюсселе.
В понедельник в Гааге лидеры "Семерки" собрались за круглым столом в резиденции голландского премьера Марка Рютте, уже после того, как завершилась официальная часть ядерного саммита. Встреча затянулась на полтора часа. Сам нидерландский премьер, поприветствовав участников заседания, покинул свою резиденцию: Нидерланды в состав "Семерки" не входят. Помимо семи основных членов (США, Германии, Франции, Канады, Великобритании, Японии и Италии) в обсуждении украинского кризиса приняли участие председатель Евросовета Херман ван Ромпей и президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. Непосредственно перед началом обсуждения Баррозу сказал:
– Я надеюсь, что эта встреча "Большой семерки" поможет усилить единство между ее членами, в частности в том, что касается однозначного осуждения недавних событий, а также подтверждения поддержки Украины. Лучшее, что мы можем сделать сегодня, – это показать, что Украина может быть единой, современной, стабильной страной. При необходимости мы также должны показать готовность прибегнуть к дальнейшим мерам, потому что случившееся неприемлемо в XXI веке. Я также хочу поприветствовать тот факт, что достигнута договоренность по допуску наблюдателей ОБСЕ на Украину. Мы были бы рады видеть и дальнейшие шаги по урегулированию. Как вам известно, ЕС продолжает настаивать на мирном разрешении ситуации путем переговоров. Так называемые санкции вводятся с единственной целью – подчеркнуть, что диалог лучше, чем подобное поведение, – сказал Баррозу.
По окончании заседания "Семерки" участники сообщили журналистам, что их основным требованием к России является участие Москвы в переговорном процессе с Киевом. Россия может быть вновь допущена к участию в "Восьмерке", если она "сменит курс". В противном случае последуют дальнейшие санкции, которые могут коснуться торговых соглашений. "Семерка" выступила с поддержкой украинского народа и призвала МВФ и правительство Киева в короткие сроки договориться о денежной помощи и реформах. В заключении было также намечено заседание глав министерств энергетики стран "Семерки", чтобы обсудить меры по повышению безопасности энергопоставок.
В одно и то же время с заседанием "Семерки" проходила неожиданно объявленная пресс-конференция министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова.
– Если наши западные партнеры считают, что этот формат себя изжил, значит, так тому и быть. Мы за него не цепляемся, – заявил глава российского МИДа. – Что касается "Восьмерки", то, знаете, "Восьмерка" – это неформальный клуб, членских билетов там никто не выписывает, никто никого оттуда выгнать не может по определению.
Лавров также выразил надежду, что "Двадцатка" продолжит существовать в неизмененном формате, и осудил инициативу Австралии исключить Россию и из этого клуба:
– По большому счету, для рассмотрения многих вопросов есть и другие форматы. Это и Совет Безопасности ООН, и "квартет" по урегулированию на Ближнем Востоке, и "шестерка" по иранской ядерной проблеме, – сказал Лавров.
Лавров еще раз повторил, что Россия не собирается захватывать восточные украинские территории. При этом он указал на то, что переход Крыма в состав России, который на Западе расценивают не иначе как аншлюс, Москва с захватом территорий также не связывает, что сделало его обещание не аннексировать восточные части Украины неоднозначным. Глава российского МИДа также осудил подписание Украиной политической части Соглашения по ассоциации с ЕС. Лавров предпочел бы, чтобы такие документы подписывались от лица Украины уже после назначенных на конец мая всенародных выборов. Впрочем, по мнению Лаврова, "трудно рассматривать подписание бумаги, которое состоялось между ЕС и Украиной, как что-либо, потому что была подписана двадцатая часть того, что имелось в виду подписать".
И все же, несмотря на эти недружелюбные слова, многие оценивают одно из событий в Гааге как сигнал возможного сдвига в сторону деэскалации конфликта. Глава МИД России согласился на встречу со своим украинским коллегой Андреем Дещицей. Впервые с начала конфликта между Украиной и Россией за столом переговоров оказались чиновники столь высокого уровня. Это именно то, к чему европейские политики пытались склонить Россию все эти недели – сесть за один стол с представителями новой украинской власти. О
встрече многократно просила украинская сторона, и впервые ее просьба была удовлетворена.
Перед разговором с Лавровым Дещица призвал Запад принять более жесткие санкции против России, но не уточнил какие. Глава украинского МИДа выразил обеспокоенность за будущее: "Украине не известны дальнейшие планы Владимира Путина", – заявил он. Дещица сообщил, что, несмотря на эвакуацию из Крыма украинских военных, Киев не собирается сдавать полуостров России и все так же стремится к мирному разрешению ситуации. Он добавил, что Украина и Россия могут продолжить жить бок о бок и даже "вместе пить водку". В связи с последним высказыванием в сети появились шутки под фотографией с гаагской встречи Лаврова и Дещицы, между которыми на столе стоит большая бутылка неопознанной прозрачной жидкости, скорее всего, воды. Блогеры высказывают мнение, что, если бы голландцы действительно догадались поставить на стол водку, проблема бы испарилась.
