Кино. Итоги года

Путин и братья Михалковы на открытии памятника Сергею Михалкову в Москве

Директор Центра документального кино Софья Гудкова и кинокритик Юрий Богомолов подводят итоги прошедшего киногода

Елена Рыковцева: Подводим итоги уходящего года киногода 2014. С нами Юрий Богомолов, кинокритик, отвечает сегодня в нашем эфире за кино художественное, и с нами Софья Гудкова, директор Центра документального кино, ответственная, соответственно, за документальное кино в нашем сегодняшнем разговоре.

Давайте с хорошего начнем. Расскажите, что у вас хорошего в вашем Центре документального кино.

Софья Гудкова. У нас в центре ежедневно пять сеансов – это разноплановое, разножанровое документальное кино. Как правило, по определенным причинам, это кино западное, западных правообладателей, но тем не менее, российский сегмент, все фильмы, которые знаковые, мы показываем в том числе.

Елена Рыковцева: Вы тогда уточняйте, что значит "по определенным причинам". Это не идут на русское кино люди?

Софья Гудкова: Конечно, мы ориентированы на зрителя, зритель голосует рублем и ногами, поэтому мы можем сколь угодно рассказывать ему о качестве фильма, но если кино ему не нравится, он не придет. Мы показываем в основном западное кино, в том числе американскую киноиндустрию, где очень много денег вкладывается и в технологию, и в людей, которые делают это кино. Нет же на самом деле разделения – документальное кино и художественное, есть кино хорошее и не очень хорошее. Безусловно, у нас нет таких бюджетов. Наше кино российское, если мы говорим о хорошем документальном кино, это, как правило, социальное кино, а поскольку мы кинотеатр – то люди приходят получить некоторое удовольствие, пришли после работы с молодым человеком, с родителями, иногда даже с детьми, и они не всегда готовы смотреть жесткую социалку. Есть фестивальная аудитория, есть замечательный фестиваль Артдокфест, который из года в год собирает полные залы, который только что закончился. Зритель понимает, что он готов раз в году прийти, загрузиться по полной программе всеми проблемами. А к нам они приходят, чтобы посмотреть фильм, например, "В глубинах разума".

Елена Рыковцева: О чем этот фильм?

Софья Гудкова: Это потрясающий совершенно фильм о покорителях город в британской Колумбии. Это удивительная документальная работа, где с одной стороны есть экшен. По большому счету это совершенно сумасшедшие оголтелые молодые люди, для которых жизнь – это горы, снежные лавины.

Юрий Богомолов: Проблема не в том, чтобы подняться, а чтобы спуститься.

Софья Гудкова: Это правда, не все спускаются, в фильме про это есть тоже. Есть момент, где автор пытается показать, что человека может заставить рисковать своей жизнью. Или фильм "12 тысяч дней на земле", тоже очень хорошее кино. Фильмов на самом деле очень много. Нас часто спрашивают, на что зритель ходит чаще всего. Конечно, как и в кассовых кинотеатрах зрители ходят чаще всего на блокбастеры, документальные блокбастеры тоже существуют, конечно, они собирают хорошо. При этом мы стараемся, как Уолт Дисней говорил, что я больше верю в то, что человек получает удовольствие и, развлекаясь, образовывается, чем его образовывать в надежде, что он получит от этого удовольствие. Мы точно так же, мы стараемся так сформировать программу, чтобы фильмы, которые люди смотрят, что-то оставляли у них в душе, в головах.

Елена Рыковцева: Я вчера слушала интервью с деятелем кинопроката, которого спрашивали, как этот год вообще-то? Он сказал, что очень сложно конкурировать с прошлым годом, в котором были такие хиты, как "Сталинград", "Легенда 17". Он сказал, что все пошло на спад, но за счет "Горько-2", за счет еще чего-то, продержались. Но интересно, что он не назвал ни одного из фильмов, о которых так громко говорили, например, он не назвал фильм Михалкова как вытягивающий прокат в какой-то плюс.

Юрий Богомолов: Он не назвал Михалкова, зато назвали буквально дня три тому назад "Вести", которые рассказали о том, что "Солнечный удар" выходит снова в прокат. Взяли интервью у директора киноцентра на Пресне, который сказал, что это делается по просьбе зрителей, которые не успели посмотреть.

