Чувственный "экспорт" Аргентины

Танго в исполнении пары из Турции

В Буэнос-Айресе завершился чемпионат мира по танго

В столицу Аргентины съехалось множество участников ЧМ по танго и болельщиков из Северной Америки, Европы, Азии и Африки. Но состязания – лишь часть большого танцевального праздника, двухнедельного фестиваля, который включает в себя также показательные выступления профессионалов и 500 бесплатных уроков танго, которые мастера дали любителям. Не так давно ЮНЕСКО объявило танго нематериальным объектом всемирного наследия.

Старые знакомые (семейная пара, безумно увлекающаяся танго) посоветовали мне поговорить с владельцем школы бальных танцев в Вашингтоне Дмитрием Берком, которого родители в юном возрасте привезли в Соединенные Штаты из СССР. Дмитрий Берк преподал моим приятелям азы искусства, которым они всем сердцем стремились овладеть, искусства совместного скольжения по жизни в четком и энергичном ритме:

– Чемпионат мира по танго появился в девяностые годы прошлого столетия. А возрождение танго началось примерно за десять лет до того, после падения аргентинской хунты и отмены закона, согласно которому танго объявлялся танцем весьма сомнительной нравственности, а потому недоступным лицам моложе двадцати одного года. Судьба танго неразрывно переплетена с политической историей Аргентины. В течение нескольких десятилетий в этой стране люди моего поколения официально могли ходить только в рок-н-ролльные клубы и на дискотеки. Но аргентинцы, и среднего возраста, и пожилые, посещали свои милонги.

При бывшем диктаторе Аргентины Хорхе Рафаэле Виделе танго у властей было не в чести

В нынешнюю эпоху обожествления молодости ни один культурный феномен, на котором не лежит печать одобрения подрастающего поколения, не может быть по-настоящему популярным. Даже если данный феномен далеко не молодежный. Возрастной же ценз, установленный аргентинской хунтой на танго, при одновременном одобрении ею рок-н-ролла и диско, доказывает, что двух одинаковых автократий на свете не существует, продолжает Дмитрий Берк:

– Массовая страсть к танго вспыхнула в Аргентине в начале 20-го века. Откуда пришел этот танец? Единой устоявшейся теории до сих пор нет, не знаю почему. Аргентинцы тоже любят переписывать свою историю. Но есть три главные версии – из африканской музыки, от гаучо, которые завезли его из пампасов в Буэнос-Айрес, или из латиноамериканских борделей. Я заметил, что меньше человек знает о танго, тем больше он, в общем, склоняется к третьей версии. В 30-е годы, насколько я знаю, аргентинские моряки привезли танго в Марсель. Из Марселя оно попало в Париж и стало там модным среди богемы. А потом танго из Парижа вновь пересекло океан, уже в обратном направлении, и утвердилось в Латинской Америке с новым знаком качества, как танец элиты. До того это был танец низших классов, если не люмпенов. Я видел фотоснимки, на которых два гаучо дерутся на длинных ножах, а под снимком подпись, что сражаются они под звуки танго. Это был своего рода боевой танец.

– Действительно ли аргентинское танго настолько интимно, во всех смыслах слова?

Я видел фотоснимки, на которых два гаучо дерутся на длинных ножах, а под снимком подпись, что сражаются они под звуки танго

– Интимно более, чем любой другой танец, ведь партнеры фактически все время (на чемпионатах мира каждый номер длится 2 минуты 40 секунд) проводят в тесных объятиях друг друга. Подобной близости, физической неразрывности нет в других парных танцах. Когда смотришь на настоящих профессионалов, видишь, что руки в танго, да и вообще верхняя часть тела, играют чисто вспомогательную роль, партнеры делают ими только легкие, направляющие движения, а основные фигуры выполняют нижняя половина торса и ноги. На танцевальных вечерах, милонгах, обычно танцуешь с партнером "сет". Это три или четыре композиции-песни, которые совокупно длятся минут десять. И в Аргентине существует такое убеждение, что если партнеры станцевали уже два сета, то эту ночь они проводят вместе. Распространена также примета, что с кем станцуешь последний танец на милонге, с тем и переспишь… Но это только в Аргентине, не в других странах Латинской Америки, хотя шутка вполне понятна, ведь танго – это вещь эйфорическая, с очень сильным эротическим зарядом. Вместе с тем аргентинцы любят поговорку, что ты "влюбляешься на один сет", а дальше идешь своим путем. Такой счастливый компромисс, золотая середина.

Танго на улицах Буэнос-Айреса

Аргентина, несмотря на все тяжелые экономические кризисы прошлого и настоящего, точно преуспела в экспорте, по крайней мере, по одной "статье". В экономически развитых странах мира сильно вырос "спрос на танго", причем устойчивый. Как, например, на "экзотическую" кухню многих стран той же Латинской Америки или Азии, продолжает Дмитрий Берк:

– Учителя из Аргентины разъезжают сейчас по всему миру, и в каждом месте останавливаются подолгу, дают мастер-классы. В том числе в Азии и в меньшей степени – в Африке. Клубы танго открылись в Москве и Петербурге. Токио, Берлин, Париж – это сегодня "цитадели танго", наряду с Нью-Йорком и Сан-Франциско. Любопытно, что большое и важное танго-сообщество существует, например, в маленьком хипстерском университетском городке Анн-Арбор в американском штате Мичиган. И как только танго стало глобальным феноменом, сразу же родилась идея проведения чемпионатов мира.

Танго – это универсальный язык, и стоит вам его выучить, как вы сможете танцевать с человеком, который абсолютно не понимает вербальные звуки, слова, которые вы произносите. С другой стороны, притворяться, что вы знаете этот язык, когда вы не овладели им в совершенстве, практически невозможно. Да, наверное, можно что-то попытаться изобразить, но это будет, так сказать, "сильно резать слух партнеру". При этом в танго, как и в жизни, лучше быть здоровым и богатым, чем больным и бедным! Если атлетизм, крепкое здоровье не являются непременным условием для того, чтобы заниматься танго любительски (совсем иное дело – профессионально!), то наличие определенных денег, на все, от туфель и оплаты учителей до хотя бы одного обязательного "паломничества" в Буэнос-Айрес, даже для любителей является требованием непреложным.

Притворяться, что вы знаете этот язык, когда вы не овладели им в совершенстве, практически невозможно

"Я пришел в танго ради знакомства с девушками и остался, полюбив музыку и найдя в ней творческий простор для импровизации", – признается владелец школы бальных танцев в Вашингтоне Дмитрий Берк. "Импровизация делает танго, его эволюцию, непредсказуемой. Любой шаг в этом танце допустим, если партнер в состоянии плавно повторить его за тобой. Это единственное правило, дисциплинирующее творчески чувственный порыв. Законченного алфавита языка танго, полностью сформированного набора фигур, в нем нет. Это роднит его с джазом".