Каким представлялось будущее 50 лет назад

Джозеф Тирелла

Гость АЧ - писатель Джозеф Тирелла

Александр Генис: В этом году исполняется 50 лет со времени проведения Всемирной выставки в Нью-Йорке. Городским задником футуристического экспо служил вполне прозаический нью-йоркский район под названием Квинс. Несмотря на его королевское название, в Квинс нет ныне ничего и отдаленно напоминающего аристократическое великолепие. (Зато там скоро будет улица имени Довлатова, и это в моих глазах многое оправдывает в самом скучном из пяти “боро” Нью-Йорка).

Другое дело - полвека назад, когда на Всемирной выставке в Квинсе в павильоне Ватикана, можно было увидеть «Пьету» Микеланджело. Американский павильон, напротив, был «заточен» на будущее, и демонстрировал новенький фордовский «Мустанг», цветные анимационные картинки поющих персонажей Диснея и астронавта-любителя, парящего под куполом с помощью реактивного пакета.

Сегодняшний гость АЧ журналист Джозеф Тирелла написал о том экспо книгу под названием «Завтрашний день: всемирная выставка 1964-65 гг. и трансформация Америки». С ее автором беседует наш коллега Евгений Аронов.

Евгений Аронов: Давайте совершим экскурс обратно в будущее: какие технические новинки и задумки, показанные в Нью-Йорке в 64-ом году, реализовались, какие нет и почему?

Джозеф Тирелла: На память сразу приходит видеотелефон. Спустя всего несколько месяцев после экспо он стал коммерческой реальностью, но каждый звонок с живым изображением абонента стоил в тогдашних деньгах 27 долларов, что в пересчете на сегодняшние цены превышает 200 долларов. Против десяти центов, в которые на тот момент вам обходился обыкновенный звонок по телефону-автомату. Это обстоятельство и прикончило новинку с практической точки зрения. Но, добавлю, видеотелефон образца 1964 г. предвосхитил сегодняшний Skype.

Евгений Аронов: В технике, как и в биологии, новые формы нередко являются результатом длительной эволюции, только эволюции скрытой, едва различимой. Итак, в случае видеотелефона прошло примерно пятьдесят лет от прототипа до массового коммерческого воплощения. Даже не от теоретической задумки, а от прототипа. Это долго? Сузился ли интервал за минувшие полвека, стали ли идеи внедряться быстрее, чем раньше?

Джозеф Тирелла: В общем и целом, я бы сказал, что этот промежуток между идеей и ее практической реализацией сузился. Но, в принципе, все зависит от точки отсчета, от технических стандартов. У того «древнего» видеотелефона был маленький черно-белый экран, изображение на нем было плохое, искаженное. Изготовители совершенно естественно посчитали, что массовый покупатель не примет новинки столь дорогостоящей и одновременно столь низкого качества. Был еще один аргумент в пользу этого пессимистического вывода: видеотелефон – роскошь, без которой можно обойтись. А вот телевизор, хотя картинка его тоже была тогда очень посредственной, уже превратился в неотъемлемую часть быта, и поэтому американцы готовы были мириться с низким качеством изображения.

Евгений Аронов: В обществе за последние лет 15 - 20 появился сегмент так называемых «новоманов», охочих до любых новинок и готовых платить за них серьезные деньги, невзирая на возможные несовершенства. Имея лояльных новоманов, производители могут быстрее внедрять новшества, не рискуя быть обойденными конкурентами, и затем постепенно удалять эти недостатки.

Но вернемся к разговору о нью-йоркском Экспо-64. «Американцы извечно переоценивают потенциал летающих автомобилей и недооценивают потенциал компьютеров», поведал нам автор. Вот пример: «В павильоне IBM на выставке демонстрировался чудо-компьютер с малой памятью, но размером в два спаренных холодильника, который по запросу выдавал на перфокарте информацию о событиях, выпавших на произвольно выбранную дату; всего пятьдесят лет назад это считалось, поверьте, пределом возможностей компьютера».

Знаменитый фантаст Айзек Азимов приурочил к экспо статью в «Нью-Йорк таймс», в которой попытался предсказать, что увидит посетитель выставки научно-технических достижений спустя полвека, в 2014 г. Джозеф Тирелла восхищен Азимовым: «Он был необыкновенно прозорлив. Он спрогнозировал Skype, хотя применение нашел ему внеземное: дескать, мы будем переговариваться по нему с обитателями лунных колоний. Он выдал изумительно точный прогноз темпов роста населения Земли; крайне скептически расценивал перспективы домашних роботов-уборщиков. Он также предрек появление кинозалов, демонстрирующих кино в стереоскопическом формате, но переоценил степень нашего восхищения фильмами 3D».

Другие футурологи разглядели большое будущее для микроволновой кухни. Путешествия на Луну полвека назад не предсказывал только ленивый, но даже самые смелые не отважились бы на прогноз, что американцы высадятся на Луне и затем к ней сильно поостынут. «Прогнозировать новшества социальные отнюдь не проще, чем новшества технические», отмечает Джозеф Тирелла.