Елена Рыковцева: То есть они не успели посмотреть по телевизору по "России-1", когда его показывали на всю страну?

Юрий Богомолов: Наверное. При этом взяли интервью с самим Михалковым, который сказал: о, ес, я горд, что мой фильм снова востребован. Телеведущие тоже поаплодировали. При этом они сказали несусветную ерунду о том, что когда вышел в прокат "Солнечный удар", он нокаутировал все фильмы по части сборов, на телевидении он был показан с каким-то рекордным рейтингом, хотя известно, что это все не так. Я зашел на сайт Киноцентра, это было в воскресенье: это зальчик 33 места, на которые было продано около 10 билетов на одном сеансе. Я зашел на следующий день, там уже этого не было. Не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы распутать эту интригу. Дело в том, что президент упомянул этот фильм на своей пресс-конференции о том, что такой патриотический фильм. Никита Сергеевич, наверное, решил ухватиться за эту идею, так или иначе воздействовал на Киноцентр и затем пришли "Вести" и сняли какой-то репортаж на этот счет. И таким образом получился такой мыльный пузырь, который тут же лопнул, но об этом никто из зрителей российского канала не узнал.

Елена Рыковцева: И он снова постарался его надуть. Какой упорный оказался человек, Никита Сергеевич.

Юрий Богомолов: Он всегда был упорным человеком. Если говорить в целом о кинематографе, то с точки зрения мейнстримовского кинематографа этот год оказался провальным, в отличие от предыдущего, где удалось 20% сборов за счет российских фильмов собрать. Но на удивление оказался богатым авторский кинематограф, артхаусный, как сейчас все чаще говорят. Если мы обратим внимание на то, что прошло по фестивалям, а фестиваль – это те площадки, где артхаус, то везде что-то мы получали. Мы получили в Каннах за "Левиафан". Вообще под знаком "Левиафана" год и прошел в нашем кино. Он насобирал такое количество призов, что, наверное, негде ставить режиссеру Звягинцеву. Еще не вечер, еще впереди "Оскар". Кроме того, посмотрите, на скольких зарубежных фестивалях появилось наших фильмов в числе призеров. "Дурак", такой социальный фильм. Затем Кинотавр выдал обойму нескольких примечательных фильмов, в основном молодых режиссеров. В Венеции, мы знаем, другой Михалков – Андрон Кончаловский получил важную награду и так далее. Я был членом жюри на Выборгском кинофестивале, первым все сливки снимает Кинотавр, а Выборгский, который проходит накануне осени, в конце августа, а на Выборгском мы судим о молоке. Там тоже было довольно много приличных фильмов, не то, чтобы много, но достаточно приличные фильмы. Мне очень понравился фильм, который получил главную награду – это "Сын" Гончакова Арсения. Он выбивался из всего этого. Там был очень интересный фильм, киноверсия "Бесов", снятая не Хотиненко, а молодым режиссером, с артистом Ткачук, который уже зарекомендовал себя хорошо. Там была экранизация пьесы Горького "На дне", осуществленная Владимиром Коттом. Тоже очень интересная, очень дерзкая, смелая. Там еще была картина, о которой, видимо, никто не слышал и никто не знает, "Пациенты" молодого режиссера Оксаны Омельченко. Создалось впечатление, что кино есть – зрителей мало. Проблемы с прокатом, а проблемы с прокатом, видимо, имеют свои корни в том, что у нас, во-первых, неоперившаяся индустрия кино.

Елена Рыковцева: Это же еще нужна рекламная кампания. Правильно Софья сказала, что русский фильм с порога вызывает большие сомнения у всех, потому что знают, что качество не очень. Для того, чтобы он был в прокате хорошо принят, надо, по крайней мере, его раскрутить. А что такое раскрутить – это федеральные каналы, дорогая реклама.

Юрий Богомолов: На блокбастеры так или иначе реклама всегда в бюджете картины находится, а картины, снятые на копейки, им реклама не достается. Что особенно примечательно, я смотрел в Выборге, довольно много картин было представлено, может быть это специфика Выборга, но то, что стоило бы смотреть, все снято на частные деньги, а то, что за гранью – очень большое участие государственных денег. И разговоры функционеров из Министерства культуры, как они заботятся о качестве кинематографа, это разговор в пользу богатых, я бы сказал.

