Валерий Гергиев в письме к мюнхенской общественности попытался объяснить свою политическую позицию
Попытки политиков и общественности Мюнхена добиться расторжения контракта с российским дирижером Валерием Гергиевым о назначении его музыкальным руководителем филармонического оркестра города пока терпят неудачу.
23 января 2013 года в Мюнхене с дирижером Валерием Гергиевым от имени руководства города был заключен пятилетний контракт, согласно которому Гергиев должен с 2015 года возглавить Мюнхенский филармонический оркестр.11 марта этого года Гергиев поставил свою подпись под опубликованным на сайте Министерства культуры России письмом, в котором выражалась поддержка позиции президента России "по Украине и Крыму". Этот шаг переполнил чашу терпения многих в Баварии. Раздались призывы расторгнуть контракт с дирижером. Появилась и адресованная руководству Германии и Баварии петиция, призывающая не только разорвать контракт с Гергиевым, но и бойкотировать деятелей искусств, подписавших вышеупомянутое письмо.
Разрешение ситуации ожидалось после беседы с Гергиевым занимающихся вопросами культуры государственных чиновников Мюнхена. Она должна была состояться во время его приезда в столицу Баварии с оркестром Мариинского театра. Но в итоге сами чиновники поехали для встречи с Гергиевым в австрийский Линц. Беседа продолжалась более шести часов. Ее результатом стало письмо Гергиева, адресованное мюнхенским любителям музыки. В нем говорится:
"Уважаемые держательницы и держатели концертных абонементов, дорогие друзья Мюнхенского филармонического оркестра! События на Украине и вокруг нее не сходят с первых полос газет, снова разверзаются пропасти между Востоком и Западом, пропасти, которые всех нас приводят в отчаяние. Моя личность также стала на этом фоне предметом обвинений и острых дискуссий. Поэтому я хотел бы сегодня обратиться к вам с изложением своих позиций в форме этого письма.
Тот факт, что я был приглашен от имени города Мюнхена с сезона 2015/ 2016 возглавить Мюнхенский филармонический в качестве главного дирижера, наполняет меня большой гордостью. Это приглашение значит для меня и еще нечто гораздо большее. Это предложение базируется в моих глазах на доверии и уверенности города в том, что нам вместе может удаться не только сохранить своеобразную единственную в своем роде музыкальную культуру Мюнхена, но и открыть ее будущему (развернуть ее в сторону будущего). Грандиозность этой задачи и связанная с ее выполнением ответственность мне более чем ясны. Мой будущий оркестр и я будем делать все, чтобы подарить вам нашими концертами незабываемые переживания.
Я музыкант и дирижер. Но я также и россиянин, и тесно связан с моей родной страной. Вот уже почти четверть века я руковожу одним из значительнейших и популярнейших в мире оперных театров – Мариинским театром Санкт-Петербурга. Но этим моя музыкантская деятельность не ограничивается. Я уже многие годы дирижирую оркестрами в крупнейших метрополиях мира и музицирую вместе со многими оркестрами и музыкантами.
Моя сфера деятельности и моя страсть – это музыка, и ей отдана вся моя душа с юных лет. Поэтому я и взял на себя ответственность способствовать сохранению процветания культурных и музыкальных традиций Петербурга. Из этого могут возникать при определенных политических событиях (развитиях) проблемы, наподобие тех, что возникли сегодня, в которые некоторые видят меня вовлеченным.
Я слыву во многих странах как представитель "другого" общества, которое-де недостаточно решительно выступает в поддержку ценностей и жизненных основ Запада. Но верно ли это? Ведь наша русская музыкальная культура, начиная с Глинки, является европейской, и развивалась она во многом под влиянием немецкой музыкальной культуры. Это хорошо понимают и знают многие люди в моей родной России. Но при этом, с другой стороны, я не могу оставить без внимания, игнорировать тот факт, что российское общество живет, основываясь частично на других фундаментальных принципах, отличных от принципов западных обществ. Так, например, русская культурная, глубоко укорененная в православной религии традиция играет и сегодня определяющую роль в стиле жизни, который способствовал тому, что люди в России смогли выжить в тяжелейших ситуациях ХХ века. Я уважаю свой народ и его традиции. Я уважаю и чту также те жизненные принципы, которые представляются людям в России важнейшими ценностями. К таким принципам относятся и приверженность табу, которые в западных обществах уже много лет как не действуют. Отказ от них в России потребует, однако, еще много времени и усилий.
