Власти аннексированного Россией Крыма устроили настоящую охоту на имущество неугодных им украинских бизнесменов и компаний, уже заявив, в частности, о национализации крымской собственности олигарха Игоря Коломойского. Формально сейчас полуостров должен жить уже по законодательству России, однако происходящий там передел собственности даже российские эксперты считают противоречащим Конституции страны.
Государственный совет Крыма, исполняющий сейчас функции регионального парламента, еще в начале сентября принял решение о национализации крымского имущества украинского бизнесмена, руководителя Днепропетровской областной администрации Украины Игоря Коломойского. Как сообщил тогда исполняющий обязанности главы республики Сергей Аксенов, в список изымаемой и выставляемой на торги собственности войдут, в частности, сеть автозаправочных станций и недвижимость олигарха на южном берегу Крыма. В середине текущей недели Госсовет внес в перечень национализируемого имущества Коломойского пять земельных участков общей площадью более 65 гектаров в поселке Форос. Поиск и изъятие его собственности, как сообщается, будут продолжены.
По планам крымских властей, доходы от продажи имущества опального украинского бизнесмена пойдут на возмещение вкладов жителей Крыма в принадлежащем ему "ПриватБанке", не подлежащих компенсации из средств государственного фонда защиты вкладчиков. По словам Сергея Аксенова, "ПриватБанк" не выполнил обязательства перед крымчанами и не стал возвращать им деньги, хранившиеся на счетах. Такие обвинения в адрес Коломойского выглядят весьма странно, считает главный финансовый аналитик украинского агентства "Эксперт-Рейтинг" Виталий Шапран. Новые пророссийские власти, по его словам, просто не дали "ПриватБанку" работать в Крыму.
Центробанк России буквально отказался от идеи переходного периода, отказался терпеть на территории якобы России украинские банки
– Мы предупреждали, что если хотят сохранить депозитную базу, то Центральному банку РФ нужно отбросить в сторону все политические процессы аннексии и создать какой-то длительный переходный период, чтобы украинские банки успели вернуть депозиты и выйти из активов в этой зоне. Так быстро – за полгода – даже супермаленькому банку это сделать тяжело, а такие крупные, как "ПриватБанк" или украинские госбанки, не могли это сделать физически. И получается, что Центробанк России буквально отказался от идеи переходного периода, отказался терпеть на территории якобы России украинские банки. Их просто выпихнули с полуострова, прекратили их работу.
Начиная национализацию крымского имущества Игоря Коломойского, местные власти не скрывают – подобные решения принимаются с учетом того, что бизнесмен является одним из инициаторов и финансистов военной операции Киева в восточных регионах Украины. Формальным основанием для изъятий становятся проверки прокуратуры, которые якобы доказали завладение собственностью структурами Коломойского с помощью сомнительных схем и внеправовых решений. Однако ни одного судебного решения, подтверждающего эти утверждения, до сих пор нет. Генеральный директор Экономико-правовой школы российской компании ФБК Сергей Пятенко, в целом поддерживающий действия России в Крыму, считает такое самоуправство временной проблемой.
Будут приняты определенные федеральные акты, которые введут эту ситуацию окончательно в правовое поле
– С того момента как в Киеве прошел переворот, Крым выпал из правового поля, как и вся Украина, образовался правовой вакуум. Формальная сторона вопроса сейчас заключается в том, что приняты определенные законодательные акты республики Крым и Севастополя. Конечно, они нуждаются в одобрении соответствующим федеральным законом. Я думаю, что, скорее всего, сейчас так и будет сделано: будут приняты определенные федеральные акты, которые введут эту ситуацию окончательно в правовое поле.
Однако у других юристов такие действия властей региона, который теперь вроде бы должен жить по российским законам, вызывают удивление. Говорит заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Высшей школы экономики Михаил Краснов.
Это все просто антиконституционно, Конституция Российской Федерации никакой национализации не предусматривает
– Это все просто антиконституционно, Конституция Российской Федерации никакой национализации не предусматривает, – Конституция предусматривает изъятие собственности для публичных нужд (это, как правило, недвижимость), но с компенсацией по рыночной стоимости, иначе нельзя отобрать собственность. Или собственность отбирается по решению суда – либо за долги, если дело гражданское, либо в связи с совершенным преступлением. Но парламент не может принять акт о реквизиции, о национализации, о конфискации – как угодно это называйте.
