Инициатор общественной кампании "Вопрос Ив Роше" Леонид Волков, в прошлом – начальник избирательного штаба Алексея Навального на выборах мэра Москвы, 10 октября созывает в Париже пресс-конференцию, вместе с двумя французскими адвокатами Навального. Как ранее сообщало Радио Свобода, французские юристы Уильям Бурдон и Иван Терель направили петицию Брису Роше, президенту и генеральному директору косметического концерна "Ив Роше", с просьбой прояснить позицию компании по поводу судебного процесса, в прошлом году инициированного ее российским филиалом против братьев Алексея и Олега Навальных.
Процесс против Алексея Навального в 2013 году инициировал российский филиал "Ив Роше". Он и его брат Олег обвиняются в мошенничестве и хищении у компании 27 миллионов рублей посредством навязывания коррупционной схемы грузовых перевозок. По словам российских защитников Навального, имеются документы, в которых компания заявляет об отсутствии ущерба, но дело "Ив Роше" продолжается в суде с 2013 года, и именно в связи с этим делом Алексей Навальный помещен под домашний арест.
Леонид Волков рассказал Радио Свобода о ходе организованной общественной кампании и о том, какие действия будут предприняты, если "Ив Роше" продолжит молчать:
– Эта идея пришла мне в голову в апреле, когда должен был начаться суд по делу "Ив Роше". К тому времени я уже полгода жил в Европе, в самом умиротворенном месте – Люксембурге, занимался своей работой. Но, конечно, никуда не делись мои связи и контакты с друзьями, с коллегами, с людьми, с которыми мы вместе прошлым летом делали избирательную кампанию. Мы постоянно общались, и я не мог не переживать из-за того, что Алексея, моего друга, заключили под домашний арест по этому сфабрикованному и абсурдному делу, и что это дело развивается и дойдет до суда. Я стал думать, что я могу сделать в Европе. И я довольно быстро понял, что у этого дела есть ахиллесова пята – в виде компании "Ив Роше".
Они ведут себя так, как ведут себя потерпевшие, это для них удобная позиция, но потерпевшими они не являются и прекрасно об этом знают
Когда я изучил материалы дела, я убедился в этом окончательно. Как раз когда дело было передано в суд и материалы были опубликованы. Я понял, что все держится на том, что компания "Ив Роше", написав первоначальное заявление, а потом, написав экспертизу о том, что никакого ущерба на самом деле нанесено не было (и эта экспертиза тоже есть в материалах дела), тем не менее, заняла пассивную позицию. Они сменили, судя по всему – под давлением, своего представителя в России, и новые руководители их российского представительства заняли позицию потерпевших. То есть: они ходят в суд, они поддерживают все заявления прокурора, они не говорят вслух о том, что их заставили написать это заявление, и что никакого ущерба компании не было нанесено, и это дело абсурдно. Они ведут себя так, как ведут себя потерпевшие, это для них удобная позиция, но потерпевшими они не являются и прекрасно об этом знают.
Леонид Волков не сомневается в том, что подача заявления в суд не была инициативой российского филиала "Ив Роше". Это, по его словам, был вынужденный шаг:
– Когда на Алексея стали "копать" и пытаться найти, что ему можно предъявить, стали анализировать его электронную почту и нашли там его переписку с братом по поводу коммерческих дел, связанных с компанией "Главподписка". Алексей там был просто акционером, а компанией реально управлял Олег. Но, тем не менее, раз есть какие-то коммерческие дела, можно придумать претензии.
