Александр Генис: В новом эпизоде авторского цикла Владимира Морозова “Необыкновенные американцы” мы познакомимся с Карен Кери, чью профессию можно назвать странным термином “учительница жизни.”
Владимир Морозов: Кусок прозрачной пластмассы по форме напоминает пик крутой горы. На горе курсивом выведено свидетельство о том, что в ноябре 2009 года Карен Кери успешно закончила курсы Life Couch. Это словосочетание можно почти всерьез перевести как Учитель Жизни. Послушайте, Карен, вам не кажется, что Life Couch (Учитель Жизни) звучит как-то странно, высокопарно что ли? В чем разница между вами и обычным психологом или психотерапевтом?
Карен Кери: Психолог или психотерапевт обычно как бы возвращается с вами в ваше прошлое. Анализирует его и помогает вам понять себя. Но это долгий процесс. Не у всех есть на это время. Учитель Жизни идет более коротким путем, он, как правило, начинает не с прошлого, а с настоящего и идет в ваше будущее. У психолога больше анализа, у меня больше практических решений, которые помогают человеку изменить его или ее жизнь.
Владимир Морозов: Ну, вот, положим мне лет на тридцать меньше, я очень хочу ребенка, а жена категорически возражает. Каждый раз прежде чем лечь в постель и, как положено, заняться любовью, мы спорим, а иногда и ссоримся по этому поводу. Наши отношения ухудшаются. И вот я пришел к вам за советом. В самом визите есть, по-моему, что-то унизительное. Я как бы признаюсь и вам и себе, что не могу самостоятельно решить свои проблемы...
Карен Кери: Так чувствуют себя многие. И скорее всего такие люди ко мне не придут. Как быть, в предложенной вами ситуации? Тут несколько вариантов. Или вы должны принять то, что вам выпало, то есть, смириться с мнением жены и не пытаться ее изменить. Или, если ребенок в браке для вас так важен... важнее отношений с женой, то вам придется искать другую жену. Возьму ли я на себя смелость дать человеку такой совет? Конечно, нет. Моя задача - помочь ему разобраться в том, что для него важнее. Решение принимает он сам, и это дело нелегкое. Если вы пришли ко мне, то значит, вы ищете решение. И нет ничего унизительного в том, что в трудный момент вам понадобился даже не советчик, а внимательный и опытный слушатель, общаясь с которым вы лучше поймете себя самого.
Владимир Морозов: Да, продолжает Карен, эта пластмассовая пирамида, которую мне вручили на курсах Life Couch (Учителей Жизни), как бы символизирует крутую гору, которую клиент может одолеть с помощью учителя... Но прежде чем стать таким учителем, Карен пришлось сдать один незапланированный экзамен.
Карен Кери: В 2009 году у меня обнаружили рак груди. К счастью, болезнь выявили на ранней стадии. Сделали две операции. Да, мастэктомия, удаление пораженных лимфатических узлов под мышкой, химиотерапия. Потом восстановительная хирургия, чтобы вернуть груди прежний вид. Все это было.
Владимир Морозов: Жизнь прошлось начинать заново, и главное, по новому плану, в другом режиме.
Карен Кери: Я полность изменила диэту. Побольше зелени. И зелень и мясо покупаю только на фермах, которые не применяют минеральные удобрения — всю эту химию. Ежедневные упражнения, йога, прогулка на свежем воздухе. Что вы спросили? Бывает ли у меня депрессия? Конечно, бывает, как у всякого человека. Обычно это происходит, когда я забываю делать всё то, что перечислила, то есть те самые вещи, которым обучаю своих клиентов. Тут и позитивное самопрограммирование, и привычка думать только о положительных вещах, не позволять себе никакой хандры. Ни в коем случае не отправляться в путешествие по ошибкам прошлого. А за свои 59 лет я наделала их достаточно. Нынешний муж у меня не первый. У меня трое детей, трое внуков, четверо правнуков и пятый правнук на подходе. Я счастлива их видеть. Я оставила прошлое в прошлом и понимаю, что надо жить сегодняшним днем. Сохранять постоянную ясность мысли. И быть благодарной за то, что у меня есть.
Владимир Морозов: В этот перечень входит и постоянное посещение спортклуба, где она занимается в группе людей, переживших рак. Карен, сколько человек в вашей группе и чем ваши упражнения отличаются от тех, что делают обычные посетители клуба?
Карен Кери: Нас десять человок. Мы хорошо знаем друг друга. Самой младшей около 30 лет. Самому старшему за семьдесят. Мы делаем те же упражнения, йога, аэробика, плавание. Но отличие от обычных занятий в том, что участник нашей группы в любой момент может спросить тренера, насколько полезны те или иные упражнения, может сказать, что какое-то движение ему делать неприятно или больно. Например, после операции врач рекомендовал вам делать упражнения, но выясняется, что они вам пока не подходят. И тогда тренер подбирает другие.
И еще разница в том, что, например, сам я плачу за визиты в клуб 37 долларов месяц, а для перенесших рак посещение бесплатное и консультации с тренером тоже... Я перечислила вам все свои достижения, смеется Карен, но я не такой уж и герой. У моего мужа рак был дважды. Сначала - щитовидной железы, а потом рак мочевого пузыря. Хирургические операции гораздо серьезнее моих. И он постарше. Кевину 65лет. Ой, забыла, ему 69. СМЕХ.
