Юнкер идет в атаку

Жан-Клод Юнкер устал: битва за новый пост оказалась нелегкой

Жан-Клод Юнкер номинирован на пост главы Еврокомиссии вопреки протестам Лондона

Участники саммита Европейского союза в Брюсселе в пятницу 27 июня поддержали кандидатуру бывшего премьер-министра Люксембурга Жана-Клода Юнкера на пост главы Еврокомиссии – фактического "правительства" ЕС. В отличие от установившейся практики, когда европейские лидеры единогласно утверждали заранее согласованную кандидатуру, на сей раз вопрос был вынесен на голосование. Двое из 28 участников высказались против Юнкера – премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и его венгерский коллега Виктор Орбан. Однако вряд ли это помешает многоопытному люксембургскому политику стать преемником нынешнего главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу, чьи полномочия истекают осенью.

Кандидатуру 59-летнего Жана-Клода Юнкера поддержала – точнее, на ней настояла – канцлер Германии Ангела Меркель. Помимо Кэмерона и Орбана назначению Юнкера долгое время сопротивлялись также премьеры Швеции и Нидерландов. В конечном итоге они, однако, также поддержали Юнкера. Почему же все-таки Юнкер, является ли он лучшим кандидатом? Говорит немецкий политолог, обозреватель газеты "Зюддойче цайтунг" Штефан Корнелиус:

Дэвид Кэмерон: быть или не быть в ЕС – вот в чем вопрос...

​– Юнкер – кандидат крупнейшей фракции нового Европарламента, и новый шеф Еврокомиссии будет подотчетен парламенту. Прежде люди, занимавшие этот пост, были гораздо более самостоятельными фигурами. При этом я нахожу критику со стороны британского премьер-министра Кэмерона абсолютно искренней: он выразил сомнения многих по поводу того, является ли Юнкер лучшей кандидатурой. Не стало ли избрание люксембургского политика результатом уже давно действующего в этом вопросе автоматизма? Ставя так вопрос, Кэмерон, по-моему, прав. К тому же Юнкер нелюбим в Великобритании. Сама идея так называемого "главного кандидата", представляющего крупнейшую европейскую Францию, – это германское изобретение, перенесение германской модели на Европейский союз, в котором, однако, есть еще 27 стран-членов, и у них может быть мнение, отличное от немецкого, – считает Штефан Корнелиус.

Лицо 80-x годов не сможет решить проблемы последующих пяти лет

Главного еврокомиссара избирают лидеры государств и правительств стран ЕС, но теперь, по-новому положению, они должны утвердить свой выбор в Европарламенте и вообще, как сказано в Лиссабонском договоре, "учитывать итоги выборов в Европарламент". Формально это соблюдено таким образом, что своего кандидата выдвинуло большинство фракций, включая крупнейшую – фракцию Европейской народной партии, объединяющую умеренных консерваторов Евросоюза и располагающую максимальным числом кресел в новом составе парламента – 210. Лидером этой "партии партий" является как раз Юнкер – патриарх Евросоюза, пользующийся в структурах ЕС огромным авторитетом, несмотря на то что он представляет одну из самых маленьких стран Европы. Дэвида Кэмерона не устраивала безальтернативность кандидатуры Юнкера внутри консервативного блока. Но не только. Он заявлял по поводу кандидатуры Юнкера: "Лицо 80-x годов не сможет решить проблемы последующих пяти лет". Кэмерон намекнул, что в случае избрания Юнкера выход Великобритании из Евросоюза, так называемый Brexit (от Britain и exit – выход), может очень скоро стать реальностью. После голосования Дэвид Кэмерон разместил в "Твиттере" следующую запись: "Я сказал лидерам ЕС, что они могут в будущем пожалеть о новом процессе выборов председателя Еврокомиссии. Я всегда буду защищать интересы Соединенного Королевства".

Ангеле Меркель никак не хотелось остаться в Евросоюзе без британцев. Поскольку углублять кризис в рядах ЕС никто не хочет, да и вообще – сам принцип принятия решений такого рода диктует необходимость компромисса, канцлер ФРГ заявила накануне голосования:

– Мы должны стремиться достичь общих позиций по большинству вопросов европейской политики. Мы сможем, я уверена, прийти с Великобританией к важным для нее компромиссам. Отмечая столетие с начала Первой мировой войны, мы все говорили о европейском духе, и я надеюсь, что этот дух поможет нам найти разумные решения.

