Люди привыкли считать себя единственными разумными существами на планете. Действительно, ни одно животное не сочинило роман и не изобрело колесо. Логика, самосознание, предвидение, речь и многие другие свойства характеризуют разумное поведение. Животным же отводилась скромная роль. Люди были убеждены, что животные подчиняются простым условным рефлексам. Но дать строгое определение интеллекта, оказалось очень трудно. Большинство составляющих интеллекта обнаруживаются у животных. И чем больше узнает человек о мире животных, тем больше «разумного» он находит у животных, и тем меньше у человека оснований называть себя единственным разумным существом.
Доктор биологических наук, сотрудник Палеонтологического института РАН Александр Марков рассказывает о последних открытиях, посвященных исследованию интеллекта животных.
Войны обезьян
Еще недавно казалось, что радикальных отличий между человеком и животными очень много — и логическое мышление, и многие особенности поведения, например, войны. Но в последнее время все больше и больше появляется исследований, которые показывают, что многие из этих признаков, которые считались чисто человеческими, в том или ином виде есть и у животных. Зоопсихологи обнаруживают, что негативные черты, которые считались чисто человеческими, как, например, война, есть и у животных. Нельзя, конечно, оправдывать войны, но можно указать, что и у них есть некие природные естественные корни. Я хочу рассказать о нескольких открытиях такого рода, которые были сделаны буквально в течение последних нескольких месяцев.
Ученые, наблюдавшие за дикими шимпанзе в природе, обнаружили, что эти обезьяны иногда совершают настоящие военные набеги на своих соплеменников — на других шимпанзе. Они живут отдельными семьями, общинами. Самцы из одной общины, иногда к ним и самки присоединяются, совершают такие рейды, во время которых они пытаются поймать одиноко гуляющего шимпанзе из другого племени и начинают его бить, кусать. Иногда, хотя и не очень часто, это кончается смертью потерпевшего, то есть это сознательное групповое убийство чужака на его собственной территории. Интересно, что очень похожим образом ведут себя, по крайней мере, в недавнем прошлом вели себя дикие племена, которые живут, скажем, в Новой Гвинее — охотники за головами. Там практически каждая деревня – это отдельное племя, а все окружающие деревни – это враги. И там даже нельзя было в некоторых случаях молодому человеку жениться, если он не добудет голову чужака. Думали до недавнего времени, что это свойственно только двум видам — соответственно, человеку и шимпанзе.
Буквально две недели назад появилась статья, в которой говорилось, что такой же поведение обнаружено у еще одного вида обезьян, причем не человекообразных — это паукообразные обезьяны, которые живут в Центральной Америке. Они намного примитивнее, чем человекообразные обезьяны. В отличие от шимпанзе они, например, не охотятся. Шимпанзе охотятся, у них есть и животная пища в рационе, а эти паукообразные обезьяны нет. Ученые думали, что военные навыки развились у шимпанзе в связи с тем, что у них есть навыки коллективной охоты. По-видимому, нет, потому что паукообразные обезьяны не охотятся, но воюют. Исследователи в джунглях в Центральной Америке, на полуострове Юкатана в Мексике долго наблюдали за двумя семьями паукообразных обезьян и зарегистрировали несколько типичных военных рейдов, когда группа из трех-четырех самцов спускается с деревьев (вообще они по земле передвигаются очень редко) и переходит границу соседнего племени. Они идут колонной, вожак впереди, остальные за ним. Идут по земле очень тихо, стараясь не наступать на ветки, очень осторожно, то и дело они осматриваются и прислушиваются. Если они видят чужака, особенно если он один — на него нападают. Иногда просто пугают, прогоняют, иногда хватают, начинают бить и кусать. Причем те, кто подвергся нападению, при виде налетчиков демонстрируют очень сильный испуг, начинают звать на помощь, паниковать.
Они прекрасно понимают, зачем эта компания пришла. И их соплеменники действительно, слыша эти крики, спешат на помощь, ломая ветки, мчатся на помощь выручать. Когда помощь приходит вовремя, то бандиты обычно отступают. Причем на беременных самок, не нападают, попугают в худшем случае и все. А вот если попадается самка, кормящая мать, которая не может в данный момент размножаться, ее могут и побить. Ни одного убийства, правда, исследователи не наблюдали, но они объясняют это тем, что было зарегистрировано всего семь рейдов и ни разу налетчики не наткнулись на одинокого самца. А шимпанзе во время набегов убивают преимущественно самцов. Из 11 случаев таких убийств шимпанзе в десяти случаях были убиты самцы. По-видимому, такое поведение возникало независимо. Потому что паукообразные обезьяны, шимпанзе, человек – это неродственные совершенно линии и это нельзя объяснить наследованием от общего предка.
