В воскресенье, 25 мая 35,5 миллионов граждан Украины, имеющих право голоса, будут выбирать пятого президента страны.
Украинцы придут на участки не просто, чтобы отдать свой голос за одного из более чем двух десятков кандидатов, но и чтобы продемонстрировать: не Владимир Путин будет решать судьбу Украины, а они сами. Действия российских властей в Крыму и на востоке страны консолидировали нацию. В предстоящем голосовании многие украинцы видят путь к стабилизации ситуации в государстве.
Досрочные президентские выборы были назначены на Украине Верховной Радой после победы Майдана над коррупционным режимом и бегства из страны Виктора Януковича.
В связи с временной оккупацией Крыма Россией украинские граждане полуострова смогут принять участие в выборах в соседней Херсонской области. Вне избирательного процесса могут оказаться более половины территорий Луганской и Донецкой областей, где не прекращаются столкновения пророссийских сепаратистов и поддерживающих их боевиков с подразделениями сил антитеррористической операции. Однако, даже если полностью будет сорвано голосование на Донбассе, это не поставит под сомнение легитимность выборов по всей Украине.
Согласно социологическим исследованиям, в тройку лидеров кампании вошли Петр Порошенко, Юлия Тимошенко и Сергей Тигипко. Бесспорным фаворитом гонки, намного опередившим своих ближайших конкурентов, стал миллиардер Порошенко – активный участник Майдана, владелец кондитерской корпорации “Рошен” и украинского “5-го телеканала”. После "оранжевой революции" он занимал пост главы МИД Украины, а при прежней власти был министром экономического развития и торговли.
Вторую позицию в рейтинге кандидатов заняла лидер партии “Батькивщина” Юлия Тимошенко. С 2005 по 2010 год она дважды возглавляла “оранжевое” правительство, а в период президентства Януковича, осенью 2011 года, была осуждена к семи годам тюрьмы по так называемому “газовому делу”. На свободу Тимошенко вышла благодаря Майдану в конце минувшей зимы. В отличие от фаворита кампании, Тимошенко уже во второй раз участвует в президентских выборах. Всего лишь 3% голосов не позволили ей опередить Януковича в 2010 году.
Третье место в предвыборном рейтинге занял Сергей Тигипко. Как и Порошенко, он входит в список самых богатых украинцев (владеет финансово-промышленной группой ТАС). Тигипко был членом предыдущего правительства, где занимал пост вице-премьера по экономическим вопросам и, как и Тимошенко, принимал участие в прошлых президентских выборах, получив третий результат. В апреле этого года Тигипко исключили из Партии регионов, так как он не был согласен с тем, что однопартийцы не поддержали его кандидатуру на пост главы государства.
В штабе Петра Порошенко рассчитывают на победу своего кандидата уже в первом туре. Для этого ему необходимо получить минимум 50% плюс один голос. В противном случае социологи предсказывают победу Порошенко во втором туре 15 июня, независимо от того, кто будет его соперником – Юлия Тимошенко или Сергей Тигипко. Состоятся выборы в один или два тура, в значительной степени зависит от избирателей востока Украины, которые в свое время привели к власти Виктора Януковича. Низкая явка на выборах жителей восточных регионов увеличивает шансы Порошенко выиграть выборы уже в первом туре.
Как отмечает директор Фонда “Демократические инициативы”, социолог Ирина Бекешкина, никакой борьбы между кандидатами в ходе трехмесячной кампании не было, она прошла скоротечно и скомкано, поскольку в центре внимания были не выборы, а сначала события, связанные с российской оккупацией Крыма, затем – военные действия на востоке страны. Главные лозунги и заявления кандидатов касались российской агрессии по отношению к Украине.
23 мая Петр Порошенко в третий раз отказался от участия в теледебатах с Юлией Тимошенко в программе "Шустер Live".
“Мне кажется, что эти дебаты не были бы содержательными. То, что говорит Тимошенко, уже давно известно. В основном она сосредотачивается на личности Порошенко, поэтому, я думаю, он и не захотел идти на теледебаты с ней. Это были бы дебаты, далекие от классического понимания этого слова, когда люди обсуждают ключевые проблемы страны”, – считает Ирина Бекешкина.
Сам Порошенко пояснил отказ от теледебатов тем, что он не захотел “ссориться и играть на руку врагам Украины”. В свою очередь, Тимошенко расценила такое решение фаворита кампании его “страхом ответить на очень важные для общества вопросы”.
Чем ближе к дню голосования, тем выше там градус противостояния
В бюллетени для голосования включен 21 кандидат в президенты Украины. Трое из них заявили о снятии своих кандидатур с выборов после 1 мая, то есть уже после предусмотренного законом срока для такой процедуры. Среди кандидатов много партийных лидеров, в частности, праворадикальной “Свободы” – Олег Тягнибок, “Правого сектора” – Дмитрий Ярош, “Гражданской позиции” – Анатолий Гриценко, “Радикальной партии” – Олег Ляшко. В списке баллотирующихся на президентский пост только две женщины: кроме Тимошенко, это активистка Майдана, врач Ольга Богомолец.