После переговоров в рамках саммита и "Семерки" лидеры государств направились в королевский дворец Paleis Huis ten Bosch на ужин в компании Короля Нидерландов Виллема Александра.
Тем временем американский Сенат предварительно одобрил законопроект о предоставлении финансовой помощи Украине, в окончательный текст закона может быть включено положение о введении санкций против «Рособоронэкспорта». Есть предложения о безотлагательной отмене запрета на экспорт нефти и газа в страны-члены НАТО.
Бывший посол США в России Майкл Макфол, один из отцов политики «перезагрузки», в интервью газете the New York Times призвал отказаться от сотрудничества с Москвой и перейти к стратегии изоляции нынешнего «российского режима». Резкая смена взглядов бывшего посла относительно возможности сотрудничества с Россией, скорее всего, отражает эволюцию взглядов администрации Обамы, эволюцию, которая может привести к затяжному противостоянию США и России, считает собеседник Радио Свобода профессор Марк Катц из университета Джорджа Мэйсона:
- То, что сейчас происходит, я думаю, явилось шоком для администрации Барака Обамы. Когда Обама пришел в Белый Дом, то он, исходя из искренних побуждений, предложил России сотрудничество и честно следовал своему слову. А в результате администрация Обамы оказалась выставленной, мягко говоря, в роли наивного простака. Путин подтверждает правоту республиканцев, в том числе, Ромни. Он сделал памятное предупреждение, во время предвыборной кампании о том, что Россия является главным геополитическим противником США. Обама высмеял это заявление. Теперь президент выставлен не в самом благоприятном для себя свете внутри Соединенных Штатов. Я не исключаю, что он будет вынужден прибегнуть к жестким мерам воздействия на Россию и в силу внутриполитической необходимости, и поскольку этого требует имидж внутри страны.
- С вашей точки зрения, как далеко может зайти Барак Обама? Ведь он объявил о том, что уже существующие президентские указы дают право введения разного рода санкций против российских предприятий и банков?
- Любопытно, что в том, что касается санкций против Ирана, президент Обама, как ни парадоксально, действовал гораздо решительнее своих предшественников. Такое ощущение, что ему нравятся санкции, как политический инструмент. Инструмент, сравнительно простой, бескровный. За пять с лишним лет правления он не продемонстрировал никакого желания прибегнуть к военной силе, но он любит санкции. Интересно, что это любимый способ выражения недовольства для движения за права человека в США, участником которого Барак Обама был долгое время. Мало того, ему может быть привлекательна сама идея «умных санкций», которые точечно ударят лишь по избранным целям и не отразятся на всех россиянах. Санкции удобны и как средство предупреждения. Белый Дом дает знать, что если мы увидим российские войска в Восточной Украине или в Приднестровье, то финансовое и экономическое давление на российские власти возрастет, - говорит Марк Катц профессор университета имени Джорджа Мэйсона.
С такой точкой зрения, судя по всему, согласен сам Майкл Макфол. В понедельник во время пресс-конференции, организованной нью-йоркским Советом по международным отношениям, он дал следующую интерпретацию стратегии Белого Дома:
- Заставят ли эти санкции русских отказаться от Крыма? Я думаю, очевидным будет ответ: нет. Санкции задуманы с целью заставить виновных заплатить цену за крымскую акцию, их целью не является попытка изменить поведение этих людей, говорит Майкл Макфол. – Но перед отъездом в Европу президент Обама пояснил, что он подписал еще один указ, который позволяет вводить санкции против предприятий и целых секторов российской экономики. Президент предупреждает и даже угрожает, что он прибегнет к дальнейшим санкциям в случае продолжения агрессии против Украины и Восточной Европы. На мой взгляд, цель этих новых санкций – предотвратить дальнейшую эскалацию напряженности в Восточной Украине, - считает Макфол.
В понедельник в Гааге лидеры "Семерки" собрались за круглым столом в резиденции голландского премьера Марка Рютте, уже после того, как завершилась официальная часть ядерного саммита. Встреча затянулась на полтора часа. Сам нидерландский премьер, поприветствовав участников заседания, покинул свою резиденцию: Нидерланды в состав "Семерки" не входят. Помимо семи основных членов (США, Германии, Франции, Канады, Великобритании, Японии и Италии) в обсуждении украинского кризиса приняли участие председатель Евросовета Херман ван Ромпей и президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. Непосредственно перед началом обсуждения Баррозу сказал:
По окончании заседания "Семерки" участники сообщили журналистам, что их основным требованием к России является участие Москвы в переговорном процессе с Киевом. Россия может быть вновь допущена к участию в "Восьмерке", если она "сменит курс". В противном случае последуют дальнейшие санкции, которые могут коснуться торговых соглашений. "Семерка" выступила с поддержкой украинского народа и призвала МВФ и правительство Киева в короткие сроки договориться о денежной помощи и реформах. В заключении было также намечено заседание глав министерств энергетики стран "Семерки", чтобы обсудить меры по повышению безопасности энергопоставок.
В одно и то же время с заседанием "Семерки" проходила неожиданно объявленная пресс-конференция министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова.