Пожалуй, существенное отличие в этих войнах, что обезьяны никогда, в отличие от человека, не бросаются грудью на амбразуру, если они видят превосходящие силы противника, они отступают, и они не бьются до последней капли крови. Поэтому, в общем, эти конфликты, конечно, гораздо менее кровопролитны. Там, где есть конфликт, там должно быть и примирение. Недавно вышла под редакцией ведущего российского антрополога профессора Марины Львовны Бутовской вышла коллективная монография о механизмах примирения среди обезьян и людей, особенно детей. Вот оказалось, что постконфликтное поведение очень схоже.
Ученые наблюдали за маленькими детьми в детских садах, за более взрослыми школьниками, за подростками в колониях несовершеннолетних, в школах для детей с дефектами умственного развития и за разными видами обезьян наблюдались. И выяснилось, что во всех этих коллективах развиты механизмы примирения и часто они очень сходны.
В частности, в примирениях обезьян участвуют посредники — мирители, которые вмешиваются и подталкивают стороны к примирению. У разных видов обезьян есть разные характерные способы примирения. У шимпанзе, например, это поцелуи. А бонобо, карликовые шимпанзе, самые социализированные среди обезьян, пожалуй, самые умные, самые близкие к нам, наверное. Вот они обычно мирятся при помощи секса. В том числе и мужчины, у бонобо очень развиты сексуальные технологии, в том числе и гомосексуальные. У бонобо, кстати, войн не бывает и они друг друга не убивают, в отличие от шимпанзе.
Логика крыс
Логическое мышление, а именно способность выделять причинно-следственные связи, считалось свойственным точно только человеку. И вот оказалось, что и здесь человеку приходится потеснгиться. В феврале нынешнего года была опубликована статья с описанием экспериментов, которые показывают, что животные, даже не обезьяны, а крысы обладают зачатками логического мышления, то есть, способны отличать случайную связь от причинно-следственной. Эксперимент достаточно тонкий. В одной серии эксперимента брали крыс и включали световой сигнал, а потом через несколько секунд давали звуковой сигнал. Таким образом у крыс формировалось представление, что после света идет звук. Потом тех же самых крыс обучали другой связи: включали свет и давали пищу. У них формировалось представление, что после света бывает пища. Экспериментаторы думали, что у крыс может возникнуть ассоциация между пищей и звуком — они как бы связаны светом: он является причиной звука, и он является причиной пищи. Возникнет ли у крысы ассоциация между двумя следствиями одной и той же причины? Оказывается, возникла. Когда такой обученной крысе включали звук, она тыкалась в кормушку проверить, нет ли там пищи.
А вот дальше самый тонкий момент: если крыса думает просто по ассоциации, то ей должно быть все равно, по какой причине возник звук. У нее просто возникла некая ассоциация — где свет там и звук, где свет там и пища. Ученые предположили, если дать крысе возможность самой издавать звуковой сигнал, она тоже должна тыкаться в кормушку, потому что причинно-следственных связей она не понимает. Это и решили проверить. Поместили в клетку рычаг, при нажатии на который раздавался звук. Крыса могла сама нажимать рычаг и издавать этот звук. И вот оказалось, что если крыса сама нажимает на рычаг, издает звук, она не бежит проверять кормушку, а если звук включает экспериментатор, то — бежит.
Это говорит о том, что крыса правильно поняла причинно-следственные связи. Если она сама нажимает на рычаг и вызывает звук, то она понимает, что звук вызван ею самой, а не светом, который она могла не заметить. Если звук звучит сам по себе без участия крысы, она, по-видимому, думает (во всяком случае, так реконструировали процесс мышления ученые): поскольку звук является следствием света, то, наверное, был свет, я просто не заметила. Раз был свет, то значит могла появиться пища, пойду проверю, и идет проверяет. Если же она сама вызывает звук, она понимает, что света никакого не было и пищи там быть не может.
Чтобы проверить эти выводы, была проведена вторая серия экспериментов, в которой обучение проводилось следующим образом: сначала давали звук, за которым следовал свет, а на втором этапе давали свет, за которым следовала пища. То есть крыса должна была понять, если она понимает причинно-следственные связи, что звук порождает свет, а свет порождает пищу, грубо говоря. В данном случае звук является причиной появления пищи, а не случайным совпадением, как в первой серии экспериментов. И поэтому в этой ситуации такие крысы должны искать пищу в кормушке независимо от того, как возник звук, поскольку звук сам является причиной. И действительно так и оказалось. В этом эксперименте крыса, нажимая на рычаг, вызывая звук самостоятельно, бежала в кормушку проверять, есть ли пища. Это противоречит господствовавшей до сих пор точке зрения, что животные мыслят только по ассоциациям и не способны отличать совпадение от причинно-следственной связи. Оказывается, в какой-то зачаточной форме у них есть способность логического мышления.