В числе кандидатов также экс-глава Службы внешней разведки, генерал армии Николай Маломуж, главный куратор уголовных дел против Тимошенко экс-первый заместитель генпрокурора Украины Ренат Кузьмин и бывший харьковский губернатор Михаил Добкин.
Несмотря на то что между участниками предвыборного марафона не было реальной борьбы, у нынешней кампании есть ряд положительных моментов. По данным Комитета избирателей Украины, впервые в истории страны практически не применяется административный ресурс, а само голосование 25 мая может стать образцом организованности и прозрачности.
О том, чего ожидают на Украине от президентских выборов, и об особенностях завершившейся кампании в интервью Радио Свобода рассказал руководитель Центра прикладных политических исследований “Пента” Владимир Фесенко:
Голосование на этих выборах украинских граждан – это ответ Путину
– Президентские выборы, надо понимать, что они сами по себе кризис не разрешат. Но эти выборы принципиально важны. Они, может быть, самые важные за всю историю Украины. И голосование на выборах – это своеобразный референдум в поддержку Украины. Не важно, за кого ты проголосуешь, важно проголосовать. Голосование на этих выборах украинских граждан – это ответ Путину. И важность этих выборов состоит еще и в том, что таким образом легитимируется новая украинская власть, новая украинская государственность, закладывается фундамент легитимности для последующих политических изменений. Что же касается особенностей этой избирательной кампании, то она проходила на фоне и в условиях самого глубокого общественно-политического кризиса за всю историю независимой Украины. Ситуация очень сложная, действительно кризисная, и каждый из кандидатов по-своему на нее реагировал. И фактически в таком классическом ключе и информационных соревнований, и рекламной кампании предвыборная гонка началась только с середины или даже с конца апреля. Начального этапа кампании как такового не было. И конечно же, в этой компании в силу кризиса были элементы конфликтности, такая сложная, я бы сказал, напряженная общественно-политическая атмосфера была. Но это, наверное, было неизбежно. И сейчас важны не какие-то нюансы и перипетии избирательной кампании, а важен сам результат, чтобы избиратели пришли на участки и выборы состоялись.
– И нынешние украинские власти, и страны Запада заявляли о планах Кремля сорвать украинские выборы. Выступая в минувшую пятницу, 23 мая, на Петербургском экономическом форуме Владимир Путин заявил, что в России с уважением отнесутся к итогам президентских выборов на Украине и будут готовы работать с органами власти, сформированными после них. Возможна ли нормализация украинско-российских отношений после выборов?
Путин и Россия будут играть с Украиной в кошки-мышки и дальше
– Прозвучавшее в Санкт-Петербурге заявление Путина – сигнал не Украине, а Западу. Конечно же, это намек будущему украинскому президенту, что мы будем иметь с вами дело. Но я рискну предположить, что Путин и Россия будут играть с Украиной в кошки-мышки и дальше, то есть будет некое такое миротворческое мурлыкание для Запада, в первую очередь, а нам будут показывать когти, и какой-то период времени Россия будет продолжать говорить, что новый президент не совсем легитимен. Путин будет иметь дело с новым украинским главой государства, но не сразу. Это придется делать, придется начинать переговоры по целому комплексу вопросов, начиная от Крыма, ситуации в Донбассе и заканчивая газовой проблемой. Россия это понимает. Зачем ей перекрывать эту возможность сразу же? Но при этом будет играться в эту двойственность: с одной стороны, вроде бы готовы к диалогу, и это они показывают Западу, свою конструктивность, а с другой стороны, они будут продолжать необъявленную войну на территории Донбасса и параллельно рассуждать о том, что новый президент недостаточно легитимен в силу того, что есть якобы легитимный президент Янукович, так как не проголосовали на выборах избиратели части Донбасса. Ситуация будет не такой простой, и это игра, тактическая игра Путина по отношению к Западу.
– Если выбор украинских граждан не оправдает их надежды, есть ли вероятность, по вашему мнению, третьего Майдана?
Путин будет иметь дело с новым украинским главой государства, но не сразу
– Если будет еще один, третий Майдан, то он просто разрушит Украину. Проблемы изменения страны, механизмы изменения страны надо запускать через выборы – президентские, затем парламентские, местные. Нельзя решать проблемы изменения страны через улицу. Думаю, что уроки последних месяцев должны быть выучены обществом. Попытка спровоцировать новый Майдан сейчас может идти со стороны России, через ее агентуру могут спровоцировать некоторые праворадикальные силы под предлогом недовольства действиями власти. И это будет в интересах России. Некоторые чем-то недовольные политические силы могут попытаться таким образом реваншироваться, они проиграли выборы, но попытаются взять реванш на Майдане. Думаю, что такие действия массовой поддержки не получат, это во-первых, а во-вторых, они действительно могут стать разрушительными. Поэтому государство на любую попытку в условиях фактически войны на востоке и войны против Украинского государства, любые попытки создать внутренний очаг кризиса, они должны подавляться, и подавляться жестко, потому что это будут попытки антигосударственных действий не против каких-то политических сил, это будут действия против Украинского государства. Надеюсь, что такие попытки не будут поддержаны большей частью общества.
