Михаил Ходорковский и Алексей Навальный учреждают премии для россиян, подвергающихся преследованиям властей по политическим мотивам. Об этом глава фонда "Открытая Россия" заявил в ходе онлайн-форума, посвященного судьбе российских политзаключенных. Уже в следующем году 50 премий по 100 тысяч рублей получат россияне, пострадавшие от действий судебной системы, сказал экс-глава ЮКОСа. Кто именно это будет, решат эксперты и правозащитники.
Форум, проведенный фондом Михаила Ходорковского, был посвящен судьбе российских политзаключенных. К участию в нем были приглашены как бывшие политзэки, уже отсидевшие свои сроки и вышедшие на свободу, так и люди, вынужденные уехать за пределы России из-за преследований по политическим мотивам.
Кроме экс-главы нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского в онлайн-форуме приняли участие бывший заключенный по делу ЮКОСа Владимир Переверзин, исполнительный директор Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального Владимир Ашурков, эколог Сурен Газарян, публицист Дэвид Саттер, гражданский активист Леонид Мартынюк, один из фигурантов "Болотного дела" Владимир Акименков, правозащитники Дженнифер Гаспар и Иван Павлов, сотрудник "Мемориала" Александр Черкасов, экономист, профессор парижского Института политических исследований Сергей Гуриев, директор Фонда поддержки расследовательской журналистики Григорий Пасько, глава российского представительства Amnesty International Сергей Никитин.
Организатор конференции Михаил Ходорковский говорил о важности поднимаемой темы, о том, что сегодня нельзя забывать о людях, которые находятся в российских тюрьмах по политическим причинам:
– Их у нас в стране тысячи. И для этих людей психологически важно, чтобы их признали именно политическими заключенными. Потому что очень неприятно, когда твои близкие, твои друзья, твои знакомые полагают, что тебя посадили в тюрьму из-за того, что ты совершил что-то некрасивое. И это очень сильно подрывает волю к борьбе, когда тебе говорят: да, тебя жалко, но ты же все-таки виноват... Очень важно, когда есть авторитетные люди, которые говорят широкой общественности: знаете, этот человек страдает за свои убеждения. И я считаю, что, когда человек находится в тюрьме по необоснованному обвинению, здесь уже не важно, каких политических взглядов он придерживается. Если этот человек был лишен права на справедливый суд, значит, этот человек политический заключенный, и мы его должны защищать, – сказал Михаил Ходорковский.
Еще один участник конференции – экономист, профессор парижского Института политических исследований Сергей Гуриев – вынужден был покинуть Россию в 2013 году, после обысков в рамках так называемого "второго дела ЮКОСА".
– На самом деле, большинство людей, которых мы называем политзаключенными, сидят в России не по политическим статьям. Тем не менее, де-факто они являются политзаключенными. Это и ребята, которые сидят по "Болотному делу", и те, кто сидит под домашним арестом по всем делам, связанным с Навальным, и некоторые люди, которые сидят по 282-й статье. И даже Сергей Удальцов безусловно является политическим заключенным, хотя многие не разделяют его политических симпатий, – считает экономист Сергей Гуриев.
Один из фигурантов "Болотного дела" – активист "Левого фронта" Владимир Акименков, арестованный в июне 2012 года, провел в СИЗО около полутора лет. Там он начал терять зрение, несмотря на это, меру пресечения ему не изменили. В декабре 2013 года был амнистирован в честь двадцатилетия Конституции и освобожден в зале суда. Сейчас Владимир Акименков занимается правозащитной деятельностью, помогает своим товарищам, которые находятся в заключении. Но полагает, что в помощи и поддержке нуждаются также вынужденные политэмигранты, а также те, кто скоро освобождается:
– Эта проблема коснулась лично меня и затронула моих друзей и знакомых, которые сидели и сидят до сих пор по разным делам, не только по "Болотному".
Я считаю, что политзэки сидят за всех сознательных людей и людей, чье сознание пока не проснулось, сидят за всех угнетенных
Я считаю, что политзэки сидят за всех сознательных людей и людей, чье сознание пока не проснулось, сидят за всех угнетенных, если так можно сказать. Нужно привлекать внимание к проблеме политзаключенных как можно большего числа людей. Мы не знаем, к чему мы в конце концов придем в результате этого форума. Я надеюсь, что по итогам всего этого мы сможем начать работать над новым, очень серьезным, масштабным проектом по поддержке политических заключенных.
Сайт "Открытая Россия", который транслировал конференцию о российских политзаключенных, запущен 20 сентября этого года. Создатели ресурса называют его "площадкой, на которой те, кто еще не разучился думать, могут получать не лживую информацию, говорить и быть услышанными, обсуждать и предлагать идеи – как вернуть Россию в цивилизованный мир".
Впрочем, инициатива Михаила Ходорковского и Алексея Навального снискала одобрение далеко не всех оппозиционных общественных деятелей и правозащитников. Историк и ученый Сергей Шаров-Делонэ, активный член "Комитета 6 мая" и член рабочей группы общественного расследования событий на Болотной площади в Москве в мае 2012 года на своей странице в Facebook написал:
"Поддержка политиком или политической партией любой общественной правозащитной инициативы или организации – дело тоже нисколько не предосудительное, а даже наоборот. А вот обратная последовательность, как я глубоко убежден, порочна: политические деятели не могут и не должны организовывать (во всяком уж случае публично) правозащитные инициативы. Поскольку последние моментально превращаются в пропагандистскую пиар-акцию, что дискредитирует саму идею вне-политической правозащитной деятельности как таковой. Даже если цели, преследуемые политиками, самые благие и благородные".