Принудительное изъятие крымских активов Игоря Коломойского – это наиболее заметное дело по переделу собственности в Крыму за последнее время, однако есть и другие. На этой неделе, например, Совет министров республики заявил о принудительном выкупе 62 автостанций на территории полуострова, принадлежащих частной компании "Крымавтотранс". Поводом для этого стали обвинения в том, что ранее они были выведены из собственности республики мошенническим путем. Не успели владельцы "Крымавтотранса" заявить о своем несогласии с принятым решением, как одну из автостанций компании посетили неизвестные люди, предположительно из так называемой крымской самообороны – военизированного формирования времен активной фазы российской аннексии Крыма.
Другой пример – Ялтинская киностудия, которая тоже должна вернуться в собственность новых крымских властей после уже принятого решения об отмене ее приватизации. На первый взгляд такие действия крымских властей во главе с Сергеем Аксеновым выглядят более законными, чем прямая национализация имущества. Однако руководитель украинского интернет-портала BlackSeaNews Андрей Клименко так не считает:
– Забудьте слово "законодательство", когда вы говорите сегодня об оккупированном Крымском полуострове. Там нет законодательства вообще никакого! Эти ребята делают тупой бандитский отжим имущества, которое кого-то интересует. То есть сидят там бандюки, которые получили все. И они говорят: сначала мы отожмем порты – отжали, потом мы отожмем подземное газохранилище – отжали, а вот теперь у нас на столе лежит как минимум 140 объектов государственной собственности Украины – это санатории. И вот сидят они над картой Крыма с этими объектами и решают: этот продадим или пока подержим... Нет, пока подержим, а вот этот продадим.
Обстоятельства начавшегося передела собственности в Крыму, особенно история с национализацией имущества украинского олигарха Игоря Коломойского, по мнению юристов, вполне могут иметь судебные перспективы. Михаил Краснов из Высшей школы экономики, например, советует пострадавшему бизнесмену сначала искать правду в российских судах. "Естественно, нужно обжаловать в суде, сначала в суде обычном. А если такой суд не примет решение, то он сам, а если примет – то заявитель могут обратиться в Конституционный суд России. Ведь незаконен сам акт о национализации, он не конституционен", – советует юрист.
Эксперты сильно сомневаются в том, что российские судебные инстанции встанут на сторону украинских собственников крымского имущества, объясняя это, в первую очередь, политической, а не юридической подоплекой таких дел. А потому, скорее всего, споры вокруг передела собственности в Крыму выйдут на международный уровень. Сергей Пятенко из Экономико-правовой школы ФБК, например, считает, что у украинской стороны вряд ли получится их выиграть: "Подобные действия в международных судах особых перспектив не имеют. Поэтому, конечно, принятие соответствующих нормативных актов на федеральном уровне укрепит позиции России и сделает подобные действия в подобных обстоятельствах более легитимными", – уверен он.
Иное мнение у финансового аналитика агентства "Эксперт-Рейтинг" Виталия Шапрана. Он уверен, что на международном уровне у пострадавших, прежде всего у Игоря Коломойского, есть большие шансы на победу в споре с Россией:
Зная господина Коломойского, могу сказать, что федеральному правительству России и госкомпаниям надо готовиться к очень серьезным судебным процессам
– С позиции Украины то, что делают крымские власти, – это бандитизм. Сначала не дали возможности работать и выпихнули с бизнес-территории, а теперь отбирают то, что осталось. Национализация – это опасная штука, которая может обернуться непонятно чем и для федерального бюджета России, и для российских госкомпаний. Да, Коломойскому вряд ли посчастливится выиграть суды в Крыму, но он может это сделать в международных арбитражах. А на территории Украины очень много российского имущества: есть ВТБ, Сбербанк, Внешэкономбанк имеет здесь свои активы, крупные российские госкомпании, то есть забирать будет что. Зная господина Коломойского, могу сказать, что федеральному правительству России и госкомпаниям надо готовиться к очень серьезным судебным процессам. Потому что из любой ситуации этот человек уже 20 лет выходит с прибылью, даже при войне.
Схожего мнения придерживается и российский экономист Евгений Гонтмахер. Он считает, что международные суды обяжут Россию компенсировать как Украине в целом, так и ее гражданам ущерб, понесенный в результате аннексии Крыма:
– Это общая национализация без выкупа, без каких-либо отступных собственности, которая была украинская, начиная от пансионатов, шельф, инфраструктурные объекты. Плюс частные лица, типа того же Коломойского, который, наверное, тоже может обратиться в какой-нибудь Стокгольмский арбитраж. Это России предстоит. Это будет, я думаю, когда ситуация с восточной Украиной достигнет какого-то решения. Хотя, на мой взгляд, это может быть в любом случае.
Тем временем в пятницу вступил в силу новый пакет санкций Европейского союза и Соединеных Штатов в отношении России – как против отдельных граждан, так и против некоторых отраслей ее национальной экономики. Представители российских властей уже заявили, что готовы к новым ответным санкционным шагам.