Ожидается, что явка избирателей на воскресных выборах составит не менее 80%. На них будут работать 3 тыс. 607 международных наблюдателей, самая большая миссия, в составе 900 человек, – от ОБСЕ. Москва отказалась присылать официальных наблюдателей. Тем не менее, за ходом голосования будут следить российские журналисты (о беспрецедентном количестве представителей российских СМИ, аккредитованных при Центризбиркоме, – в несколько раз больше, чем на прошлых выборах, – сообщил замглавы ЦИК Андрей Магера) и россияне от международной организации “Европейская платформа за демократические выборы”.
Двумя крупнейшими независимыми национальными организациями, волонтерская сеть которых (около шести тысяч человек) охватывает все регионы Украины, cчитаются Комитет избирателей Украины и гражданская организация "Опора". Об особенностях работы на выборах 25 мая радио Свобода рассказала координатор избирательных программ "Опоры" Ольга Айвазовская.
Террористам неинтересно контролировать избирательные участки, им интересно сорвать выборы
– В день президентских выборов у нас будут работать две тысячи наблюдателей, они организуют параллельный подсчет голосов на основе статистических выборок. Кроме того, мы работаем также в Киеве на выборах киевского городского головы и Киевского городского совета. "Опора" – это организация, которая с 2006 года профессионально занимается мониторингом выборов, работой народных депутатов, борьбой с коррупцией в системе образования, проводит разные гражданские кампании на уровне местного самоуправления. Мы финансируемся за счет международных грантов, украинских и иностранных проектов, фондов и институций из разных стран. Поскольку все финансовые потоки диверсифицированы, мы считаем себя независимой организацией.
– Ваши наблюдатели покрывают территорию всей страны или, учитывая ситуацию в Донецкой и Луганской областях, куда-то вы не доберетесь?
– Наши наблюдатели будут работать во всех регионах Украины, в том числе в Донецкой и Луганской областях, хотя понятно, что ситуация там непростая. Они будут работать как общественные наблюдатели. Мы разрабатываем специальные меры обеспечения безопасности наблюдателей, но о них, если можно, я рассказывать не буду.
– А как поступать, если, скажем, избирательный участок или избирательная комиссия контролируются сепаратистами?
– Сепаратистам (точнее – террористам, так как это уже осознанно и оглашено на уровне нашего государства) неинтересно контролировать отдельные избирательные участки, им интересно сорвать выборы. Если где-то украинские власти не смогут установить контроль над избирательными участками или помещениями избирательных комиссий, там попросту не будет выборов.
– С 2006 года "Опора" накопила опыт работы на избирательных кампаниях. В чем особенность нынешней кампании?
Избирательная кампания была технически абсолютно прозрачной, а по содержанию – очень вялой
– Эта кампания оказалась простой по сравнению с выборами 2012 года. Если бы не инциденты и выступления вооруженных сепаратистских групп на востоке страны, то техническую подготовку к выборам можно было бы назвать почти образцовой. Нет никакого административного ресурса, так как вертикаль власти не сформирована на уровне монополии со стороны одной политической силы, так как это было при президенте Януковиче. В целом избирательная кампания прошла в полном соответствии с законодательством. Она была технически абсолютно прозрачной, а по содержанию – очень вялой, с малым объемом финансовых вливаний со стороны кандидатов. Но сколько билбордов и видеороликов изготовили для себя кандидаты, сколько встреч с избирателями они провели, какие деньги в кампанию вложили – зависит от их решений и на прозрачность выборов не влияет. Характер нарушений, которые мы сейчас фиксируем, резко отличается от тех, которые были, скажем, полтора года назад на парламентских выборах: тогда на первом месте был административный ресурс, на втором – подкуп избирателей. Сейчас самые частые нарушения – по порядку ведения агитационной кампании, в основном формального плана, вроде отсутствия выходных данных на агитационных материалах. Но есть и такие нарушения, которых раньше не было – это препятствие организации агитационных мероприятий, в первую очередь на востоке Украины.
– Верно я понимаю, что существенных нарушений в ходе голосования вы также не ожидаете?
– В ходе голосования могут возникать организационные проблемы. Например, из-за маленького состава участковых избирательных комиссий где-то могут не справиться с наплывом избирателей в тех регионах, где явка прогнозируется на высоком уровне. Главная проблема, конечно, – это дестабилизация в восточных регионах, которая прямо связана с избирательной кампанией. Чем ближе к дню голосования, тем выше там градус противостояния.