Владимир Морозов: Он посещает ту же самую группу в спортклубе?
Карен Кери: Нет. Он предпочитает заниматься своими проблемами сам. Почему? Кевин не очень вписывается в группы. Слишком независимый. К тому же, он не так легко выслушивает советы, потому что тоже работает учителем жизни, как и я. Занимался бизнесом, потом сменил профессию. Муж занимается дома на беговой дорожке. Медитирует. У него свой путь. Сначала я пыталась вовлечь его в группу, но потом напомнила себе, что все люди разные и научилась уважать его выбор.
Владимир Морозов: Он непьющий или может себе позволить рюмку виски?
Карен Кери: Конечно, может. А я? Нет. И не потому что я противник алкоголя. Просто мой организм его не принимает. Я не могла выпить бокал вина даже в молодости. Никогда не пила, так что, можно сказать, жизнь прошла мимо. Пыталась ли я убедить мужа пить не виски, а фруктовые соки? Да, конечно. В семье я точно такая же зануда, как и многие другие жены. Как он реагировал? Понятно, что ему это не нравилось, все эти мои настойчивые советы, о том, что есть и что пить. У каждого из нас это второй брак, казалось бы, надо уже чему-то научиться. Но прошло несколько лет, прежде чем я поняла, что не надо лезть к мужу с непрошенными советами. И чем меньше я даю ему советов, тем более здоровый образ жизни он ведет.
Владимир Морозов: Но, Карен, давайте вернемся к вашей профессии, которая (я напоминаю слушателям) называется Life Couch, что можно почти всерьез перевести как Учитель Жизни. Честно говоря, я никак не могу привыкнуть к этому названию. Скажите мне, что может посоветовать Учитель Жизни в такой простой ситуации. Девушка, дочь моих знакомых, вышла замуж по любви. Но вот медовый месяц прошел, и выясняется, что после работы любимое занятие мужа — сидеть у телевизора с банкой пива в руке. А ей хочется поговорить, это не удается и она начинает на мужа кричать. В ответ он кричит на нее...
КАРЕН. В таких случаях я обычно стараюсь научить людей, как разговаривать друг с другом. Для женщины из вашего примера смысл не только в физическом, но и в духовном общении с супругом, которое невозможно без того, что называется душевный разговор. Ей нужно без крика и жалоб попытаться вовлечь его в беседу. Но для этого она не должна постоянно говорить сама. Ей следует внимательно его выслушивать. Наверное, у него есть свои претензии, но он не умеет или опасается их высказывать. Есть много способов наладить нормальный разговор. Можно, например, заранее договориться и, так сказать, «выступать» только по очереди и никогда не перебивать другого. Говорить, скажем, по 5 минут. Ни в коем случае не повышать голос. Не называть другого какими-либо уничижительными именами. Говорить так, как вы хотели бы, чтобы разговаривали с вами, то есть как можно мягче. Так легче придти к компромиссу и сохранить любовь. Осмысленное общение сближает людей. Иначе - пустота.
Владимир Морозов: Да, признает Карен, теоретически многие обо всем этом более или менее знают или наслышаны, или догадываются. Но главное - научиться применять эти знания на практике, а в моем случае научить этому других... Карен, а прежде чем стать учителем жизни (Life Couch) чем вы занимались?
Карен Кери: Чем я занималась? Была парикмахершей. Потом владела салоном красоты. Одновременно изучала (spiritual counseling) спиричуал канселинг, это помощь людям с учетом их собственных духовных основ, принципов, верований. Причем, эти верования не обязательно должны укладываться в рамки какой-то популярной религии. Возможно применение языческих принципов... Потом я занималась лечебным массажем, лечением с помощью наложения рук. Была инструктором по составлению команд для лечебных салонов. Потом я встретила моего нынешнего мужа и мы с ним два года путешествовали по Америке. Затем работала рефлектологом. Это что-то вроде акупунктуры, но рефлектолог воздействет только на нервные окончания, расположенные на ступне ноги. Преподавала йогу. А уж потом стала учителем жизни (Life Couch). И, мне кажется, в эту профессию я принесла весь мой предыдущий опыт, что, надеюсь, и делает меня хорошо подготовленным учителем.
Владимир Морозов: Признайтесь, Карен, когда у вас обнаружили рак, вы молились? И если да, то какому богу?
Карен Кери: Да, я молилась. Но не Иисусу Христу, не тому верховному существу, которое придет меня судить. Я молилась Вселенной и обитающему там духовному миру, духовному вселенскому разуму. Да, я упоминала имя Бога, но не в религиозном смысле. Что это значит? По моей системе ценностей, каждый человек как бы имеет своего ангела-хранителя. Я молилась ему. Помоги мне, поддержи меня, дай мне ясность мысли, дай понять, что мне делать...
Владимир Морозов: И тут я, прямо как Васисуалий Лоханкин, подумал, а что если в этом и есть великая сермяжная правда? А не записаться ли на прием к учителю жизни Карен Кери. Но в последний момент остановила цена — 200 долларов за сессию в час-полтора. Тем более, что мои прежние психотерапевты и психологи уже успели преподать мне какие-то основы разумного поведения. Я, например, уже почти научился избегать споров и ссор с женой. Конечно, не всегда, но довольно часто мне это удается. А зачем, собственно спорить, навязывать женщине свое мнение, если гораздо большее удовольствие доставит ей простая фраза - «Как хочешь дорогая»!