Спайс в первом чтении

Курительные смеси

Новый законопроект против "спайса" вряд ли решит проблему употребления психотропных веществ, но может ослабить коррупцию

12 декабря депутаты Государственной Думы приняли в первом чтении законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части противодействия обороту новых психоактивных веществ)". Этот закон призван навести порядок в контроле за оборотом так называемых "спайсов" – наркотических веществ на основе синтетических каннабиноидов.

Появившись в России несколько лет назад, эти психотропные препараты первое время распространялись легально, под видом курительных смесей и соли для ванны. В 2009-м оборот некоторых из них был запрещен Роспотребнадзором, в конце того же года несколько типов спайсов были внесены в "Список наркотических средств и психотропных веществ", в 2010-м – перенесены в другой список, "Перечень растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества либо их прекурсоры". В 2014 году в различных регионах России произошло множество случаев отравления спайсами, в том числе с летальным исходом. Именно на фоне этой, по выражению некоторых СМИ, “спайсовой эпидемии”, началась работа над новым законопроектом.

О новых психотропных веществах и эффективности запретительных мер рассказала Аня Саранг, президент Фонда содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова:

Аня Саранг

– Сейчас словом “спайс” называют все новые психоактивные вещества, но в классическом понимании это – синтетические каннабиноиды. В России они появились, видимо, примерно в 2007-2008 году, уже в 2010-м некоторые из них были занесены в список запрещенных веществ. Однако, этот запрет оказался не очень эффективным, продолжается распространение новых формул, синтезировать новые вещества, которые не попадают под запрет, очевидно, достаточно легко. Получается своего рода гонка между законодателями и химиками

– Массовые отравления последних месяцев – следствие этой гонки? Новые формулы оказались более опасными?

– Возможно, но наверняка сказать сложно. Аналитической информации в открытом доступе практически нет, насколько я знаю, журналистам не удавалось получить информацию от токсикологов о том, что же содержалось в веществах, вызвавших отравления. Разумеется, подпольные лаборатории, выпускающие спайсы, в последнюю очередь задумываются о контроле, так что ошибка в формуле – одна из версий. Но чтобы разобраться точнее, конечно же, нужна тщательная экспертиза, доступные публично отчеты.

– Как, по-вашему, разумно регулировать оборот наркотических веществ такого рода?

Лучше пить водку из магазина, чем бегать к бабке за самогоном

– В мире есть два подхода по отношению к спайсам. Первый – более запретительный, внесение в список, веерные запреты, но, как мы видим, это провоцирует гонку, возникновение все новых и все более опасных аналогов. Второй подход – регуляторный, его сейчас пробуют применять в Новой Зеландии. Он состоит в том, что государство регулирует производство и продажу спайсов, как и других легальных психоактивных веществ – алкоголя, леарств. С точки зрения безопасности потребителей это более рационально – есть определенный контроль качества, нет необходимости экспериментировать с соединениями. Как это будет работать – пока непонятно, это совсем новый опыт. В России, конечно, традиционно больше приветствуется репрессивное законодательство, но насколько оно эффективно – вопрос. Два года назад запретили продажу кодеина, соответственно, снизилось употребление так называемого “крокодила”, но тут же его место заняли всевозможные спайсы. Может быть, лучше пить водку из магазина, чем бегать к бабке за самогоном. Существует мнение, что проблема спайса в мире вообще возникла из-за запретительной политики: из-за запрета марихуаны в большинстве стран мира возникла ниша для синтетических каннабиноидов, которые вообще-то изначально использовали в чисто научных целях.

Впрочем, принятие нового закона все же имеет шансы изменить нынешнюю ситуацию к лучшему. В этом уверен адвокат Арсений Левинсон, консультант hand-help.ru, сотрудник Института прав человека:

Количество соединений в таком списке было бы числом с 16 нулями на конце

– Этот законопроект ничего не ухудшает в сфере антинаркотического законодательства. Сейчас даже если вещество, входящее в курительную смесь, не включено в перечень наркотиков, за нее могут привлечь к уголовной ответственности как за “производную” или “аналог” наркотика, включенного в список. Списка этих производных и аналогов не существует, а ответственность они предполагают такую же, как и списочные наркотики. Новый законопроект предполагает вновь выявленные психоактивые вещества, пока не включенные в перечень, временно запрещать на два года, ответственность за их приобретение не вводится, только за сбыт. Мы приветствуем этот законопроект, потому что в нынешней практике, решение о привлечении к ответственности человека, пойманного с веществом, не включенным в список, принимается ведомственным химиком-экспертом ФСКН. Такая система открывает широкий простор для коррупции. Впрочем, с принятием нового закона ничего не изменится, если он не повлечет отмены понятия “производного наркотического вещества”, которое сейчас зафиксировано в постановлении правительства, где указано, что некоторые виды синтетических каннабиноидов запрещены вместе со своими производными. Мы обращались в ФСКН с просьбой представить нам список производных одного из таких веществ, на что нам ответили, что это невозможно, потому что количество соединений в таком списке было бы числом с 16 нулями на конце. Рациональных, верифицированных механизмов отнесения вещества к производным наркотика просто нет, решения часто принимаются исходя из коррупционных или ведомственных соображений.

– Как будет выглядеть практика применения нового закона?

Ситуация может измениться к лучшему – будут запрещены конкретные вещества, а не неизвестно что, как сейчас

– На основании представленных материалов новые вещества будут включать в специальный реестр решением главы ФСКН – это все-таки не уровень химика-эксперта со следователем и оперативником. Уголовной ответственности за приобретение такого вещества не будет. Далее в течение двух лет будет проводится экспертиза, исследование соединения и будет решаться вопрос либо о создании стандартов и санитарных норм для выпуска вещества на легальный рынок, либо его включение в общий список наркотических веществ. Чтобы все это заработало, придется много чего сделать, в том числе поменять многие подзаконные акты. Но ситуация может измениться к лучшему – будут запрещены конкретные вещества, а не неизвестно что, как сейчас.