Елена Рыковцева: Они заботятся о чистоте идеи кинематографа, про качество вообще уже речь не идет, речь идет о том, чтобы это не было антигосударственным кино, чтобы не поносили свою родину.

Юрий Богомолов: Я думаю, что они не понимают, что такое патриотическое отношение, любовь к родине.

Елена Рыковцева: Я знаю, Софья, что у вас совершенно недорогие билеты, просто дешевые.

Софья Гудкова: У нас билеты 250 рублей, иногда 100-150, соцпакет для всех школьников. Плюс у нас большое количество бесплатных показов. У нас условно в стране 146 миллионов, из них только 4 миллиона раз в год ходят в кино, если мы говорим о России. Часто говорят: Москва – не Россия, здесь ситуация другая. Наша аудитория, зрители, которые ходят в Центр документального кино, как правило, некий постоянный костяк людей, те, кому интересно документальное кино, те, кто к нам уже приходили, кому нравится атмосфера, а это крайне важно, чтобы люди себя чувствовали комфортно, спокойно. Что касается фильмов, фильмы есть. За этот год, если мы говорим о российском прокате документальных фильмов, совершенно потрясающий у нас фильм "Здорово и вечно". Это фильм о группе "Гражданская оборона". Совершенно замечательно мы показали "Последний лимузин" и "Непал форева". То есть фильмов достаточно много, я могу дальше перечислять. Изначально была идея в том, чтобы показывать интересное, не хорошее, а интересное документальное кино, которое затрагивает ту или иную тему, а после мы в режиме трансляции устраивали обсуждение, приглашали экспертов из той или другой области. Если бы не кризис, который свалился к нам на голову, у нас каждый месяц идет прирост, прирост и по проданным билетам, и по аудитории.

Елена Рыковцева: То есть идет все-таки народ смотреть хорошее кино?

Софья Гудкова: Я не могу согласиться с тем, что народу это неинтересно. Нужно понимать, что это не история про массового зрителя, такой задачи никогда не было.

Юрий Богомолов: Я бы так сказал, кстати, Софья, а вы не пробовали не то, что удешевлять билеты, а удорожать?

Софья Гудкова: Знаете, у нас есть некоторые проекты, на которые мы физически не можем поставить цену ниже, где правообладатель фиксирует цены. Мы очень хорошо показываем трансляции спектаклей драматических британских, там цена 600 рублей за билет. Я не вижу никакой разницы, зритель, который готов заплатить за качество и хочет прийти, он готов заплатить 600 рублей точно так же. Мы тоже пришли с такой целью, что мы пришли не на один день, нам тоже хочется просуществовать какое-то время, а это значит, что зрителя надо привлекать, его нужно в какой-то степени образовывать и ждать, что для него поход в кино станет доброй традицией. Поэтому изначально, когда мы выбирали цену на билет, мы взяли среднюю цену на игровое кино, немного ее опустив. И то нас очень часто представители Артдокфеста ругали. Прошлой осенью мы показывали фильм про Рудольфа Нуриева, одно из моих ярких впечатлений: я спускаюсь в зал и вижу, что в кассу стоит очередь из совершенно божественных бабулечек лет 70-ти, как будто их автобусом привезли, которые покупали билеты. Потому что для них Нуриев – это не просто.

Елена Рыковцева: То есть они узнавали, все-таки есть какая-то система оповещения среди фанатов.

Софья Гудкова: У нас нет никакого бюджета для рекламы. Наша система оповещения – мы рассылаем всем представителям средств массовой информации наши анонсы, про нас пишут "Телегид", "Афиша", "Таймаут", а дальше соцсети. Основная наша аудитория – это молодой активный москвич, который, просыпаясь, перед тем, как чистить зубы, заходит в Фейсбук. В Фейсбуке у нас на данный момент 16 тысяч подписчиков, это за полтора года плюс 13 тысяч прирост. То есть это довольно хорошие цифры даже для рекламодателей, они сейчас на это смотрят. Тем не менее, и этого недостаточно, конечно.

Юрий Богомолов: То кино, о котором вы говорите, и то кино, о котором я говорю – артхаусное, это кино до востребования, а не просто пульверизатор выстреливает в прокат, идет анонсирование, а это кино, в котором нуждается член общества.

