Теракт на Дубровке: дело есть, ответов нет

Возобновлено расследование нападения на актеров и зрителей мюзикла "Норд-Ост" в октябре 2002 года

В среду Следственный комитет России подтвердил информацию ряда СМИ о возобновлении расследования уголовного дела о захвате Театрального центра на Дубровке 23 октября 2002 года. В 2007 году прокуратура Москвы приостановила расследование из-за того, что не удалось задержать организаторов теракта. Шестеро пособников террористов получили сроки от 8,5 до 22 лет лишения свободы. Представитель СК Владимир Маркин сообщил об аресте уроженца Чечни Хасана Закаева, которого подозревают в организации нападения. Его арестовали еще в августе, но информация об этом появилась в СМИ только сейчас.

Суд над арестованным Хасаном Закаевым проходит в закрытом режиме. Об этом "Интерфаксу" сообщили в Мосгорсуде. По данным журналистов "Коммерсанта", Закаев отвечал за доставку в Москву оружия, взрывчатки и "поясов шахида", которые везли из Чечни на КамАЗах. Также в СК установили, что к теракту причастен Герихан Дудаев, которого объявили в международный розыск. Вот что известно о Хасане Закаеве и Герихане Дудаеве адвокату потерпевших по делу о теракте Игорю Трунову:

Адвокат Игорь Трунов

– Дело возобновлено, так как задержали одного из подозреваемых, который находился в международном розыске. Второй в розыске остается. Замоскворецкий суд продлил срок содержания Закаева под стражей до февраля. Ценность его ареста – в неотвратимости наказания. Он в составе организованной группы подвозил оружие и выполнял еще какие-то действия, являясь в чем-то организатором, в чем-то пособником при организации этого и ряда других терактов. Он длительное время скрывался, и его арестовали при попытке попасть с Украины в Крым.

Немножко режет глаза, что его, в числе прочего, обвиняют в использовании ядовитых веществ. Я не понимаю, куда клонит следствие

​Немножко режет глаза, что Закаева, в числе прочего, обвиняют в использовании ядовитых веществ. Я не понимаю, куда клонит следствие. К тому, что он причастен к пуску газа в зрительном зале? Ну, в общем, пока что на прямые вопросы ответов никто не дает.

В октябре 2002 года во время представления мюзикла "Норд-Ост" террористы взяли в заложники более 900 человек и удерживали их в течение трех дней. В результате штурма 26 октября все террористы были уничтожены, погибли 130 заложников, среди которых было 10 детей. Сопредседатель общественной организации "Норд-Ост" Татьяна Карпова, потерявшая во время теракта сына, не верит, что арест Хасана Закаева поможет расследованию:

Может быть, они взяли первого встречного и на него повесили теракт

– Я давно не верю в объективное расследование, потому что есть распоряжение господина Путина – признать "Норд-Ост" и гибель людей государственной тайной особого масштаба. Поэтому нас к материалам расследования особо никто не допускает. Они ничего не сделают! Может быть, они взяли первого встречного и на него повесили теракт, – считает Татьяна Карпова.

По мнению Дмитрия Миловидова из организации "Норд-Ост" (две его дочери побывали в заложниках, одна из них погибла), арест Закаева и возобновление расследования теракта на Дубровке – лишь техническая формальность. Родные до сих пор не получили ответы на более важные вопросы – какой газ и по чьему приказу использовали при штурме, почему не были организованы грамотная эвакуация и оказание медицинской помощи пострадавшим. В интервью Радио Свобода Дмитрий Миловидов уточнил, что об аресте Хасана Закаева родные погибших узнали еще в начале осени:

Дмитрий Миловидов

– Еще в сентябре потерпевшие в теракте на Дубровке стали получать уведомления, что 21 августа ФСБ задержан один из пособников террористов в теракте на Дубровке – некто Закаев. Он неоднократно попадал в поле зрения спецслужб, но задержать его раньше не удавалось. Однажды под Волгоградом его заметили сотрудники ДПС, когда у него по пути скончался ребенок, но у него были поддельные документы, и в тот момент ему удалось улизнуть. Нынешнее возобновление дела по "Норд-Осту" никак не связано с выполнением решения Европейского суда по правам человека, в котором России рекомендовалось провести должное расследование причин гибели людей при теракте. Мы надеялись, что благодаря и на основании решения Европейского суда будет произведено должное расследование. Но это решение отклонялось Московским городским судом под разными предлогами.

Нынешнее возобновление дела является формальным поводом, не связанным с гибелью людей, а связанным только с арестом одной из мелких сошек

То есть нынешнее возобновление дела является формальностью, связанной только с арестом одной из мелких сошек. Очевидно, его дело, как и дела других ранее задержанных, будет выделено в отдельное производство, потерпевшие участвовать в нем никаким образом не будут, и после мы ничего о нем не узнаем. Такова ситуация, по нашему мнению.

–​ Какие ответы вы и другие родственники погибших хотели бы получить в ходе честного расследования теракта на Дубровке, который произошел 12 лет назад?

– Мы хотели бы знать, почему нашим близким не была оказана должная помощь, почему одного мальчика нашли в траве с кровавой пеной у рта, почему было применено спецсредство, которое фактически провоцировало террористов на ответные действия, то есть оно не было мгновенного действия, имело цвет, запах, было заметным? К этому спецсредству не был изобретен антидот. Почему не были проинформированы врачи в больницах, которые наобум пытались найти какой-то антидот к примененному средству, и не всегда это были удачные попытки.

–​ У вас есть понимание, кто отдал приказ использовать этот газ тогда?

Несомненно, вина здесь на гаранте Конституции, Владимире Владимировиче Путине

– Несомненно, вина здесь на гаранте Конституции Владимире Владимировиче Путине. Без его решения вряд ли правоохранительные органы рискнули бы пойти на возможное нарушение Женевской конвенции о запрете химического оружия. Кроме того, никто не желает расследовать, а могло ли примененное спецсредство разрешить ситуацию с захватом заложников, если бой при его применении шел даже по расчетам спецслужб не менее 28 минут, то есть времени у террористов взорвать зал было более чем достаточно. К счастью, ответных действий не последовало. Но это никто не желает расследовать. И не расследуется это, естественно, с ведома и по поручению Путина.

Родные заложников провели собственное расследование и написали доклад о событиях, связанных с "Норд-Остом", а также представили коллективную жалобу в ЕСПЧ. В 2012 году суд обязал российские власти выплатить пострадавшим в общей сложности почти 1 миллион 300 тысяч евро и рекомендовал провести объективное расследование причин гибели людей.