Что же до моих личных принципов, то ни в оркестре, ни среди моих сотрудников не найдется, я уверен, никого, кто будет иметь основания меня хоть в чем-нибудь упрекнуть. Уважение к другим, и нуждам других для меня – наиглавнейший принцип.
Я, конечно, знаю, что моя работа, мои инициативы и мои усилия, выходящие за пределы чисто музыкальных, требуют огромной ответственности по отношению к другим людям, и часто являются также политически заряженными. Но главнейшим моим делом все же является музыка. Потому что я верю в ее общественно значимую и сплачивающую силу и высокую ценность ее традиций. Поэтому я активно занимаюсь программами музыкального образования и воспитания. В этих своих усилиях я связан со многими коллегами во всех уголках земного шара.
Но это не должно затуманивать тот факт, что проблемы реальной политики могут вносить и часто неожиданно вносят болезненные диссонансы в нашу совместную культурную работу, в наше сотрудничество. И именно в такие моменты решающим, с моей точки зрения, является сохранение мужества в выслушивании других, противоположных мнений, точек зрения, и взаимный обмен этими мнениями. Важно, чтобы мы при этом не теряли уважения друг к другу. Диалог не должен прекращаться никогда! Обмен мнениями и мыслями должен оставаться возможным. Пускай это прозвучит банально, но это вовсе не ошибочно, вовсе нет: музыка – лучший строитель мостов между людьми! И я радостно предвкушаю многие концерты для вас, возможно уже в июле, когда завершится цикл вечеров музыки Стравинского в исполнении как оркестра мюнхенской филармонии, так и оркестра моего театра.
От всего сердца ваш Валерий Гергиев"
Содержание письма стало известно до концертов оркестра Мариинского театра в Мюнхене, состоявшихся 22 и 23 мая. В отличие от нью-йоркских гастролей Гергиева в конце апреля, никаких демонстраций и даже единичных протестов в эти дни не было. Результаты опросов жителей Мюнхена тоже были показательны. Практически все говорили, что не надо смешивать искусство и политику.
Успокоило ли письмо Гергиева всех окончательно? В этом не уверен мюнхенский музыкальный критик Йохен Айхнер:
– Как минимум обе стороны сохранили лицо, и могут при этом и далее отстаивать свои позиции. В том, чтобы все заинтересованные стороны были при этом удовлетворены, можно усомниться. Само письмо скорее является дымовой завесой из слов – свои истинные взгляды Гергиев в нем все же не высказал. При подобных акциях можно говорить о политическом ритуале, в котором приняли участие все стороны. Ритуал завершен, и теперь можно хотя бы на ближайшее время вернуться к музыке.
Оба вечера музыки Стравинского прошли с большим успехом, публика принимала оркестр Мариинки с восторгом. В первом концерте солировал еще один подписант пропутинского письма – пианист Денис Мацуев, во втором – новая звезда, 23-летний Даниил Трифонов. И если в первый вечер зал был заполнен примерно на две трети, то во второй свободных мест не было.
Почему все-таки не состоялись в Мюнхене обещанные протесты? На этот вопрос отвечает мюнхенский писатель, один из инициаторов петиции против Гергиева Эйтан Финкельштейн:
– Наверное, существует много причин для этого. Но главная причина, общая такая причина состоит в том, что демократическому общественному мнению в данном случае противостоят мафиозная структура, большие деньги, взаимовыручка. Вы знаете, что Гергиева предложили на должность музыкального директора оркестра филармонии давние жители Мюнхена композитор Родион Щедрин и его супруга Майя Плисецкая. Они же даже не поленились поехать в Линц, хотя они люди пожилые, в качестве такой "тяжелой артиллерии" поддержки Гергиеву. Я думаю, что эти люди ни в коем случае не жертвы пропаганды. Здесь видна взаимная зависимость как самого режима, так и этих людей. Все они очень-очень зависят друг от друга. Гергиев не был бы Гергиевым, он был бы, конечно, всегда отличным, замечательным дирижером, но он не был бы этим первым лицом, у него не было бы таких огромных денег, огромных средств по созданию театров, оркестров, фестивалей и так далее – деньги эти ему дает режим. А он, в свою очередь, знает, как и чем этот режим отблагодарить. Недавно скончался прекрасный литературный критик Бенедикт Сарнов, который написал книгу "Сталин и писатели". И из этой книги следовало, что Сталину нужны были писатели. Но Сарнов все-таки не отразил тот момент, что и писателям нужен был Сталин. И это такая очень сложная мафиозная структура, в которой все друг от друга зависят. И я думаю, что тут никто не жертва, потому что тот, кто не хочет сотрудничать, не хочет идти на это, он не идет. И таких людей и в России очень много, таких людей было очень много и при Гитлере. Гитлер всегда стремился использовать людей искусства для пропаганды своего режима, своих целей и так далее. Достаточно вспомнить Лени Рифеншталь, которая была, конечно, очень талантливым кинорежиссером, но вообще-то, она работала впрямую на режим. И было очень много немецких деятелей искусств, которые работали на режим обтекаемо и косвенно. Так что здесь никаких жертв нет. Эти люди: и Гергиев, и Спиваков, и другие – они совершенно сознательно идут на то, чтобы сотрудничать с властями.
