В воскресенье ночью на атомном объекте Парчин неподалеку от Тегерана произошел взрыв, мгновенно породивший предположения о теракте. Интерес американских СМИ к иранской ядерной проблеме, и без того высокий, еще больше подогрели циркулирующие в последние дни упорные слухи, что США в обмен на помощь Ирана в войне с группировкой "Исламское государство" готовы пойти ему на уступки на ядерных переговорах.
Тегеран подтвердил, что взрыв имел место и что его причиной стал пожар. Два человека погибли, один из них – специалист-ядерщик. Взрывной волной были выбиты стекла в домах в радиусе 15 километров от места взрыва. И это не единственное за последние годы происшествие на промышленных объектах, имеющих отношение, по мнению экспертов, к иранской ядерной программе.
В мае случился пожар на нефтехранилище в городе Казвин на севере страны, в котором пострадали около 50 человек. По некоторым сведениям, в Казвине, как и в Парчине, велись тайные ядерные разработки. В январе прошлого года произошел взрыв на ядерном объекте Форду, занятом обогащением урана. Три года назад в результате сильного взрыва на военной базе под Тегераном погибли 17 революционных гвардейцев, в том числе начальник ракетостроительного проекта, который курировала Гвардия.
Тайные ядерные разработки Ирана давно вызывают беспокойство Международного агентства по атомной энергии, и в эти дни Тегеран посетит делегация экспертов агентства. Один из пунктов повестки визита – невыполнение Тегераном обещания ответить не позднее 25 августа на подозрения МАГАТЭ, что на упомянутом объекте в Парчине и других местах осуществляются опыты с ядерными детонаторами и проводятся исследования в области нейтронно-физических расчетов реакторов, которые могут иметь военное применение.
Я не припомню ни одного случая за последние десять лет, когда Иран реально сотрудничал с МАГАТЭ по вопросам, вызывавшим беспокойство международного агентства
"МАГАТЭ могло бы теоретически передать иранское досье в Совет Безопасности ООН на предмет принятия новых санкций в отношении нарушителя, но это вряд ли случится, пока "большая пятерка" в Совете Безопасности и Германия ведут ядерный диалог с Ираном, – сказал в интервью Радио Свобода эксперт Фонда "Наследие" Джим Филипс. – Я не припомню ни одного случая за последние десять лет, когда Иран реально сотрудничал с МАГАТЭ по вопросам, вызывавшим беспокойство международного агентства. Это вынуждает меня скептически относиться к перспективам переговоров с Ираном в так называемом формате "пять плюс один". Иран, с одной стороны, ничтоже сумняшеся заявляет, что ядерные детонаторы необходимы ему в строительных работах, а с другой – требует, чтобы международное сообщество доверяло ему точно так же, как и всем другим подписантам Договора о нераспространении. Но эти два момента взаимоисключающие, заявления о строительном назначении ядерных запалов не оставляют сомнений в том, что Иран – это не рядовой случай. Тегеран на переговорах просто тянет время, чтобы продолжать работы с центрифугами. А также в надежде, что трения между Западом и Россией по поводу Украины приведут к ослаблению санкций".
На то, что у Ирана как будто есть основания рассчитывать на выгодный для себя исход переговоров, указывают сведения, появившиеся на днях на авторитетном интернет-сайте Daily Beast. Автор заметки, ссылаясь на источники в разведывательном сообществе, пишет, что военнослужащие иранского спецподразделения "Кудс", известного своим спонсорством международного терроризма (не в последнюю очередь против США), получили распоряжение никак не тревожить более полутора тысяч американских военных специалистов, обучающих в Ираке курдские боевые отряды, сражающиеся с исламистами. Сделано это было якобы с прицелом на то, чтобы помочь президенту Обаме убедить мировое сообщество в благостности грядущего ядерного соглашения с Ираном. Эту потенциально взрывную информацию комментирует по просьбе Радио Свобода старший аналитик Института изучения ближневосточной политики Дэвид Поллок.
Никакой взаимосвязи ядерных переговоров с кооперацией в борьбе с исламистами не присутствует ни в расчетах Вашингтона, ни в расчетах Тегерана
"Исходя из имеющихся у меня данных, могу с уверенностью сказать, что никакой взаимосвязи ядерных переговоров с кооперацией в борьбе с исламистами не присутствует ни в расчетах Вашингтона, ни в расчетах Тегерана, по крайней мере, на сегодняшний день, – утверждает эксперт. – Если такая увязка когда-нибудь и появится, то договоренность по ядерным вопросам будет предшествовать, а не вытекать из американо-иранского сотрудничества по урегулированию проблем, связанных с поддержкой Ираном Башара Асада, "Хезболлы" или шиитской группировки "Аль-Хути", фактически захватившей столицу Йемена Сану. Не вижу я также никаких признаков (подспудных или явных) кооперации США и Ирана в борьбе с исламистами в Ираке; общая цель не предполагает совместных усилий по ее реализации. Военные действия против "Исламского государства" сознательно ведутся Соединенными Штатами и Ираном раздельно и географически, и оперативно. И во взаимодействии с разными группами иракцев. Что до сведений про то, что "Кудсу" будто бы приказано не тревожить американских военных инструкторов, дипломатов и частных лиц, работающих в Ираке, то могу сказать, что этого уже и так не происходит с 2011 года, когда американские войска полностью покинули страну".
Госсекретарь Керри, по недоразумению или намеренно, очертил контуры соглашения, которые будут приемлемы для США. И оно уже и так близко к тому, о чем мечтал Иран
"Если теперь перейти к ядерным переговорам, – продолжает Дэвид Поллок, – то никаких новых и больших уступок Ирану администрация Обамы сделать не может, даже если бы она того захотела. Госсекретарь Керри, по недоразумению или намеренно, очертил контуры соглашения, которые будут приемлемы для США. И оно уже и так близко к тому, о чем мечтал Иран. Я имею в виду отказ Вашингтона от прежнего требования о полном свертывании Тегераном работ по обогащению атомного топлива. Администрация лишь надеется, что Иран согласится на такие технические условия и режим инспекций, которые позволят Западу обнаружить форсированный рывок иранцев к ядерному статусу примерно за полгода до того, как они фактически обретут ядерное оружие".
Если администрация, предполагая самый невероятный сценарий, пойдет Ирану на еще большие уступки, то это, убежден Дэвид Поллок, трансформирует умеренное недовольство соглашением со стороны Конгресса и американских союзников в протесты такой силы, которая уничтожит всю договоренность на корню. В настоящее время, добавляет вашингтонский эксперт, администрации следует фокусироваться не столько на соглашении, сколько на том, что она предпримет в ответ на обнаруженный форсированный рывок иранцев к ядерному статусу.
Срок очередного временного ядерного соглашения мирового сообщества с Ираном истекает 24 ноября.