Сотрудники ФСБ пришли к Бруно Лепу, руководителю "Ив Роше Восток", и сказали ему "давай, пиши заявление"
Сотрудники ФСБ пришли к Бруно Лепу, руководителю "Ив Роше Восток" и сказали ему "давай, пиши заявление". Бруно, очевидно, повел себя как порядочный человек. Он под давлением написал бумажку, которая юридически заявлением о преступлении не является. Он написал лишь: "Просим разобраться, был ли нанесен ущерб". Одновременно своему финансовому директору, господину Мельнику, директор "Ив Роше Восток" Ле Брук заказал аудит, экспертизу взаимоотношений компании "Ив Роше Восток" с компанией "Главподписка". Эта внутренняя экспертиза показала, что все транспортные услуги компания Олега Навального "Главподписка" оказывала компании "Ив Роше" по рыночным ценам, и даже ниже рыночных цен, и никакого ущерба от этого сотрудничества компании "Ив Роше" нанесено не было.
Леонид Волков отмечает, что, таким образом, руководство "Ив Роше" в России было уверено, что вопрос исчерпан и совесть компании чиста. Однако, по российскому законодательству, предоставление экспертизы, отзыв иска или отказ от предыдущих заявлений не приводит к автоматическому закрытию уголовного дела. Судебная машина была запущена, а компания "Ив Роше" не стала занимать позицию, которая могла бы повредить ее дальнейшей, очень прибыльной, деятельности в России. Кампанию "Вопрос "Ив Роше" Леонид Волков начал именно с той целью, чтобы вынудить французского косметического гиганта нарушить молчание и открыто заявить, что у "Ив Роше" к Алексею Навальному никаких претензий нет:
– Эту позицию молчания мы считаем крайне позорной и с помощью нашей петиции хотим разрушить. Мы хотим показать всему европейскому сообществу, что вот, у вас тут есть корпорация, которая помогает расправляться с политическими оппонентами своим молчанием и бездействием. "Ив Роше" не уполномочила своих представителей занять активную позицию, поддержать сторону защиты. Компания не предпринимает мер по отзыву заявления, не говорит о том, что подать это заявление ее заставили. Ничего подобного "Ив Роше" не делает, а это позорно и неприемлемо.
Онлайн-петиция www.askyvesrocher.com была запущена в августе, и до настоящего момента ее подписали порядка 15 тысяч человек. В числе таковых, говорит Леонид Волков, немало уважаемых людей, таких как Сергей Гуриев и Михаил Ходорковский. "Мы просим "Ив Роше" об одном – занять публичную позицию по данному делу", –поясняет Леонид Волков:
Тут нельзя отмолчаться, ведь их заявление используется для политического процесса
– Тут нельзя отмолчаться, ведь их заявление используется для политического процесса. Либо скажите, что ущерба не было, как вы уже один раз сказали. Подтвердите это и последовательно проводите эту линию, дав соответствующие инструкции своим адвокатам. Помогите развалить это дело. Либо, да, вы могли что-то передумать и пересчитать, решить, что ущерб был. Но тогда дайте конкретные расчеты и бумаги, чтобы мы могли хотя бы себя защищать. А так получается, что Алексей должен доказывать, что он не верблюд. Все бумаги свидетельствуют о том, что ущерба не было, а российский суд, самый справедливый, его, тем не менее, судит, никаких инструментов для выстраивания защиты у него нет. И это – прямое следствие молчания и бездействия компании "Ив Роше".
Леонид Волков уверен, что общественная реакция на его петицию будет идти по нарастающей, и даже если сейчас "Ив Роше" все еще ее игнорирует, долго это тянуться не может. Распространение петиции продолжается, в эти дни о ней узнают все больше людей, и сторонники акции на этом останавливаться не намерены. Если понадобится, говорит Волков, в ход пойдет весь арсенал офлайновых средств борьбы: сейчас рассматривается возможность пикетирования штаб-квартиры "Ив Роше" в пригороде Парижа и проведения акций против магазинов компании. Речь идет о нормальной европейской фирме, подчеркивает Леонид Волков, и она обязана вести себя в соответствии с принятой в Европе корпоративной этикой. "Мы требуем от "Ив Роше" не применять двойных стандартов и не позволять себе в России помогать государству уничтожать своих политических оппонентов, – поясняет он.