Вот все эти факторы привели к тому, что вот такая мафиозная сцепка побеждает общественное мнение. Гергиев, безусловно, один из столпов такого современного российского режима, который уже называется путинизм, и многое будет зависеть от того, насколько он будет агрессивен, этот самый путинизм... Безусловно, Гергиев – крупный профессионал, его имя широко известно. С другой стороны, музыкальное начальство Мюнхена заинтересовано в том, чтобы музыкальным директором Мюнхенской филармонии был человек с таким громким именем – это необходимо для привлечения слушателей. Кроме того, контракт был подписан довольно давно, и расторжение его означало бы большие траты, большие расходы. В общем, как-то очень много обстоятельств выступили за Георгиева и против настроений мюнхенской общественности. Но это всего лишь первое сражение. Я думаю, что все будет зависеть от того, как пойдут дальше дела, как поведет себя сам Гергиев, какие настроения возобладают в мюнхенской общественности.
9 и 10 июля в рамках цикла вечеров Игоря Стравинского в Мюнхене состоятся заключительные концерты Валерия Гергиева с Мюнхенским филармоническим оркестром, которым ему, судя по всему, все-таки предстоит руководить ближайшие 5 лет.
Английский музыковед, музыкальный критик и писатель Норман Лебрехт, автор бестселлера "Кто убил классическую музыку?", назвал одну из своих книг "МАЭСТРО МИФ – Великие дирижеры в схватке за власть". Автор убедительно показывает общую природу многих дирижеров и людей власти. На обложку вынесено несколько цитат из книги. Вот две из них: "Не существует другой профессии, в которой самозванец мог бы чувствовать себя спокойнее" и "Великий дирижер" – это своего рода мифологический герой, искусственно созданный для далеких от музыки целей и сохранившийся вследствие коммерческой необходимости".
Само письмо скорее является дымовой завесой из слов – свои истинные взгляды Гергиев в нем все же не высказал. При подобных акциях можно говорить о политическом ритуале, в котором приняли участие все стороны. Ритуал завершен, и теперь можно хотя бы на ближайшее время вернуться к музыке
Разрешение ситуации ожидалось после беседы с Гергиевым занимающихся вопросами культуры государственных чиновников Мюнхена. Она должна была состояться во время его приезда в столицу Баварии с оркестром Мариинского театра. Но в итоге сами чиновники поехали для встречи с Гергиевым в австрийский Линц. Беседа продолжалась более шести часов. Ее результатом стало письмо Гергиева, адресованное мюнхенским любителям музыки. В нем говорится:
"Уважаемые держательницы и держатели концертных абонементов, дорогие друзья Мюнхенского филармонического оркестра! События на Украине и вокруг нее не сходят с первых полос газет, снова разверзаются пропасти между Востоком и Западом, пропасти, которые всех нас приводят в отчаяние. Моя личность также стала на этом фоне предметом обвинений и острых дискуссий. Поэтому я хотел бы сегодня обратиться к вам с изложением своих позиций в форме этого письма.
Тот факт, что я был приглашен от имени города Мюнхена с сезона 2015/ 2016 возглавить Мюнхенский филармонический в качестве главного дирижера, наполняет меня большой гордостью. Это приглашение значит для меня и еще нечто гораздо большее. Это предложение базируется в моих глазах на доверии и уверенности города в том, что нам вместе может удаться не только сохранить своеобразную единственную в своем роде музыкальную культуру Мюнхена, но и открыть ее будущему (развернуть ее в сторону будущего). Грандиозность этой задачи и связанная с ее выполнением ответственность мне более чем ясны. Мой будущий оркестр и я будем делать все, чтобы подарить вам нашими концертами незабываемые переживания.