Елена Рыковцева: Но нужно объяснить этому члену, что он нуждается в этом фильме.

Юрий Богомолов: Я посылаю письмо до востребования.

Елена Рыковцева: Это все равно не та массовая аудитория, которую заслуживает этот фильм.

Юрий Богомолов: Помните советское время, которое я очень хорошо помню и знаю, как тогда продвигались фильмы, тогда продвигалась любовь к кино. Было такое бюро пропаганды советского киноискусства, которое пропагандировало и зарубежное. Люди брали, киноведы, кинокритики, в том числе и я, ехали по городам Поволжья, Урала, Северного Кавказа, там всегда были определенные категории зрителей, которые кучковались в клубах и интересовались. Мы не могли особо новые фильмы показывать, мы брали фрагменты из старых фильмов. Но они не столько фильмы хотели смотреть, сколько поговорить за фильмы, за кино и за действительность. Этот мотив, этот фактор работал со страшной силой в этих поездках. Как пропагандировать не просто фильмы отдельные, а как пропагандировать любовь к кино. Она действительно увяла в отношении кинематографа. Это объясняется тем, что очень много появилось альтернативных способов знакомства. Кино в советское время за железным занавесом было альтернативной реальностью.

Елена Рыковцева: Тем более, что по телевидению не было того, что мы получаем сейчас. Все это кино у вас есть, не выходя из дома.

Софья Гудкова: В советское время ходили в кинотеатры, прежде, чем посмотреть игровое кино, мы смотрели документальные работы. Был навык смотрения так или иначе.

Юрий Богомолов: Сейчас я прихожу на какой-нибудь новый фильм, на который меня затаскивает внук, мы смотрим с ним с напряжением эти анонсы.

Елена Рыковцева: Вы вычленяете для себя из них что-то, на что я пойду, когда-то было такое, что вы зацепились за что-то из этого анонса и пошли?

Юрий Богомолов: Сегодняшние анонсы очень сильно деформированы. Там выбираются наиболее действенные, трюковые.

Елена Рыковцева: Когда я смотрю эти анонсы, думаю, если уж это лучшее, что они выбрали, то можно представить себе весь фильм.

Софья Гудкова: Когда мы полтора года назад открылись, наша была главная проблема, что когда речь шла про российское кино – это замечательное кино, очень хорошие работы, но у фильма нет никаких промоматериалов, нет трейлера, нет афиш, нет буклетов. Понятно, что когда вы берете западное кино, они умеют себя продавать и преподносить. Сейчас мы добились того, что практически на каждый фильм, который идет у нас в кинотеатре, у нас есть трейлер, пусть на коленках молодыми документалистами сделан, но тем не менее, это все равно хоть что-то.

Юрий Богомолов: То, как замечательно умеет продавать свои показы Первый канал, который вставляет в каждую популярную свою программу что-нибудь про это, включая "Вечернего Урганта".

Софья Гудкова: У меня есть замечание по поводу телевидения, потому что я много лет работала на телевидении, у меня было ощущение, что все смотрят телевизор. На самом деле это не так. Например, большинство наших зрителей телевизор смотрят крайне редко и избирательно. Даже мы это заметили, есть замечательный фильм Лени Парфенова "Цвет нации", который сначала у нас была премьера закрытая, потом его показали на Первом канале, дальше был прокат этого фильма. И буквально недавно в рамках Ночи искусств в Москве мы участвовали в акции, нам предложили показать в нестандартном месте. И мы показали "Цвет нации" на Казанском вокзале. Казалось бы, Казанский вокзал, как раз такое население, которое с одной стороны смотрит телевизор, не москвичи, люди, которые случайно оказались на вокзале, но при этом, когда мы дали анонс, вокзал был битком. И было такое большое количество отзывов, мы еще сделали Скайп-конференцию с Леонидом, который в этот момент находился на фестивале в Екатеринбурге. Люди говорили: господи, спасибо вам большое. Мы говорили: неужели вы это не видели? Даже по телевизору показывали. Поэтому эта идея, что если показали по телевизору, что все посмотрели – это не так, это иллюзия.

Вторая часть программы на тему: как в России воспримут фильм о лесбийской любви, здесь