– Если наши западные партнеры считают, что этот формат себя изжил, значит, так тому и быть. Мы за него не цепляемся, – заявил глава российского МИДа. – Что касается "Восьмерки", то, знаете, "Восьмерка" – это неформальный клуб, членских билетов там никто не выписывает, никто никого оттуда выгнать не может по определению.
Лавров также выразил надежду, что "Двадцатка" продолжит существовать в неизмененном формате, и осудил инициативу Австралии исключить Россию и из этого клуба:
– По большому счету, для рассмотрения многих вопросов есть и другие форматы. Это и Совет Безопасности ООН, и "квартет" по урегулированию на Ближнем Востоке, и "шестерка" по иранской ядерной проблеме, – сказал Лавров.
Лавров еще раз повторил, что Россия не собирается захватывать восточные украинские территории. При этом он указал на то, что переход Крыма в состав России, который на Западе расценивают не иначе как аншлюс, Москва с захватом территорий также не связывает, что сделало его обещание не аннексировать восточные части Украины неоднозначным. Глава российского МИДа также осудил подписание Украиной политической части Соглашения по ассоциации с ЕС. Лавров предпочел бы, чтобы такие документы подписывались от лица Украины уже после назначенных на конец мая всенародных выборов. Впрочем, по мнению Лаврова, "трудно рассматривать подписание бумаги, которое состоялось между ЕС и Украиной, как что-либо, потому что была подписана двадцатая часть того, что имелось в виду подписать".
встрече многократно просила украинская сторона, и впервые ее просьба была удовлетворена.
После переговоров в рамках саммита и "Семерки" лидеры государств направились в королевский дворец Paleis Huis ten Bosch на ужин в компании Короля Нидерландов Виллема Александра.
Тем временем американский Сенат предварительно одобрил законопроект о предоставлении финансовой помощи Украине, в окончательный текст закона может быть включено положение о введении санкций против «Рособоронэкспорта». Есть предложения о безотлагательной отмене запрета на экспорт нефти и газа в страны-члены НАТО.
Бывший посол США в России Майкл Макфол, один из отцов политики «перезагрузки», в интервью газете the New York Times призвал отказаться от сотрудничества с Москвой и перейти к стратегии изоляции нынешнего «российского режима». Резкая смена взглядов бывшего посла относительно возможности сотрудничества с Россией, скорее всего, отражает эволюцию взглядов администрации Обамы, эволюцию, которая может привести к затяжному противостоянию США и России, считает собеседник Радио Свобода профессор Марк Катц из университета Джорджа Мэйсона:
- То, что сейчас происходит, я думаю, явилось шоком для администрации Барака Обамы. Когда Обама пришел в Белый Дом, то он, исходя из искренних побуждений, предложил России сотрудничество и честно следовал своему слову. А в результате администрация Обамы оказалась выставленной, мягко говоря, в роли наивного простака. Путин подтверждает правоту республиканцев, в том числе, Ромни. Он сделал памятное предупреждение, во время предвыборной кампании о том, что Россия является главным геополитическим противником США. Обама высмеял это заявление. Теперь президент выставлен не в самом благоприятном для себя свете внутри Соединенных Штатов. Я не исключаю, что он будет вынужден прибегнуть к жестким мерам воздействия на Россию и в силу внутриполитической необходимости, и поскольку этого требует имидж внутри страны.
- С вашей точки зрения, как далеко может зайти Барак Обама? Ведь он объявил о том, что уже существующие президентские указы дают право введения разного рода санкций против российских предприятий и банков?
- Любопытно, что в том, что касается санкций против Ирана, президент Обама, как ни парадоксально, действовал гораздо решительнее своих предшественников. Такое ощущение, что ему нравятся санкции, как политический инструмент. Инструмент, сравнительно простой, бескровный. За пять с лишним лет правления он не продемонстрировал никакого желания прибегнуть к военной силе, но он любит санкции. Интересно, что это любимый способ выражения недовольства для движения за права человека в США, участником которого Барак Обама был долгое время. Мало того, ему может быть привлекательна сама идея «умных санкций», которые точечно ударят лишь по избранным целям и не отразятся на всех россиянах. Санкции удобны и как средство предупреждения. Белый Дом дает знать, что если мы увидим российские войска в Восточной Украине или в Приднестровье, то финансовое и экономическое давление на российские власти возрастет, - говорит Марк Катц профессор университета имени Джорджа Мэйсона.
- Заставят ли эти санкции русских отказаться от Крыма? Я думаю, очевидным будет ответ: нет. Санкции задуманы с целью заставить виновных заплатить цену за крымскую акцию, их целью не является попытка изменить поведение этих людей, говорит Майкл Макфол. – Но перед отъездом в Европу президент Обама пояснил, что он подписал еще один указ, который позволяет вводить санкции против предприятий и целых секторов российской экономики. Президент предупреждает и даже угрожает, что он прибегнет к дальнейшим санкциям в случае продолжения агрессии против Украины и Восточной Европы. На мой взгляд, цель этих новых санкций – предотвратить дальнейшую эскалацию напряженности в Восточной Украине, - считает Макфол.