Александр Генис: К двум Бушам в Америке относятся по-разному. Если младшего до сих его противники воспринимают в штыки, то к Бушу-старшему, патрицию американской политики, относятся с огромным уважением даже те, кто за него не голосовал. Тем с большим вниманием читатели обеих партий встретили книгу 43-го президента о 41-м. Её представит нашим слушателям Марина Ефимова.
Марина Ефимова: 41-го президента Америки Джорджа Герберта Уокера Буша часто называют Бушем-старшим – в отличие от его сына, 43-го президента Америки, Джорджа Уокера Буша-младшего. Во время президентства Буша-старшего (с 1989 года по 93-й) произошло много знаменательных событий – таких, например, как падение Берлинской стены, конец Холодной войны, развал Советского Союза и война в Персидском заливе. Тем не менее, несмотря на многочисленные просьбы, Буш-старший отказался писать мемуары. Одни объясняют это его скромностью, другие – снобизмом выпускника Йейля. Вообще его манеры не вполне соответствовали тем, которые приняты среди политиков Америки, - настолько, что во время его предвыборной кампании 1988 г. советники даже требовали, чтобы он «опростил» свой имедж, потому что его деликатность выглядела неуверенностью.
И вот в 2014 г. вместо мемуаров 41-го президента вышла книга 43-го президента, которая называется «Сорок первый. Портрет моего отца»:
Диктор: «Я думаю, что о периоде президентства моего отца со временем будет написано немало книг. Некоторые из них будут объективными. Но не эта. Эта книга – история любви».
Марина Ефимова: Из книги «41-й» американцы впервые узнали подробности истории семьи, которая всегда «яростно», как пишут журналисты, оберегала свою частную жизнь. Например, о смерти от лейкемии одной из сестёр Буша-младшего, 3-летней Робин.
Диктор: «Пока она болела, отец что-то безостановочные делал: собирал информацию, встречался с врачами, сравнивал результаты тестов, искал новые способы лечения, молился. Я вижу теперь, что эта лихорадочная деятельность была для него способом борьбы не только с болезнью, но и с чувством беспомощности. Джордж Буш был военным лётчиком, пилотом торпедоносца. В 1944-м его самолет подбили японцы, и он катапультировался в океан, добрался вплавь до надувного плотика и грёб на нем 4 часа, пока его не выудила команда подводной лодки. Я думаю, такому человеку была невыносима ситуация, когда он не мог ничего сделать для спасения ребенка, которого так любил».
Марина Ефимова: В книге Буш-младший вспоминает, как он, шестилетний, украл в магазине двух оловянных солдатиков. Обнаружив это, отец привёз мальчика к магазину и сказал ему, что тот сам, один, должен пойти в магазин, найти менеджера, вернуть игрушки и извиниться. «Я сделал всё, как сказал отец, и только тогда почувствовал угрызения совести, - пишет Буш-младший, - Когда я вернулся к машине, отец не сказал ни слова. Он знал, что добился нужного результата». Сын пишет, что любовные отношения в семье были во многом результатом отцовской мудрости:
Диктор: «Его любовь к нам не ставила никаких условий. У нас не было поводов бунтовать против него или соревноваться с ним, потому что он не предъявлял к нам никаких требований. Его любовь не ожидала оплаты».
Марина Ефимова: Сын, как и другие авторы, писавшие о Буше-старшем, отмечает его щедрость, его дар заводить и сохранять друзей и свойственную ему смелость в начинаниях. Он пошел в армию в 18 лет, на следующий день после нападения японцев на Перл Харбор, и воевал до последнего дня войны. Он рано (но раз и навсегда) женился на Барбаре Пирс (которая станет одной из самых уважаемых первых леди Америки), завел пятерых детей, вступил (рискованно) в нефтяной бизнес и перевез семью из Новой Англии в Техас. Кстати сказать, все рецензенты книги «41-й» отмечают красочность авторского пера, когда речь идет о детстве и о семье:
Диктор: «В Техасе мы поселились в небольшом доме в пригородной новостройке. Её назвали «Район пасхальных яиц», и понятно почему: строители выбрали для всех домиков яркие, но разные цвета – чтобы жильцы могли отличить один дом от другого. Наше пасхальное яичко № 405 по улице Ист Мэйпл было ярко голубым».