Я музыкант и дирижер. Но я также и россиянин, и тесно связан с моей родной страной. Вот уже почти четверть века я руковожу одним из значительнейших и популярнейших в мире оперных театров – Мариинским театром Санкт-Петербурга. Но этим моя музыкантская деятельность не ограничивается. Я уже многие годы дирижирую оркестрами в крупнейших метрополиях мира и музицирую вместе со многими оркестрами и музыкантами.
Моя сфера деятельности и моя страсть – это музыка, и ей отдана вся моя душа с юных лет. Поэтому я и взял на себя ответственность способствовать сохранению процветания культурных и музыкальных традиций Петербурга. Из этого могут возникать при определенных политических событиях (развитиях) проблемы, наподобие тех, что возникли сегодня, в которые некоторые видят меня вовлеченным.
Я слыву во многих странах как представитель "другого" общества, которое-де недостаточно решительно выступает в поддержку ценностей и жизненных основ Запада. Но верно ли это? Ведь наша русская музыкальная культура, начиная с Глинки, является европейской, и развивалась она во многом под влиянием немецкой музыкальной культуры. Это хорошо понимают и знают многие люди в моей родной России. Но при этом, с другой стороны, я не могу оставить без внимания, игнорировать тот факт, что российское общество живет, основываясь частично на других фундаментальных принципах, отличных от принципов западных обществ. Так, например, русская культурная, глубоко укорененная в православной религии традиция играет и сегодня определяющую роль в стиле жизни, который способствовал тому, что люди в России смогли выжить в тяжелейших ситуациях ХХ века. Я уважаю свой народ и его традиции. Я уважаю и чту также те жизненные принципы, которые представляются людям в России важнейшими ценностями. К таким принципам относятся и приверженность табу, которые в западных обществах уже много лет как не действуют. Отказ от них в России потребует, однако, еще много времени и усилий.
Что же до моих личных принципов, то ни в оркестре, ни среди моих сотрудников не найдется, я уверен, никого, кто будет иметь основания меня хоть в чем-нибудь упрекнуть. Уважение к другим, и нуждам других для меня – наиглавнейший принцип.
Я, конечно, знаю, что моя работа, мои инициативы и мои усилия, выходящие за пределы чисто музыкальных, требуют огромной ответственности по отношению к другим людям, и часто являются также политически заряженными. Но главнейшим моим делом все же является музыка. Потому что я верю в ее общественно значимую и сплачивающую силу и высокую ценность ее традиций. Поэтому я активно занимаюсь программами музыкального образования и воспитания. В этих своих усилиях я связан со многими коллегами во всех уголках земного шара.
Но это не должно затуманивать тот факт, что проблемы реальной политики могут вносить и часто неожиданно вносят болезненные диссонансы в нашу совместную культурную работу, в наше сотрудничество. И именно в такие моменты решающим, с моей точки зрения, является сохранение мужества в выслушивании других, противоположных мнений, точек зрения, и взаимный обмен этими мнениями. Важно, чтобы мы при этом не теряли уважения друг к другу. Диалог не должен прекращаться никогда! Обмен мнениями и мыслями должен оставаться возможным. Пускай это прозвучит банально, но это вовсе не ошибочно, вовсе нет: музыка – лучший строитель мостов между людьми! И я радостно предвкушаю многие концерты для вас, возможно уже в июле, когда завершится цикл вечеров музыки Стравинского в исполнении как оркестра мюнхенской филармонии, так и оркестра моего театра.
От всего сердца ваш Валерий Гергиев"
Содержание письма стало известно до концертов оркестра Мариинского театра в Мюнхене, состоявшихся 22 и 23 мая. В отличие от нью-йоркских гастролей Гергиева в конце апреля, никаких демонстраций и даже единичных протестов в эти дни не было. Результаты опросов жителей Мюнхена тоже были показательны. Практически все говорили, что не надо смешивать искусство и политику.
Успокоило ли письмо Гергиева всех окончательно? В этом не уверен мюнхенский музыкальный критик Йохен Айхнер:
– Как минимум обе стороны сохранили лицо, и могут при этом и далее отстаивать свои позиции. В том, чтобы все заинтересованные стороны были при этом удовлетворены, можно усомниться. Само письмо скорее является дымовой завесой из слов – свои истинные взгляды Гергиев в нем все же не высказал. При подобных акциях можно говорить о политическом ритуале, в котором приняли участие все стороны. Ритуал завершен, и теперь можно хотя бы на ближайшее время вернуться к музыке.
