В Польше ищут пути выхода из создавшейся в связи с российским эмбарго ситуации, приведшей к избытку овощей и фруктов на внутреннем рынке.
"Куплю все же яблок, хотя они пока и не дешевые – назло Путину", – довелось услышать на днях от пожилой покупательницы в одном из варшавских магазинов. Общенациональная общественная кампания, которую активно поддерживают средства массовой информации, действует.
Оживились и производители сидра – для этого слабоалкогольного напитка, который до сих пор был в Польше мало популярен, собираются теперь создать особые условия, чтобы поддержать производителей яблок.
Однако, принимая во внимание то, что Польша является третьим в мире производителем яблок, самим полякам употребить весь их запас навряд ли удастся. А ведь в результате санкций пострадают также производители перца, помидоров, капусты и так далее.
Всего в Польше останется продуктов примерно на 800 миллионов евро – столько составлял экспорт в Россию запрещенных ныне польских товаров в минувшем году. Россия находится на втором месте после ЕС по количеству экспорта продуктов, и в этой сфере работают около 9 тысяч польских фирм.
Хотя российское эмбарго для Польши наверняка не будет смертельным, однако небольшой спад в росте ВВП в связи с этим все же возможен – предупреждают экономисты.
Экспортеры ищут новые рынки сбыта, а ЕС уже выделил 125 миллионов евро на компенсации фермерам, пострадавшим от эмбарго. Этого, однако, мало. То, что не удастся продать и использовать как-то иначе, придется переработать на удобрения, но прежде всего – спелые овощи и фрукты уже передаются благотворительным организациям, чтобы те могли раздать их нуждающимся.
"Компенсации за передачу благотворительным организациям будут финансироваться ЕС, и их ставки – выше, чем те, которые выплачиваются за вывод овощей и фруктов с рынка и непищевую переработку. Так что я призываю постараться прежде всего передать непроданные, качественные продукты на благотворительные цели", – заявил министр сельского хозяйства Польши Марек Савицкий.
По его словам, на рынке останется около миллиона тонн овощей и фруктов, которые не удастся продать на экспорт, поэтому на благотворительные цели нужно направить их как можно больше – для начала по крайней мере 100 тысяч тонн. Часть, как считает министр, можно было бы передать безвозмездно Украине, однако для этого нужно еще выяснить, каким образом подобные процедуры регулирует законодательство ЕС.
Кроме этого, непроданные на экспорт овощи и фрукты будут направляться в столовые школ и детских садов, где такому товару особенно рады, ведь яблоки и груши помогут заменить вредные для здоровья чипсы и шоколадные батончики.
Польские власти ведут переговоры также с Белоруссией и Казахстаном – союзниками России, которые эмбарго на продукты из ЕС, однако, не ввели.
"Я уже был в Белоруссии по вопросам торговли и встречаюсь с послом Казахстана. Мы хотим на постоянной основе согласовывать с этими государствами тему расширения присутствия на их рынках. Реакция – положительная, условие одно – совместные польско-белорусские и польско-казахские инвестиции в системы складирования и переработки, а к этому мы готовы. Наши бизнесмены уже в ближайшее время направятся на переговоры по этому вопросу", – рассказал Марек Савицкий.
Конечно, белорусский и казахский рынки никак не являются настолько обширными, чтобы полностью поглотить польский, и не только польский экспорт в Россию, поэтому неофициально уже говорят о реэкспорте, то есть, проще говоря, о возможном массовом переклеивании этикеток с "Made In Poland" на "Made In Belarus" или "Made in Kazakhstan". Вопрос в том, насколько России будет выгодно закрывать глаза на подобные махинации.
В последние дни заговорили также о неофициальных санкциях, касающихся транзитных перевозок товаров через страны ЕС. Здесь Польша по предварительным подсчетам транспортников могла бы потерять примерно 700 миллионов евро в год, причем разрушился бы формировавшийся многие годы рынок транспортных перевозок.
"Мы уже получаем первые сигналы о том, что пограничники, таможенники и другие службы РФ практически пытаются расширить санкции также на транзитные перевозки, которые выполняют не только польские перевозчики. Это классический пример нарушения всех соглашений. Я лично намерен говорить об этом на всех возможных дипломатических уровнях. Ведь наихудшим вариантом для отношений между таможенным и европейским союзами было бы добавить к эмбарго еще и элементы транспортной войны. Это на многие годы могло бы испортить нам нормальные торговые отношения", – заявил вице-премьер Польши Януш Пехоциньский.