Марина Ефимова: Вступление Буша-старшего в политику в 1960-х годах было таким же смелым, как решение стать бизнесменом, но его отношение к своей роли «слуги народа» было ответственным, мудрым и осторожным. Рецензент книги «41-й» Мичико Какутани пишет в НЙТаймс:
Диктор: «Журналисты, политики и даже члены семьи Бушей отмечают контраст между отцом и сыном в роли президентов и вообще – политических деятелей. Отец был известен своей новоанглийской манерой держаться в тени, а также неброской, не вызывающей, «тихой» дипломатией. Сын известен как гордый, прямолинейный и открытый политик, идущий напролом, не без техасского щегольства и умения прихвастнуть. Там, где политика Буша-старшего основывалась на внешне-политическом реализме и умеренности республиканцев старой школы, там Буш-младший примыкал к неоконсерватизму, к идее экспорта демократии и переделки мира. Отец боялся непроверенных новшеств. Сын легко пленялся грандиозными идеями».
Марина Ефимова: В 2002 году колумнистка НЙТаймс Морин Доуд писала: «После попытки Саддама Хуссейна оккупировать Кувейт в 1991 г., Буш-старший, организовавший победоносную военную операцию «Шторм в пустыне», принял решение не идти на Багдад, чтобы разом покончить с иракским диктатором. Позже он объяснил это так: «Если бы мы вошли в Ирак, это дестабилизировало бы не только сам Ирак, но и весь регион». Теперь его сын в вопросе об Ираке (как и в вопросе о налогах) меняет на противоположные те решения отца, которые неоконсерваторы считают неудачами». Сам Буш-младший в книге «41-й» отрицает эту мотивировку:
Диктор: «Я не пытался (как многие думают) закончить то, что начал отец. Моим мотивом было обезопасить Соединенные Штаты, как я и обещал в клятве при вступлении на пост президента. Я не спрашивал у отца, что мне делать. Мы оба знали, что такого рода решения может принять только президент».
Марина Ефимова: «Журналисты и биографы, - пишет Мичико Кукутани, - часто высказывали предположение, будто Буш-младший опасается, что он избран президентом лишь как сын своего отца. Он считает, что находится в тени отца, а потому рвётся перещеголять его». Действительно, журналисты приписывали сыну чуть ли ни «эдипово соперничество» с отцом. Однако в книге «41-й» Буш-младший часто выступает в роли защитника отца. Например, осуждает несправедливую реакцию прессы на деликатность Буша-старшего во время его предвыборных дебатов с Рейганом: тогда кто-то написал, что у Буша «хребет, как у медузы». Сын считает, что история проглядела отца между двумя яркими и долгими президентствами - Рейгана и Клинтона. (Тут неплохо бы вспомнить отношение самого Буша-старшего к таким вещам. Он говорил: «Не беспокойтесь. Ни одно поколение не уйдёт от истории»). Тем не менее, защищая отца, сын пишет:
Диктор: «Джордж Буш добился за один срок большего, чем многие президенты - за два. История запомнит его как освободителя Кувейта и как президента, способствовавшего мирному окончанию Холодной войны».
Марина Ефимова: Действительно, это Джордж Буш встретился в декабре 1989 г. с Михаилом Горбачёвым, несмотря на сопротивление своих ближайших соратников; и это он заключил с ним в 1991-м соглашение о сокращении стратегического оружия, которое и считается концом Холодной войны (во всяком случае первой Холодной войны).
Надо сказать, что вообще-то президент Джордж Буш-старший не нуждается в защите. Если считать «рэйтинг» выражением народного мнения о президенте, то во время правления Буша-старшего его рейтинг то взлетал до 86% (после войны в Персидском Заливе), то падал до 40% (из-за увеличения налогов). Но вот после его ухода с поста «рэйтинг» бывшего президента неуклонно растет. Уже 60% американцев одобряют его правление. И многие сейчас вспоминают его спокойные, но обнадёживающие слова, сказанные во время выступления перед Конгрессом: «Ни одна проблема, созданная человеком, не бывает так велика, чтобы ее не могли решить человеческая изобретательность, ум, энергия и сила духа».