Демократическому общественному мнению в данном случае противостоят мафиозная структура, большие деньги, взаимовыручка
Почему все-таки не состоялись в Мюнхене обещанные протесты? На этот вопрос отвечает мюнхенский писатель, один из инициаторов петиции против Гергиева Эйтан Финкельштейн:
– Наверное, существует много причин для этого. Но главная причина, общая такая причина состоит в том, что демократическому общественному мнению в данном случае противостоят мафиозная структура, большие деньги, взаимовыручка. Вы знаете, что Гергиева предложили на должность музыкального директора оркестра филармонии давние жители Мюнхена композитор Родион Щедрин и его супруга Майя Плисецкая. Они же даже не поленились поехать в Линц, хотя они люди пожилые, в качестве такой "тяжелой артиллерии" поддержки Гергиеву. Я думаю, что эти люди ни в коем случае не жертвы пропаганды. Здесь видна взаимная зависимость как самого режима, так и этих людей. Все они очень-очень зависят друг от друга. Гергиев не был бы Гергиевым, он был бы, конечно, всегда отличным, замечательным дирижером, но он не был бы этим первым лицом, у него не было бы таких огромных денег, огромных средств по созданию театров, оркестров, фестивалей и так далее – деньги эти ему дает режим. А он, в свою очередь, знает, как и чем этот режим отблагодарить. Недавно скончался прекрасный литературный критик Бенедикт Сарнов, который написал книгу "Сталин и писатели". И из этой книги следовало, что Сталину нужны были писатели. Но Сарнов все-таки не отразил тот момент, что и писателям нужен был Сталин. И это такая очень сложная мафиозная структура, в которой все друг от друга зависят. И я думаю, что тут никто не жертва, потому что тот, кто не хочет сотрудничать, не хочет идти на это, он не идет. И таких людей и в России очень много, таких людей было очень много и при Гитлере. Гитлер всегда стремился использовать людей искусства для пропаганды своего режима, своих целей и так далее. Достаточно вспомнить Лени Рифеншталь, которая была, конечно, очень талантливым кинорежиссером, но вообще-то, она работала впрямую на режим. И было очень много немецких деятелей искусств, которые работали на режим обтекаемо и косвенно. Так что здесь никаких жертв нет. Эти люди: и Гергиев, и Спиваков, и другие – они совершенно сознательно идут на то, чтобы сотрудничать с властями.
Вот все эти факторы привели к тому, что вот такая мафиозная сцепка побеждает общественное мнение. Гергиев, безусловно, один из столпов такого современного российского режима, который уже называется путинизм, и многое будет зависеть от того, насколько он будет агрессивен, этот самый путинизм... Безусловно, Гергиев – крупный профессионал, его имя широко известно. С другой стороны, музыкальное начальство Мюнхена заинтересовано в том, чтобы музыкальным директором Мюнхенской филармонии был человек с таким громким именем – это необходимо для привлечения слушателей. Кроме того, контракт был подписан довольно давно, и расторжение его означало бы большие траты, большие расходы. В общем, как-то очень много обстоятельств выступили за Георгиева и против настроений мюнхенской общественности. Но это всего лишь первое сражение. Я думаю, что все будет зависеть от того, как пойдут дальше дела, как поведет себя сам Гергиев, какие настроения возобладают в мюнхенской общественности.
9 и 10 июля в рамках цикла вечеров Игоря Стравинского в Мюнхене состоятся заключительные концерты Валерия Гергиева с Мюнхенским филармоническим оркестром, которым ему, судя по всему, все-таки предстоит руководить ближайшие 5 лет.
Английский музыковед, музыкальный критик и писатель Норман Лебрехт, автор бестселлера "Кто убил классическую музыку?", назвал одну из своих книг "МАЭСТРО МИФ – Великие дирижеры в схватке за власть". Автор убедительно показывает общую природу многих дирижеров и людей власти. На обложку вынесено несколько цитат из книги. Вот две из них: "Не существует другой профессии, в которой самозванец мог бы чувствовать себя спокойнее" и "Великий дирижер" – это своего рода мифологический герой, искусственно созданный для далеких от музыки целей и сохранившийся вследствие коммерческой необходимости".