Джозеф Тирелла: Какие прогнозы устроителей Экспо-64 НЕ сбылись? Ну, взять хотя бы идею, которую пропагандировал General Motors, о том, что все больше и больше людей будут постоянно жить под водой, или проводить там отпуск в специально оборудованных гостиницах. В павильоне General Motors этому было посвящено несколько стендов, множество технической литературы. Но никто в GM не задался вопросом: а не приведет ли освоение человеком подводного мира к экологической катастрофе? Нужно ли акулам общество людей, и нуждаются ли сами люди в близком соседстве с акулами? Какое количество энергии надо будет затратить на освещение и отопление темных и холодных подводных жилищ? Или какие будут вероятные масштабы загрязнения мирового океана в результате проживания в нем миллионов людей? «Пусть устрицей мне будет этот мир. Его мечом я вскрою!». Эта строчка Шекспира означает, что человек – хозяин положения, и что весь мир находится в его руках. Выставка в Нью-Йорке была, наверное, последним форумом подобного рода, который воплотил этот лозунг столь самоуверенно и нерефлекторно. Который ставил технические проблемы в полном отрыве от их социального или природоохранного контекста.

Евгений Аронов: Тирелла упоминает в своей книге и о такой продемонстрированной на выставке абсолютно завиральной идее General Motors, как машина длиной 100 метров, работающая на атомном двигателе, которая в буквальном смысле слове поедает тропический лес и в считанные часы прокладывает асфальтированное шоссе на расчищенном тракте. Прелесть этой машины в ее символичности: то, как люди видят будущее, определяет их настоящее. Это оборотная сторона феномена экстраполяции настоящего на будущее. В середине 20-го века Америка отождествляла прогресс с техникой, сулившей неуклонное повышение комфорта повседневной жизни. И имела на это все основания, учитывая достижения предшествовавших десятилетий. Молодой нации было невдомек, что радость от обладания высокотехнологичными «фишками» быстро приедается.

Джозеф Тирелла: Я часто говорю своим студентам: мобильный телефон, который лежит у вас в кармане, более мощный чем тот, который управлял полетом человека на Луну в 1969 г. Всю информацию о вашей жизни можно вложить в память этого телефона. Вся ваша жизнь, иными словами, помещается в ваш карман. И что, это делает ее счастливой?

Евгений Аронов: Лет сто лет назад популярнейший писатель – социалист Эдвард Беллами внушал американцам возможность построения рая на Земле без преступности, безработицы и психических заболеваний, с бесплатным высшим образованием, дешевыми прачечными и вкуснейшей едой, которую готовят огромные общественные столовые. Его книга разошлась тиражом в миллионы экземпляров. А как рисуется будущее сегодняшнему поколению жителей Соединенных Штатов? Судя по романам и киносценариям – крах цивилизации, сосредоточение всех богатств в руках кучки олигархов, нашествие зомби, экологические катастрофы. Писатели-фантасты наперебой цитируют Кафку: «О, надежды сколько угодно, бесконечно много надежды – но только не для нас». С другой стороны, напоминает наш гость, темой Экспо-2015 в Милане будут «зеленые технологии» - символ надежды на возможность сосуществования человека и природы.

Джозеф Тирелла: Советский Союз был одной из первых стран, приглашенных на Экспо-64. Как могло быть иначе, ведь девиз мероприятия гласил: «Мир через взаимопонимание»? Москва быстро ответила согласием. Предполагалось, что советский павильон будет самым крупным на выставке. Американская сторона использовала это как рычаг давления на Конгресс не скупиться на финансирование павильона США. К сожалению, нам неведомо, что Советский Союз намеревался привезти в Нью-Йорк. Политика спутала все карты: дело в том, что культурные мероприятия между нашими двумя странами, согласно договору, должны были осуществляться на основе взаимности. Организаторы Экспо об этом как-то забыли. Но Госдепартамент стал требовать от Москвы устроить аналогичный показ в Советском Союзе достижений американского народного хозяйства. СССР после этого быстро отозвал свое согласие на участие.

Евгений Аронов: Экспо-64 имело еще одно большое, но никем не предугаданное последствие. Благодаря СМИ о выставке и районе Нью-Йорка Квинс, который выступил ее хозяином, узнали во многих странах третьего мира. И буквально уже через год, когда изменилось иммиграционное законодательство США, в Квинсе стали оседать переселенцы из этих стран. Спустя полвека, согласно статическим справочникам, Квинс – самое расово и этнически пестрое внутригородское образование на нашей планете.

Под занавес – два прогноза от Джозефа Тирелла. Первый краткосрочный: Уже через два года мы увидим качественное изменение демографии социальных сетей, бегство подрастающего поколения из Facebook и ему подобных сайтов в другие части всемирной паутины. Второй долгосрочный и оптимистический: Через пятьдесят лет человечество наконец освободится от зависимости от ископаемых видов топлива.