Были ли кандидатуре Юнкера альтернативы? Говорит немецкий политолог Штефан Корнелиус:

– Я считаю, что Юнкер – не самый лучший выбор. Он, конечно, политик с заслугами, он 18 лет возглавлял правительство Люксембурга, и за эти годы много сделал полезного для Европы. Но все это происходило в 1990-е годы и в начале 2000-х. В последние же годы кризиса Юнкер продемонстрировал как раз свои слабые стороны на посту главы Еврогруппы (клуба министров финансов стран еврозоны). Он ни в коей мере не является менеджером, и несмотря на сравнительно молодой возраст, есть сомнения, что он будет в состоянии справляться с новыми нагрузками, в том числе и с физическими. Он несомненно опытен, профессионален, обладает многочисленными знаниями, но я действительно не знаю, не было ли бы лучше для Европы избрание на этот пост кого-нибудь, так сказать, посвежее – человека, готового искать новое и противостоять новым тенденциям, например, возросшей активности и силе правых популистов. В кулуарах обсуждались несколько фигур, например, ирландский премьер Энда Кенни. Но Кенни, к сожалению, не мог выставить свою кандидатуру, так как должен был бы в этом случае отказаться от своего поста в Ирландии. И если бы его не избрали на пост главы Еврокомиссии, он вынужден был бы вернуться домой в качестве потерпевшего поражение. Так не поступает ни один политик. На этом и играла Германия с ее идеей единого кандидата, – считает немецкий политолог Штефан Корнелиус.

С другой стороны, мало кто обладает таким опытом и политической деятельности в целом, и организационной работы в структурах Евросоюза, как Жан-Клод Юнкер. Характер люксембургской политики Юнкер определял целые десятилетия: министром финансов этой маленькой страны, носящей гордое официальное название "Великого герцогства", он был целых 20 лет (1989–2009), премьер-министром – почти 19 (с января 1995 по декабрь 2013-го). Даже скандал вокруг прослушивания спецслужбами герцогства ряда высокопоставленных лиц не помешал Юнкеру и его партии победить на парламентских выборах. После этого премьер-патриарх передал лидерство своему молодому преемнику Ксавье Беттелю, а сам нацелился на пост шефа Еврокомиссии. Ведь руководство крохотным Люксембургом давно уже было для Юнкера "второй" работой: по-настоящему его влекла именно европейская политика. Юнкер известен среди европейских политиков как талантливый посредник, способный в ходе напряженных переговоров разрядить обстановку шуткой или даже неожиданной веселой выходкой (рассказывают, что однажды он хлопнул по голове папкой с бумагами одного из коллег-премьеров). В то же время его отличает упорство, порой доходящее до упрямства, и немалое честолюбие, находящееся в некотором контрасте с его внешне простыми манерами.

"Битву за Юнкера" выиграла Ангела Меркель. Ее партнерам по ЕС остается размышлять о последствиях

Жан-Клод Юнкер происходит из семьи рабочего-сталелитейщика. Его отец был профсоюзным активистом и привил сыну вкус к политике, с юных лет привлекая его к разным общественным акциям. Левым, как большинство профсоюзных деятелей, Юнкер-младший, однако, не стал, примкнув к христианским демократам. В своих привычках Юнкер консервативен и не следует модным трендам, которым привержены более молодые европейские политики. Если, к примеру, нынешний главный неприятель Юнкера Дэвид Кэмерон часто ездит на велосипеде и пропагандирует экологический стиль жизни, то экс-премьер Люксембурга со спортом не дружит, является заядлым курильщиком, а его любовь к некоторым сортам вина стала даже предметом разговоров среди европейских политиков накануне его нынешней номинации. Поговаривают, что Юнкер в случае утверждения в новой должности хочет смягчить строгие ограничения для курильщиков в помещениях руководящих структур ЕС, чтобы иметь возможность предаваться вредной, но неотвязной привычке. Юнкер – страстный читатель и обладатель огромной домашней библиотеки. Отдыхает он, впрочем, мало, из видов отдыха предпочитает прогулки с собакой в обществе супруги, которая редко появляется на публике, но, как признался Юнкер в интервью люксембургскому телевидению, подбирает ему галстуки.

Победа Юнкера может оказаться сугубо тактической

Как пригрозил Дэвид Кэмерон, потерпевший 27 июня в Брюсселе чувствительное политическое поражение, "это будет еще долгий бой". Впрочем, пока шансы на победу у Жана-Клода Юнкера выглядят куда предпочтительнее. Поскольку его фракция – крупнейшая в Европарламенте, а со второй по величине силой, социалистами, Юнкер может заключить договоренность, пообещав им в обмен на поддержку его кандидатуры пост главы Европарламента, депутаты, скорее всего, утвердят его в должности. Однако победа Юнкера может оказаться сугубо тактической. В стратегическом плане ЕС проиграет, если не даст четкого ответа на два вопроса, вставшие со всей остротой в ходе "битвы за Юнкера": во-первых, готовы ли лидеры стран Евросоюза отдать всё больше полномочий евродепутатам, несмотря на то что среди них растет число евроскептиков, популистов и радикалов; и во-вторых, удастся ли на каких-то условиях примирить Великобританию с ЕС, или же платой за назначение Жана-Клода Юнкера станет скорый уход Соединенного Королевства из "клуба 28", что поставит Евросоюз перед совсем иной политической реальностью.